Лобозов Василий Андреевич

Олег Каминский
Родился  19  января  (1  февраля)  1913  года  в  деревне  Василёво  (Васильево)  Вяземского  (Тёмкинского)  района  Смоленской  области  (Россия)  в  крестьянской  семье.  Русский.  Окончил  Демидовскую  начальную  школу,  Леонтьевскую  7-летнюю  школу  и  школу  фабрично-заводского  ученичества  в  Вязьме.  Работал  в  Смоленске.  В  1932  году  переехал  в  Москву,  работал  слесарем  на  заводе  «Спецстрой».   
В  РККА  с  1935  года,  был  призван  Московским  городским  военкоматом.
Окончил  Воронежскую  школу  младших  авиаспециалистов.
Присвоено  воинское  звание  «младший  командир».
Служил  стрелком-радистом  в  авиационной  эскадрилье  ВВС  в  Смоленске. 
Участвовал  в  национально-революционной  войне  в  Испании  с  осени  1936  года  по  1937  год  в  качестве  стрелка-радиста  бомбардировщика  СБ  12-й  бомбардировочной  группы  республиканской  авиации.
Имел  псевдоним  «Феликс  Лопес».
В  составе  экипажа  старшего  лейтенанта  Н.  А.  Острякова  принимал  участие  в  повреждении  немецкого  линкора  «Дойчланд».  Линкор,  стоявший  на  якоре  близ  острова  Ибица,  был  поврежден  двумя  бомбами  28  мая  1937  года  в  18.40  в  Средиземном  море,  на  траверзе  Малаги.  Погиб  31  немецкий  матрос,  110  были  ранены.*
Всего  в  Испании  совершил  153  боевых  вылета,  вместе  с  экипажем  сбил  3  самолета. 
После  возвращения  из  Испании,  продолжал  службу  в  авиации  ВМФ.
Окончил  7-ю  военную  авиационную  школу  лётчиков  в  Сталинграде  (учился  с  1938  года  по  ноябрь  1939  года).
Присвоено  звание  лейтенанта.
Служил  пилотом  40-го  бомбардировочного  авиационного  полка  ВВС  Черноморского  флота.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  июня  1941  года. 
Командуя  звеном  2-й  эскадрильи  40-го  бомбардировочного  авиационного  полка,  воевал  на  Юго-Западном  фронте,  участвовал  в  обороне  Одессы. 
30  августа  1941  года  в  бою  у  станции  Выгода  под  Одессой  вместе  со  своим  экипажем  сбил  Ме-109  и  был  тяжело  ранен  в  бедро. 
В  боях  1941  года  был  повторно  тяжело  ранен. 
Принимал  активное  участие  в  обороне  Севастополя. 
Присвоено  звание  капитана.
К  концу  июля  1942  года  произвел  106  боевых  вылетов,  из  них  на  самолете  СБ  4  вылета,  в  том  1  вылет  ночью,  на  самолете  Пе-2  -  102  вылета.  Провел  4  воздушных  боя,  его  экипажем  было  сбито  2  истребителя.   
Участвовал  в  боях  за  Кавказ,  был  заместителем  командира,  командиром  27-й  отдельной  разведывательной  эскадрильи,  совершил  более  50  вылетов  на  разведку. 
Окончил  Высшие  офицерские  курсы  ВВС  ВМФ  (учился  с  апреля  1943  года  по  июль  1944  года). 
Присвоено  звание  майора.
Служил  в  должности  помощника  командира  по  летной  подготовке  30-го  разведывательного авиационного  полка  ВВС  Черноморского  флота.
К  середине  декабря  1943  года  совершил  185  боевых  вылетов,  уничтожил  на  земле  6  самолетов,  2  железнодорожных  эшелона  на  станции  Выгода,  в  составе  экипажа  сбил  2  истребителя,  повредил  Чернаводский  мост  в  Румынии.
В  боях  был  неоднократно  сбит  и  ранен. 
30  ноября  1944  года  при  выполнении  боевого  задания  на  самолете  А-20Ж  «Бостон»  погиб  вместе  со  всем  экипажем  в  авиационной  катастрофе.**  Похоронен  в  братской  могиле  в  городском  парке  города  Саки  (Крым).

Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  16 мая  1944  года  за  «образцовое  выполнение  боевых  заданий  командования  на  фронте  борьбы  с  немецкими  захватчиками  и  проявленные  при  этом  отвагу  и  геройство»  майор  Василий  Андреевич  Лобозов  был  удостоен  высокого  звания  Героя  Советского  Союза  (медаль  «Золотая  Звезда»  №  3673).

Награждён  орденом  Ленина  (16.05.1944),  тремя  орденами  Красного  Знамени  (21.06.1937,  22.10.1937,***  13.08.1941),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (29.11.1942),  медалями  «За  оборону  Одессы»,  «За  оборону  Севастополя»,  «За  оборону  Кавказа».

Примечания: 
*     По  другим  данным  погибло  24  немецких  моряка,  82  было  ранено.
**     По  данным  открытой  печати,  при  возвращении  из  разведывательного  полёта  над  территорией  Венгрии,  самолет  был  поврежден   немецкими  истребителями.  Однако  эти  данные  вызывают  сомнение.   
***     Орден  имел  порядковый  №  81/"2".