Музыкальный замкнутый хроматический цикл

Любовь Звездина
«Слова тайн Гермеса:. ..что находится внизу, аналогично (соответственно тому) что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи».
Единое, неотделимое на совокупности пространство, в котором, включая нас с вами пребывает любой другой элемент мироздания включая атомы и Вселенные, существует по одному и тому же сценарию. И в макро и миромире существование возможно только в согласии общим принципом построения. Основой же этого построения является гармония.
Астрологический термин «Аспект» подразумевает, резонанс, в который вступают между собой планеты, характеристики контакта между собой.
Считается, что энергия, исходящая из небесных тел сливается при гармоничном аспекте и препятствует друг другу при дисгармоничном.
Гармоничность и дисгармоничность аспекта позволяет нам выносить суждение о благоприятности или не-благоприятности того или иного взаимодействия/влияния.
Идеальным образцом гармоничности и не-гармоничности является музыкальное созвучие. Каждый из нас может определить приятное и неприятное звучание на слух. Иногда это созвучие, иногда это музыкальное произведение, а в некоторых случаях и ситуация. Бывает, даже гармоничное произведение кажется нам неприятным на слух, если звучит в неподходящее время, в неподходящем месте или связано с неприятными воспоминаниями.
Время от времени мне приходится подбирать себе новую музыку для будильника и звонка телефона. Как бы идеально она не звучала, спустя время, я испытываю внутреннее содрогание, услышав знакомые звуки. Редко когда мне удается выспаться и каждое утро начинается с насилия над собой, к которому призывает звук моего будильника. Увы, даже гармоничные звуки могут восприниматься как дисгармоничные.
Музыка созвучна человеческой природе, интонациям человеческого голоса, по этому, может являться прекрасным примером гармонии и дисгармонии.
Разобраться в сочетании звуков и их организации между собой достаточно сложно. По этому, правильнее будет начать с самого простого. Тем более, что один и тот же принцип организует как большое, так малое.
Представив замкнутую двенадцатиричную сферу, по которой последовательно, поступенно чередуясь шагом в пол тона расположены ноты октавы. Направление может быть как по часовой стрелке, так и против часовой.
В европейской традиции, звукоряд представлен шагами в полутон или тон.
Если мы будем подниматься или опускать последовательными полутонами, самыми маленькими общепринятыми интервалами, то у нас получится хроматическая гамма, если же целыми тонами, то целотонная. Ни одна ни другая не покажется нашему слуху приятным.
Услышать гармоничность того или иного геометрического взаимодействия можно при помощи музыкальный подсказок, позволяющих определить интервал. Они приведены в конце текста.
Гармония в музыке отражена консонансами и диссонансами. Гармоничным устойчивым и негармоничным звучанием, создающим напряжение с требующим завершение гармоничным звуком. Долго слышать диссонанс не возможно из-за его неприятного звучания, но он необходим, так как благодаря его звучанию, последующий гармоничный звук обретает дополнительную значимость, красоту. Чаще всего, в звуковой канве, диссонансный звук является проходящим, кратким, связывающим между собой звуки.
Самым неприятным по звучанию является Тритон (Уменьшенная квинта и он же Увеличенная кварта). В замкнутой звуковой сфере именно тритон противостоит изначальному звуку, отражая самую напряженную из возможных позицию. Звучание тритона чрезвычайно сильное, за счет контрастности всех видов звуковых градаций.
В любом природном цикле, противоположная началу точка, точка Зенита, проявляет максимальную силу, скорость и другие качества.
Малая и большая секунды, малая и большая септимы, так же являются диссонансами, но более мягкими. Обычно эти звуки являются проходящими и краткими, их основная функция связывать между собой различные гармонические обороты и «опевать» гармонические ступени, одевая их в кружевной узор звуков, создающий необходимое напряжение для дальнейшего развития, звучания новой гармоники.
Секунды и Септимы, соседние интервалы с Тоникой/основным тоном, точкой отсчета.
Соседние интервалы Тритона – кварта и квинта, устойчивые, так же яркие, они входят в основу трезвучий и их обращений. Это консонансы.
Они могут звучать продолжительнее секунды и септимы.
Но, самыми гармоничными являются терции и сексты. Продолжительность их звучания может быть приравнена к продолжительности звучания тоники.
Это самые гармоничные консонансы.
В каждой паре одноименных интервалов, малый интервал звучит более напряженно чем большой.

Сопоставив интервалы с астрологическими аспектами, мы обнаружим ряд несоответствий. Так, в отличие от аспекта Оппозиции, представленного в замкнутой музыкальной сфере Тритоном, квадратуры – малые терции и сексты являются гармоническими консонансами, с несколько большей напряженностью, чем в больших интервалах.
Кварта и Квинта представленные аспектом квиконс встречаются в музыкальной интонации гораздо реже секунд, терций, секст и септим, как правило, они представляют интоннационные гармонические кульминации – акценты.

Подсказки для музыкальных интервалов:
М2(Малая секунда) полутон – «Под небом голубым…»,» «Пусть бегут неуклюже…», «И вновь продолжается бой…», «Все пройдет, и печаль и радость…»
Б2(Большая секунда) тон – «На заре ты ее не буди…», «Вечерний звон…», «Yesterday…», «Однажды морем я плыла на пароходе том…»
М3(Малая терция) тон+полтона – «Не слышны в саду даже шорохи…», «Снова замерло все до рассвета…»
Б3(Большая терция) два тона – «Что стоишь качаясь, тонкая рябина…», (вниз) «Чижик-пыжик где ты был…»
Ч4 (Чистая кварта) два тона+полтона – «Союз нерушимый…», «Широка страна моя родная…», (вниз) «В траве сидел кузнечик…»
Ув4/Ум5 Тритон (Уменьшенная кварта, Увеличенная квинта) три тона Тревожная тема из фильма «Охота на пиранью», и тема из «Симпсонов» «The Simpsons…» Столь интенсивен диссонанс, что его мотивом ни одну песню не начали.
Ч5 (Чистая квинта) три тона+полутон – тема Лебедя из Лебединого озера (балет). «Расцвела сирень, черемуха в саду….»
М6 (Малая секста) четыре тона – «Прекрасное далеко…», «Ах ты степь широкая, степь раздольная…» и знаменитое начало музыки к кинофильму 17 мгновений весны «Боль моя, ты покинь меня…»
Б6(Большая секста) четыре тона+полтона – «В лесу родилась елочка…», «Ты не шей мне матушка, красный сарафан…»
М7(Малая секста) пять тонов – Владимирский централ.
Б7(Большая секста) пять с половиной тонов – музыка из к-ф «Усатый нянь».
Октава от ноты до ноты – шесть тонов – «Эх тачанка, растопчанка, наша гордость и краса..»