Да возьми всё на себя, тебя условно осудят

Геннадий Юдин
Эта невесёлая авиационная страшилка произошла в конце девяностых и посвящается всему лётному составу, который не знает, где его ждёт засада. Поэтому пилот должен быть очень внимателен и осторожен, и помнить: верить можно только в Бога, доверять – никому, даже инспекции  по безопасности полётов (я надеюсь, вы помните предыдущий рассказ).
Произошла эта трагическая история зимой. Аэродром был закрыт почти сутки из-за сильнейшей метели и снегопада. Наконец утром снегопад кончился, почистили полосу, рулёжные дорожки, и первый самолёт порулил между высоченных сугробов на вылет, непривычное зрелище для южного города. Но вылететь не получилось, самолёт вернули с исполнительного старта, т.е. когда самолёт был на полосе, а экипаж готовился взлетать. И причина возврата была очень серьёзная, на маршруте руления самолёта нашли труп женщины, по всей видимости, задавленной этим самым самолётом. В общем, и трагедия, и детектив, экипаж то никого не видел.
Настоящий мастер детективного жанра наверняка бы выбрал название – «Смерть на перроне», «Кто виновен, мафия или спецслужбы?».
Ну, а мы же будем разбираться с авиационным происшествием.
А такие дела поручают инспекции по безопасности полётов.
Есть такая служба в аэропорту, должна следить за всем происходящим и пресекать всякое безобразие, это вкратце,  так сказать, описание обязанностей инспекции.
Так что наш командир, совместно с инспекцией сначала осмотрел самолёт, и на законцовке правого крыла обнаружили вмятину. После чего поехали на место, где был обнаружен труп, и в присутствии командира были зарисованы кроки места происшествия. С указанием в метрах и сантиметрах расположения этого самого места на перроне, а также с описанием состояния рулёжки и перрона, сколько снега, какого качества и какой высоты сугробы.  И всё это оформили в соответствующие акты. Что в дальнейшем сыграло большую роль в вынесении приговора.
После оформления всех документов командир явился в авиакомпанию, где всё доложил о происшествии. Что при рулении никаких препятствий не видел, второй пилот тоже ничего мешающего движению самолёта не заметил, а уж что там было в районе конца крыла, не видел ни командир, ни второй пилот. Не мог командир со своего левого кресла видеть, что-либо просто физически, а второму пилоту, чтобы увидеть, что-либо в этом месте, надо отстегнуться, открыть форточку, и высунуться в неё по пояс.
Начальство выразило командиру своё неудовольствие, заявив, что раз командир отвечает за всё-всё-всё, то и видеть должен он даже невидимое. Иначе он совсем не командир, а непонятно кто, и вообще возникает вопрос – как это его смогли назначить командиром, ведь он даже на второго пилота не годен. Ну, а пока идёт разбирательство, он отстранён от полётов. В принципе, это обычная процедура, всё-таки надо разобраться, отчего и как всё произошло, и кто виновник.
И пошёл наш командир домой, думу думать, как с этой бедой бороться, и почему ещё до окончания разбирательства и суда он стал главным виновником. А тут ещё узнал наш командир, что очень расстроен этим происшествием директор авиакомпании, погибшая женщина-синоптик оказалась его родственницей. Поэтому, не иначе как от горестных переживаний, господин директор заявил, что приложит максимум усилий, чтобы командир получил уютное место на нарах. Ну, бывает, чего сгоряча не скажешь. Будем надеяться, что его мнение в этом вопросе не главное.
И началось расследование.
Скоро сказка сказывается, да не скоро расследование делается.
И вот, через месяц, собрала инспекция все документы, тщательно их изучила и вынесла вердикт, что самый главный виновник – это командир!
Узнав эту новость, командир страшно удивился, и решил обратиться в суд. А нет другого метода по защите своих прав и достоинства.
И обратился наш командир в суд и даже нанял адвоката, чтобы тот оказал ему содействие во всех этих юридических кульбитах.
И началась судебная тяжба, и продлилась она не один день и не одно судебное заседание. И много нового и интересного узнал командир про суд, инспекцию, авиакомпанию и т.д..
Первое, что он услышал от лётного руководителя авиакомпании: «Да возьми всё на себя, ну дадут тебе два года условно, ерунда какая!».
Вот такой добрый и отзывчивый человек. Ну и что ж, что после этого командир не сможет летать и потеряет любимую профессию, да и получит пятно на биографию на всю жизнь. Кто же будет восстанавливать на лётной работе судимого человека.
Но для руководителя важно не это. Это же мелочь, ерунда. Вообще как-то интересно получается, этот самый руководитель принимает на работу лётный персонал, оценивает его профессиональный и моральный уровень, проводит его подготовку и обучение, а также допускает к полётам и ОТВЕЧАЕТ за этот саамы лётный персонал. А тут предлагает пойти сесть в тюрьму. Ну да ладно, если это не повлияет на всё происходящее, то и Бог с ним. Про мораль не будем….
 В суде наш командир тоже был очень удивлён поведением адвоката и инспекции, вернее представителя аэропорта, начальника инспекции аэропорта.
На последнем заседании командир попросил адвоката посидеть молча и не мешать ему, он будет задавать вопросы суду и инспекции сам.
И началось!
Начальник инспекции заявил, что во всём виноват командир и экипаж, так как рулил как-то неправильно, правда, в чём это заключается объяснить не смог. Непонятно почему экипаж не смог увидеть то, что невозможно увидеть и вообще…
Вот после этого командир взял слово, сообщил суду, что руление он выполнял на нужной скорости, и пытался следовать линиям разметки, которую не было видно из-за льда и снега на перроне и рулёжке. И попросил суд изучить акт о состоянии перрона и рулёжных дорожек после очистки и сравнить с нормативными требованиями к состоянию этого самого перрона.
И тут выяснилось.
Тело погибшей найдено в сугробе, которого не должно быть ни на перроне, ни на рулёжке. Бедная женщина, увидев самолёт, забралась на сугроб  и сев спиной к движущемуся самолёту, не видела, что крыло идёт ниже и ближе, чем она думала, глазомер подвёл. Отойди она на метр подальше в сугроб, и ничего бы не было. А открыв документы с нормативными требованиями к очистке перрона и рулёжек, судья удивился, а не должно там быть никаких сугробов, всё должно чиститься полностью и с большим захватом, т.е за пределы перрона и рулёжки, так чтобы было видно разметку и ограничивающие огни.
Судья страшно удивился и спросил самого ответственного человека, т.е. начальника инспекции. А почему собственно???? А как же так???
Да это вот как-то так, рейсов много, летать надо…
Так ведь так нельзя! Это создаёт угрозу безопасности полётов! А кто отвечает за контроль и соблюдение всех этих норм???
Ну, тут мы это, то есть не то чтобы, ну, так получилось…
Интересно…
Также командир попросил суд выяснить, а собственно как и зачем погибшая оказалась в этом самом месте.
И тут выяснилось, что бедная женщина оказалась там потому, что ей надо было попасть на метео площадку для проведения метеонаблюдений и она шла туда пешком.
И вот командир задал основной вопрос, который собственно и решил, кто тут главный виновник.
Разрешено ли хождение людей по перрону, и как должны доставляться синоптики на эту самую площадку.
Удивительное дело, пешее хождение по перрону запрещено, а согласно инструкции, синоптиков надо возить на машине.
Узнав такую новость, судья был поражён в самое сердце и после краткого совещания объявил командира невиновным, а в адрес аэропорта и инспекции аэропорта вынес нехорошее частное определение.
Какая же мораль следует из этой истории?
Очень простая, господин начальник инспекции представлял интересы аэропорта и свои собственные, ведь это аэропорт и его службы сделали всё, чтобы создать такую ситуацию. А отвечать не хочется, ведь мало того, что могут оштрафовать, могут и посадить!
А как вы хотели, ведь хотя инспекция называется аэропортовой и является подразделением аэропорта и получает там зряплату, но с другой стороны – это и подразделение государственной инспекции и подчиняется региональной инспекции и действовать должна в государственных интересах, обеспечивая высокий уровень безопасности полётов. И основная её задача – предупреждать нарушения, а не бегать после происшествия с криками: «Всех уволим и накажем!».
И хотя прошло уже много лет, я не вижу кардинальных изменений в этой области.  Ведь дело не в каких-то отдельных личностях.  Создаётся впечатление, прогнило что-то в этом королевстве, неправильно как-то всё это организовано. Что-то надо менять. А то гибнут невинные люди….