Как я ходила в горы

Наталья Бобыкина
Экстремальные виды отдыха -
альтернатива закрывшему
для нас двери Египту

Я не сторонник тихого и спокойного отдыха. Лежать на пляже и подставлять жаркому солнцу разные части тела – это скучно. Мне экстрим подавай. То меня тянет на Соловки в лабиринты, то в долину дольменов в Геленджик. Вот и в этом году, списавшись с инструктором-скалолазом, я выбрала поездку в Западные Саяны на горный хребет под названием Ергаки. Название это связывают с тувинским словом «эргек» («улуг-эргек») — большой палец. Так названы эти горы, потому что в центре всей величавой горной гряды стоит высокий горный пик Звёздный, похожий на этот самый большой палец. Но главной целью моего похода была таинственная гора Парабола – временной портал легендарной гиперборейской цивилизации, жившей  миллионы лет назад. Так говорят знающие люди.
Нулевой точкой сбора туристической группы стал Красноярск, где собралась разношёрстная команда: сам инструктор, три подростка, семейная пара, одинокая мама с шестилетним ребёнком, пенсионер-биолог и я, административная дама с подорванным сидячей работой здоровьем.
Ехали мы целую ночь по хорошей асфальтовой дороге, проезжали по пути Красноярский край, Бурятию, Туву и Хакассию. Это потом на обратном пути мы увидим красоту зелёных долин, горных пейзажей и уютных посёлков. А сейчас на первой остановке, где мы остановились размять свои затёкшие ноги, нас поразило необыкновенно близкое звёздное небо, на котором до боли знакомыми выступали созвездия Большой и Малой Медведиц, а в центре этого сверкающего волшебства отчётливо и близко (только руки протяни) сиял Млечный путь – наша родная галактика.
Вторая наша остановка была уже утром, где в туманной дымке проступали  те самые горы, куда стремилась я последние полгода, отвлекаясь в мечтах от кучи административных отчётов. Инструктор показал и назвал нам все знаменитые хребты и пики: перевал Художников, пик Птиц, Спящий Саян, пики Молодёжный и Зеркальный, Ноги, Целующиеся Бегемотики и пик Звёздный - гордый палец Саян.
Возле станции Спасателей водитель автобуса выгрузил всю нашу группу вместе с тяжелейшими рюкзаками и уехал, пожелав доброго пути. Нас  всех зарегистрировали в  службе спасателей горными туристами и поход начался.
Дома, примеряя рюкзак, мне казалось, что легко и беззаботно пройду я по горным тропкам, фотографируя красивые горные пейзажи. Не тут то было. Первый путь мне дался нелегко. Тропинка всё время поднималась в гору, тяжёлая ноша на спине норовила придавить меня к камням, а весёлые ручьи, журчащие прямо по туристическим тропинкам, превратили дорогу в сплошное болото. Я плелась сзади всех, проклиная тот день, когда выбрала для себя такой экстремальный отпуск, как вдруг вся группа остановилась возле горного ручья. Громкое журчание воды по камням, необыкновенно пышная растительность вокруг и запах сибирского кедра как-то успокоили меня. Инструктор Михаил старался развлечь нас, рассказывая по дороге интересные истории из своей богатой горной жизни. И все его рассказы начинались со слов: «Несли мы как-то труп погибшего альпиниста…» Ему вторил капитан подводной лодки Андрей, участник похода. Так мы постепенно доползли до своего окончательного привала – перекрёстка, где сходятся все тропинки в Ергаках, и раскинули лагерь. Первый суп, приготовленный на костре, был божественным, а ночью Ергаки снова порадовали нас своим звёздным небом.
На следующий день начались радиальные походы по горам. Мы побывали у Карового озера -  истока нескольких горных рек, посетили долину монументов, увидели знаменитый падающий камень – лягушку, цветущие в августе весенние цветы жарки, поднялись на перевал Художников. Перевал так называется потому, что с него открывается такой вид на другой стороне склона, что захватывает дух. Все туристы поначалу столбенеют от высоты, красоты и великолепия. Даже фотографы не спешат расчехлить свои фотоаппараты, стараясь насладиться открывшимся простором и свободой, а потом часами щёлкают затворами, меняя объективы. Но то, что мы видим в Яндекс-фотках, ничто, по сравнению с настоящей природой. Я получила истинное удовольствие от увиденного и поняла, что не зря в этом году я выбрала эту поездку.
Ночью опять было звёздное небо и, как бонус для покорителей гор, начался звездопад. Наша планета Земля ежегодно в начале августа входит в созвездие Персеид и астероиды, как маленькие лучики, быстро мелькают в небе, не успеваешь даже загадывать желание. Высматривая астероиды, мы отчётливо увидели пролетающие по небу самолёты и неопознанные летающие объекты. Хотите - верьте, хотите - нет.
К сожалению, цели своего пути я не достигла. Из-за ухудшившегося здоровья, мне пришлось отказаться от двухдневного похода к горе Параболе и озеру Горных Духов. Но туристы, сходившие к этому таинственному месту, поделились своими впечатлениями. Гора Парабола имеет необычный вид. Она состоит из двух пиков, один из которых очень острый. По исследованиям учёных, гора имеет искусственное происхождение. Природа всегда стремится сгладить острые углы, а здесь тонкий и острый отполированный пик высоко смотрит в небо, другой же, толстый и с тупым концом, образует с первым идеально ровное полукольцо. Видимо, из этого отверстия и вылетают НЛО. На озере Горных Духов туристы в определённые дни видят таинственные движущиеся тени, и впечатление это -  не для слабонервных.
Пока наша группа была в походе, оставшиеся в лагере туристы тоже не остались без приключений. Ночью к нам в лагерь наведался медведь. Скорее даже медвежонок. Пятимесячный зверь весом в 250 килограммов прошёл мимо наших палаток, тяжело дыша. Утром мы рассматривали медвежьи следы,сравнивая их с женским 38-го размера сапожком. Для нас, дилетантов, это был не медвежонок, а огромный зверюга. От сознания того, что он прошёл мимо моей палатки, мне уже становилось жутко. Но я ведь хотела экстрим, и я его ежедневно черпала полной ложкой. Следующей ночью я отпугивала зверя звоном металлической посуды, который, оказывается, медведь не переносит. Звук болезненно отзывается в медвежьих ушах и отгоняет его от объекта.
Конец нашего похода был немного смазан плохой погодой. Последние три дня шёл непрерывный дождь. Вода в горных реках поднялась на 10 см, и переход через них стал проблемой для всех туристов. Группы, проходящие мимо нас, долго толпились у берегов с той и с другой стороны речки Буйбы, обсуждая как перейти разлившийся водный поток.
Наш лагерь, стоящий у перекрёстка горных троп, позволял видеть все входящие и выходящие группы. Мы видели группы маленьких туристов – детей 5-8 лет, идущих с родителями и инструктором, а также много пожилых туристов, выбирающих для себя такой необычно активный отдых. Ни у кого на лице я не увидела неудовольствия. У всех были тихие и счастливые улыбки. В конце похода я всем уверенно показывала дорогу к искомым объектам и понимала, что я приду сюда ещё раз. Свою цель – гору Параболу и озеро Горных Духов - я должна достигнуть. Для этого мне нужно тренироваться целый год.
Путь назад был намного легче, чем подъём в горы. Я последний раз впитывала чистый воздух, пила прозрачную воду из ручья, любовалась туманом, который дал нам возможность получить напоследок красивые кадры. Поездка в Красноярск заняла целых 10 часов, и мы по достоинству оценили качество сибирских дорог и красоту местных пейзажей. Кое-где в долинах мы увидели древние камни - места захоронений таинственного народа, жившего здесь более 1000 лет назад.
Дома, окунувшись в работу и семью, я поняла, что  горы уже зовут меня назад. Да, я снова пойду туда за новыми впечатлениями, нужно только хорошенько подготовиться к новому походу. Всё в моих руках, и я видела, что возраст этому – не помеха!
2013 год.