Чаплыгина Г. Ф. Мои подруги, часть 1

Галина Чаплыгина
МОИ ПОДРУГИ
Часть 1

на фото: наверху Женя, Таня,Лида; внизу Вова, Нора, Я, Борис.


Да, пожалуй, первой настоящей подругой была моя одноклассница Женя Б.  Я знала ее еще в 7 классе (1944-45гг.) в так наз. железнодорожной школе на Киевской улице,  но мы еще не были подругами. Я только знала, что она живет где-то в конце Киевской улицы. А вот с сентября 1945г.  нам пришлось вместе ходить в единственную тогда в городе десятилетнюю школу № 4 на пр. 25 Октября.  Путь был не близкий: Жене нужно было пройти всю Киевскую улицу, у дома № 10 к ней присоединялась я, затем вместе мы доходили до Коннетабля, спускались вниз, проходили по улице пр. 25 Октября вдоль всего дворцового парка, проходили мимо Стадиона – и вот, наконец, наша школа (дом № 18), когда-то бывшая женская гимназия.

Я не помню, сколько это занимало у нас времени, но вдвоем нам, конечно, было интереснее преодолевать этот путь. И так было три года (8, 9, 10 классы). После уроков домой мы тоже шли вместе. Если ходили куда-то гулять, то тоже вместе. Много беседовали о текущих делах и жизни вообще. Я узнала, что у Жени уже давно больна мать (не встает с постели), что у нее есть младшая сестра и папа. Из всего этого следовало, что живут они весьма скромно, и что Жене очень многое приходится делать по дому. У меня была только мама, и наше «финансовое положение» было почти плачевным. Так что в этом отношении мы с ней были равными. Поэтому кусок жмыха, который моя мама принесла накануне мне, мы обе с удовольствием уплетали по дороге в школу. Завтраков мы с ней тогда в школу не носили.

Мне с Женей было очень интересно, потому что она была очень начитанной. Она много интересного рассказывала мне. В дороге домой мы много шутили и смеялись. Мы вдвоем залезли в руины нашего гатчинского дворца и облазили всю его разрушенную часть. Полы между этажами были разбиты, так что порой приходилось пробираться по узким досочкам вдоль стен. Было очень весело и интересно, хотя ничего особенного мы там не нашли. Весной мы часто пробирались на Длинный остров (вход был загорожен проволочной сеткой, но с дыркой), гуляли там в одиночестве или готовились к сдаче экзамена.

Состав класса был разношерстный. Были и скромные девочки, а были и такие, жизненный уровень которых намного превышал наш с Женей. Их, пожалуй, было трое – Ира Г., Таня М, и Лида З. Они и одевались лучше нас, и всегда носили с собой завтраки. Особенно богатый завтрак был у Иры, и я ей даже завидовала. Но зря – оказалось, что Ира была больна туберкулезом легких, поэтому ее мама так старалась ее подкормить. К сожалению, Ира прожила не долго.

У Тани была полная семья, папа строил какие-то дома. Кстати, моей маме как-то удалось устроить меня летом к нему в строящийся дом в качестве рабочей на один месяц – и это было необыкновенно здорово, потому что я получила рабочую карточку и получала каждый день 600 грамм хлеба! А мама -  только карточку служащей (билетный кассир в вагоне небольшого подкидыша на железной дороге). Каждый день мама со своим подкидышем проезжала мимо места строительства этого двухэтажного деревянного дома, где я работала, и я, получив предварительно хлеб, должна была передать и ей половину. Но половины частенько уже не оставалось, а намного меньше, т.к. очень хотелось есть.
Ну, в общем, у Тани все было хорошо, лучше, чем у нас.

Лидочка жила с тетей, о родителях я ничего не слышала. Но тетя, видимо, была достаточно обеспеченной, так что Лидочка имела все самое лучшее.

Но мы дружили со всеми тремя девочками, хотя на каток и на танцы в клуб они ходили без нас. Ходили гулять в парк, ходили в гости, в основном, к Тане, у нее квартира была побольше. Шутили, смеялись, рядились в какие-то необычные наряды.
В школе было два старших класса (а и б), так вот во втором классе было много мальчиков, а в нашем мало. И мальчики из этого класса начали ухаживать за нашими девочками, за Лидой точно ухаживал Толя С., и после школы они поженились. Таня нашла себе мужа в институте, в котором она училась.

А вот за нами с Женей никто не ухаживал. На свой счет я и не расстраивалась, так мой небольшой рост и явная неустроенность по жизни, как я понимала, никого не могли привлечь. Хотя был однажды такой казус: я получила странную записку от Вовки С. из нашего класса, записка оказалась пустой. Как выяснилось позже, Володя не мог выбрать из двух одну – из меня и Ирочки Б., тоже скромной девочки. И чтобы решить эту дилемму, он написал записки и той, и другой: одну пустую, другую с каким-то предложением, и не глядя раздал их.  Мне досталась пустая, Ирочке с «предложением». Ира приняла его предложение, они стали дружить и после школы они поженились.

Но меня это  не расстроило, т.к. Володя нисколько меня не интересовал, и я вряд ли тогда приняла бы его предложение. Мне очень нравился другой мальчик, из смежного класса - очень симпатичный и очень «богатый» (сын директора Мариенбургского завода им. Рошаля). Дело было не в богатстве, он был очень скромен и никак не кичился своим отцом. Дело было в том, что я сама понимала, что нас разделяет пропасть.  Хотя, будь у меня свои коньки, я могла бы тоже кататься на  катке в конце парка Сильвия, потому что он, живя в Мариенбурге, ходил кататься именно туда. Другие девочки катались на катке Стадиона, в центре города. Может быть, что-нибудь и произошло бы, поговаривали, что он искал скромную подругу.

Тем не менее, мы с Женей и другими подружками обучались езде на велосипедах, принадлежащих мальчикам из смежного класса. И научились очень быстро, сразу. Так что, спустя какое-то время, даже решились, попросив велосипеды, поехать в ночь из Гатчины в Ленинград. Почему в ночь? Потому что меньше народу. Мы очень красочно себе представляли, как рано утром въезжаем в город Ленинград! Как я теперь понимаю, идея была абсурдной. Даже просто, без приключений, проехать 45 км без предварительной тренировки глупо, мы просто не выдержали бы. Но мало того, не обошлось и без приключений. Мы успели доехать только до выездных ворот, как тут же начался сильный дождь. Укрывшись в канаве возле ворот, мы немного переждали, но тут показалась грузовая машина, в кузове было полно мужчин. Они заметили нас и стали звать с собой. Поняв, что нам просто не везет, мы разъехались по домам.

В 10-ом классе у Жени появился «кавалер» - Леня, старше нас на год или два, он учился в каком-то военном училище. Семья Жени к этому времени переехала в домик в районе Загвоздки, какие-то дома для железнодорожников, почти напротив Варшавского вокзала. Так как заходить за Женей в открытую Леня не решался, ему приходилось приходить ко мне, а потом мы шли на Варшавский, я заходила к Жене, мама отпускала ее как бы гулять со мной, а потом мы гуляли втроем, не долго. Потом я уходила домой, а они оставались гулять вдвоем.

После окончания школы Леня предлагал Жене пожениться. Но, видимо, она не была по-настоящему влюблена, потому что сказала ему так: «Подожди еще год, и тогда все решится». Я не была в курсе всех событий и даже не знала, что она взяла и поступила в ЛГУ на геологический факультет (!). Если бы я знала, я ее поддержала бы, так как всегда считала Женю очень умной и способной заниматься даже наукой.

Следует рассказать, что в школе мы с Женей, каждая тайно, но все-таки страдали из-за отсутствия хорошей одежды. Чтобы как-то себя украсить, Женя завивала волосы на бигуди и приделывала маленькие бантики в волосы. Кроме того, она мелом белила себе лицо. Очень хорошо помню, как она, помазав палец о побеленую стену, «пудрила» носик. Но на геологическом факультете «такие штучки» не проходят. Так что ее бантики и припудренное лицо не произвели эффекта.
Видимо, она поняла, что других кавалеров у нее не будет, и согласилась на брак с Леней.
Тут, наверное, сыграл роль еще тот факт, что, оставшись дома, она опять была бы привязана к больной матери, ей пришлось бы стать главой семьи (отец вскоре ушел из семьи).
Таким образом, ей пришлось уехать с мужем в военный гарнизон где-то в Сибири и посвятить себя детям. Жизнь в военном гарнизоне не блещет удобствами и культурными развлечениями. Жене пришлось даже завести козу, чтобы у детей было молоко. Я видела ее спустя несколько лет, когда она приехала к маме в гости. У нее было двое детей, мальчик и девочка, приятные, воспитанные дети. Чувствуется, что она вложила в них много души.
Но мне было отчасти жаль ее, так как ограничить себя рамками семьи – это не интересно. Тем более, для такой умницы, как Женя. Но она сама сделала свой выбор.

А через год после окончания школы, случайно встретясь с Женей, я узнала о геологии и об ЛГУ. К этому времени я разочаровалась в пединституте и собиралась куда-нибудь уходить. Женя посоветовала мне сходить  на лекцию по геологии, и это определило весь мой дальнейший жизненный путь. Я тоже поступила в ЛГУ и окончила геологический факультет по специальности «геолог-геофизик». И никогда об этом не пожалела.

Вот такая у меня была подруга в школе.