Законы гармонической организации. Цвет

Любовь Звездина
Поиск законов гармонической организации в теории света.

Если собрать с помощью линзы окрашенные световые лучи и убрать один цвет светового спектра, то остальные цвета смешавшись породят его противоположность (оппозицию).
Данный пример указывает на то, что две противоположности взаимосвязаны по осевому принципу. Противоположное начало увеличивается, в зависимости от уменьшения основного и наоборот, уменьшается в силу увеличения первого. Но одно не существует без другого. Отсутствующее начало создает «вакуум», большое напряжение – ПОТРЕБНОСТЬ ( Инь).

Цвет смешанный с «полярным» цветом порождает две полярности – светлую и темную. Темную образует пигмент, а светлую, общая сумма цветовых основ. Эвальд Геринг определил цветовое равновесие как стремление к гармоничности, покою, необходимые мозгу и глазу. Средний и нейтральный серый цвет представляет силу затраченную на восприятие цвета (ПОТРЕБНОСТЬ –Иньское качество) и восстановление/ассимиляция (СПОСОБНОСТЬ – Янское качество).
Геринг доказал, что без среднего (серого) цвета, воспринимая цвета глаз не находит успокоения, гармонии. Ум, посредством зрительного восприятия возбуждается и человек испытывает дисгармоничное состояние.

Физик Румфорд в 1797 году изучая спектральные цвета выдвинул гипотезу о том, что гармоничные цвета смешиваясь тяготеют к белому цвету и в окончательном виде превращаются в белый цвет.

Иоханнес Иттен описывая цветовую гармонию указывает, что «гармоничными» можно считать цвета обладающие одинаковой светосилой, лишенных сильной контрастности. Гармония – это равновесие, симметрия сил.
Если долго созерцать красный цвет, то закрыв глаза мы увидим цветовое отражение цвета – зеленый, любой цвет отразится противоположным, полярным оттенком. Природа демонстрирует осевые пары цветов весьма часто. «Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз до того, как распустятся бутоны»

Иттен на основе цвета демонстрирует, как наш глаз, стремясь к гармонии «уравновешивает» визуальную картинку. Так, при размещении желтого цвета на сером фоне, придает серому цвету фиолетовый оттенок. Оранжевый, придает серому голубоватый оттенок, зеленый-красноватый, красным – зелетоватый, синий – оранжевый, фиолетовый – желтоватый.
Если долго смотреть на белое, то закрыв глаза мы увидим черное отражение того, на что смотрели. Так глаз компенсирует полученное напряжение, возникшее от отсутствия гармоничного, сглаживающего, уравновешивающего восприятие усредненного цветового фона.
Замкнутый цветовой цикл из 12 или 24 последовательных цветов демонстрирует, что наиболее гармоничное цветовое сочетание порождает равносторонний треугольник размещенный в центре круга.
Выделенные вершинами цвета воспринимаются цельно, глаз не ищет дополнительных цветов, не испытывает напряжения. Общая смесь трех цветов порождает черный цвет.
Прямоугольник менее гармоничен, но, так же порождает достаточно устойчивые цветовые сочетания.
В астрологии, тригональный аспект считается наиболее спокойным, а прямоугольник/квадрат – динамичным.
Интересны наблюдения Иттена о трех типах художников.
1. «эпигон» не ищет собственных цветовых решений, использует колорит которому обучался.
2. «оригиналы» опираются на личный вкус.
3. «универсалы» работающих с цветом более свободно, палитра и колорит меняются в зависимости от поставленной задачи.
Три типа художников, олицетворяют Три Креста Качеств: кардинальному «оригинал», фиксированному «эпигон», «универсалу» мутабельный крест.
Изучая взаимодействия цветов, Иттен выделил семь типов цветовых контрастов, которые, удивительным образом повторяют характеристики Стихий:

1. Контраст холодного и теплого. Температуры. ЖАР-ХОЛОД.
2. Контраст темного и светлого. Влажность – сухость.
В природе иссушенное становится светлым, а влажное темным. После дождя, дорога темнеет, а в жаркий день ее поверхность светлеет. Стирая белье мы можем увидеть, что мокрая ткань темнее, а высохшее светлее. (ЯН-ИНЬ).
3. Контраст по цвету. Оппозиционные, осевые цвета. Полярность, противоположность. Отдельно взятый цвет всегда имеет пару – «противоположность» (красный-зеленый)
4. Контраст дополнительных цветов.
Очень интересный пункт. «Два основных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом они максимально возбуждают друг друга и взаимноуничтожаются при смешивании, образуя серо – черный фон, КАК ОГОНЬ И ВОДА.»
Для каждого цвета существует только один-единственный цвет, с которым он связан. (ОСЬ).
Так: желтый связан с фиолетовым, оранжевый с синим, красный с зеленым и так далее.
Как в паре основных цветов, так и в паре дополнительных – связь и зависимость цветов обусловлена 6 типами контрастов.
Но, тем не менее, у каждой пары есть одно главное противопоставление, остальные вторичные.
Так, пара желтый фиолетовый противопоставляются светом и тенью.
Четыре цвета красный/оранжевый – синий/зеленый, противопоставленные попарно представляют контраст ХОЛОД-ЖАР.
5. «Симультанный контраст», явление, при котором при восприятии цвета глаз требует проявления его полярности и порождает его сам. Увет объективно не существует и не может быть сфотографирован, но стремление к гармонии порождает цвет нашим внутренним зрением.
В тех случаях, когда сочетаются два цвета не связанные между собой гармонически, допустим два цвета расположенные по соседству от избранного, сознание порождает симультанное проявление цвета, преобразуя начальный оттенок в усредненный, гармоничный.
6. Контраст по насыщенности, это противопоставление насыщенного, чистого цвета с блеклым и приглушенным. Контраст по силе проявления.
7. Контраст интенсивности. Одного цвета меньше, другого больше.
По сути, контрастов шесть, а седьмой пункт приведенный в классификации «7 типов цветовых контрастов», описывает принцип взаимосвязи и взаимодействия четырех стихий.
Если существует взаимодействующая пара элементов, то в контраст ей устанавливается взаимодействие другой контрастирующей пары. Взаимодействие двух пар подчинено одним и тем же принципам полярности.

В теории Первоэлементов (Стихий) существуют первичные качества градаций элементов:
ЖАР-ХОЛОД
СУХОСТЬ-ВЛАЖНОСТЬ
И вторичные, производные от градаций жар/холод и сухость/влажность:
Плотность – Пустотность, заполненость-разреженность,
Множественность – целостность. (Производная от качеств сухость-влажность. Удерживающая связи или потерявшая их и раздробленная)

Иттен обнаружил гармонические пропорции для контрастов.
Противопоставление по свету/тени (сухость/влажность)
желтый 9
оранжевый 8
красный 6
фиолетовый 3
синий 4
зеленый 6
Соотношения светлоты пар:
желтый – фиолетовый=9:3=3:1=3/4:1/4
оранжевый-синий=8:4=2:1=2/3:1/3
красный – зеленый=6:6=1:1=1/2:1/2

Соотношение по цветовой интенсивности в паре:
желтый-фиолетовый=1/4:3/4
оранжево – синий=1/3:2/3
красный-зеленый=1/2:1/2
Соотношение по пропорциям (количество цвета)
желтый 3
оранжевый 4
красный 6
фиолетовый 9
синий 8
зеленый 6
желтый-оранжевый=3:4
желтый-красный=3:6
желтый-синий=3:8
оранжевый-фиолетовый-зеленый = 4:9:6
желтый-красный-синий = 3:6:9
Гармонические деления цветовой сферы:
На три части.
Одна треть круга для желтого и фиолетового цвета делится в соотношении ;:3/4
Вторая треть круга для оранжевого и синего 1/3:2/3
Третья треть круга для красного и зеленого ;:1/2
Цвета смешиваются между собой линейно, треугольно и прямоугольно.
Линейно – два противоположных цвета смешиваются постепенно до центра усредненным цветом.
Треугольно –каждая сторона треугольника делится на 3 равные части, получается 9 треугольников. В углы размещается желтый, красный и синий, смешиваясь, в трех тяготениях к желтому, красному и синему.
Квадратно: схема из 25 квадратов 5х5 в углах белый, черный и основная пара полярных цветов (допустим) красный-зеленый. Смешиваются по диагонали и параллели, образуя хроматические ряды.
ЦВЕТОВЫЕ СОЗВУЧИЯ:
ТРЕХЦВЕТНЫЕ: Для 12 цветной сферической цветовой модели это шаг в пятый цвет от исходного. Допустим: желтый, красный и синий.
Или же в каждый шестой знак от исходного. Желтый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый.
Астрологические аспекты ТРИН и КВИКОНС.
Знаки одной Стихии и Знаки не включающие противоположный/осевой знак для исходного.
ЧЕТЫРЕХЦВЕТНЫЕ:
Две пары дополнительных цветов, перпендикулярные друг другу.
Желто-зеленый/сине-фиолетовый и желто-оранжевый/красно-фиолетовый.
И под углами в 90 градусов.
Астрологические соответствия: конфигурация «конверт» ( два секстиля одной поляности Инь-Янь, расположенные друг на против друга), и большой крест.
ШЕСТИЦВЕТИЕ (для цветового шара): Прямоугольник и два треугольника расположенные по его осям. Соответствие цвета – форме:
квадрат – красный
трапеция – оранжевый
треугольник – желтый
овал/элипс - фиолетовый
круг – синий
сферический треугольник – зеленый.
Художники передают объем также, благодаря качества цвета.
так – желтый сильно выступает вперед, красный меньше, но так же выступает. Желтый/красно-коричневый и синий на черном фоне создают ощущение заглубления. Синий кажется глубоким, но будет выступать на белом фоне, красно-оранжевый остается на месте, а желтый только немного выдвигается вперед
Существует соотношения «Глубин» между желтым и красно коричневым/ синим и красно-оранжевым, в пропорции меньше/больше.
Теплые цвета выступают вперед, а холодные стремятся в глубину.
Контрасты усиливают объем.
Цветовая композиция (геометрия).
Она основывается на равновесии цветовых масс. Цвета внутри пространства организуются горизонтально – подчеркивая тяжесть, протяженность пространства и его ширину.
Вертикальность отражает легкость, высоту и глубину.
Диагональное направление порождает движение, расширяют пространство в глубину.
Круговое, сферическое распределение света, концентрирует, затягивает.
Горизонтальное направление – проявление качества сухости/влажности.
Вертикальное – градации жар/холод.
Диагональ – взаимодействие горизонтали и вертикали, смешение качеств жара/холода с сухостью или влажностью.
Огонь устремляется вверх, Воздух в стороны, Вода в центр а Земля вниз.

У Альберта Мансвелла теория цвета опирается на три величины:
цветовой тон, значение (светлость) и хрома (насыщенность).
Светлота-темнота измеряется по вертикали.
Хрома по горизонтали.
Он противопоставляет градации света-тени и плотности-разряженности
В теории Первоэлементов, градации насыщенности и плотности являются производными от качеств сухости/влажности (сухое более светлое, влажное темное), от качеств жар/холод Ян менее плотный, Инь плотная, материальная структура.
Градации света и тени производная от жар/холод ( Огонь и Воздух не создают тени и более светлые, чем Вода и Земля), производная от сухость-влажность (сухое светлое, мокрое темное).