Мамины уроки

Людмила Кольцова
       
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —        (В.В. Маяковский)

         Сегодня отчетливо помню этот случай , что произошёл со мной в начальных классах.
    Я с родителями живу в не большом поселке железнодорожников, что расположился неподалеку от железнодорожной станции, такой свой маленький мирок , отрезанный от цивилизации железнодорожными путями, по которым и днем и ночью грохочут грузовые составы, мчат скорые пассажирские поезда и пронзительным свистом оглашают свое прибытие электрички , что везут рабочих с ближайших и дальних станций на работу в город. По ним сверяем часы с раннего утра и до позднего вечера. По другую сторону путей сообщения раскинулся  целый железнодорожный узел со своими Депо, парками формирования,электровозами и локомотивами.   
    Через всю эту железнодорожную кровеносную систему станции был построен огромный мост с несчетным количеством ступеней. С его высоты вагончики и локомотивы казались совсем крошечными. Сам мост навевал на меня панический ужас, так как при большом скоплении народа, что обязательно было по прибытию утренних рабочих электричек,мост начинал резонировать.
    За мостом расположилась вся инфраструктура отдаленного (ныне микрорайона города)поселка городского типа. Жилые одноэтажные кварталы домов, уютные дворики Хрущевских двухэтажек,(где приютились аптека, почта, магазинчики) парки, скверы, детские сады, поликлиника и больница,огромный четырехэтажный клуб с неимоверным количеством библиотек, секций, своим кинозалом , летней танц-площадкой. И конечно же школа. Моя родная школа № 80.
    от моего поселка, минуя лесополосу, станцию, жилые кварталы  до школы расстояние было без малого три километра. И вот этот маршрут, включая и жутко раскачивающийся в моем воображении мост, я проходила каждое утро и возвращалась после школы тем же путем. Дорога не из легких даже для взрослого человека, для ученицы начальных классов была бесконечной и тяжелой( школьный ранец за плечами и сумка со сменной обувью в довесок).
    Чтобы скрасить свой маршрут я непременно заглядывала  на почту, с целью поглазеть а к случаю и купить новую красочную открыточку   или конверт и писчую бумагу . Иногда заходила в хозяйственный магазин за необходимым для дома по просьбы мамы.
     Вот и в тот раз о котором хочу рассказать я заглянула в этот магазинчик. С собой у меня были огромные деньги, пятьдесят копеек, и задание мамы купить новую детскую мочалочку, стоимостью вполовину меньшую чем мой капитал. Я протянула продавцу монетку и попросила небольшую белую мочалку в пленочной прозрачной упаковке. Приветливая женщина протянула мне мою покупку и сдачу. Монет меньшего достоинства ,  было так много, что они заняли  мой детский кулачек целиком. Пересчитывать я не стала, а отправилась довольная домой:-"Надо же ! И покупка есть и денег кажется стало ещё больше"-подумала я.
    Дома меня ждала мама, переживая всякий раз, благополучно ли я дойду из школы. Встречать не всегда была возможность, на её руках была моя младшая сестричка.
    Я радостная вошла в дом и распахнула перед мамой запотевший от монет кулачек:-"Мам , смотри сколько мне денег дали на сдачу!"
 Мама неодобрительно  окинула взглядом монеты:-"А сколько же стоит покупка и сколько у тебя денег  было?" -"Было пятьдесят копеек, мочалка стоит двадцать семь копеек"-выпалила я, подтверждая свою догадку о не правильно выданной  сдаче.
" Так сколько же копеек должно остаться?-строго спросила мама,- "Математику ты ведь проходишь, считать, умножать, делить научилась."
Краснея от стыда я начала пересчитывать монеты, которых на мою беду оказалось ровно семьдесят три копейки. Продавщица, заработавшаяся за день , видно посчитала мою монету не за пятьдесят копеек , а за один рубль, и дала мне сдачу именно из такого расчета.
    Мама и без счета поняла что денег больше, чем положено: -"Ты сейчас вернешься, извинишься и отдашь лишние деньги"-спокойно и почти холодно сказала она, - "или я знать тебя не желаю!"
    Из глаз моих брызнули слёзы,  и от досады, что придется расстаться с таким неожиданным сокровищем, и от того, что вернуться назад означало пройти три километра туда и три обратно, но более всего меня терзал стыд, не дававший мне сойти с места. " Иди!"- коротко и неумолимо повторила мама.
     Такой длинной мне еще никогда не казалась моя привычная дорога. Не обращал на себя моё внимание ни мост, ни паровозики, весело снующие по железнодорожному парку, я шла повесив голову на грудь словно на свою казнь.
    В магазинчике было также светло, чисто и приветливая продавщица снова поздоровалась:-"Не вспомнила меня?-подумала я, - " А может спрятать от мамы деньги и вернуться домой?"
  Несколько минут я боролась с собой, стоя у прилавка и делая вид буд то рассматриваю товары. Но внутренний голос призвал к ответу мою совесть и тихим голосом я почти прошептала:"Простите!"
    "Что ты хочешь купить , деточка?"-обратила на меня внимание продавщица,-"Тебе что то показать?" " Нет" -более уверенно ответила я, и раскрыв ладошку высыпала на прилавок гору мелочи,-"Вот, возьмите пожалуйста, вы ошибочно мне дали сдачу".
     Она всплеснула руками, вспомнила и меня и покупку, отсчитала полагающиеся деньги, остальные протянула мне:-" Спасибо тебе большое!"-и пихнула мне в руку невесть откуда взявшийся, как по волшебству , петушок на палочке,- "Вот повезло чьей то маме"-умилительно сказала она, посмотрев на меня.
     Я не помню дорогу назад, не помню как шла домой, потому что просто летела на крыльях счастья. Ничто больше не тяготило мою детскую душу, не грызло меня изнутри, а наполняло неведомым тихим сияньем.
 Ласковый, одобряющий мамин взгляд и объятия её теплых рук,по возвращению домой, навсегда привили мне урок честности и справедливости.