Куплеты в молодость

Юрий Андрианов
Многие из моих друзей и знакомых живут и здравствуют по всему миру. Рад за вас, мои хорошие! И на это скажу словами поэта: «В гости к Богу не бывает опозданий».
Как я уже отмечал, северяне – это особая каста людей. Никто не поверит, но Магаданцев в наше время не волновали огромные деньжищи как таковые. Они просто дружно жили и не строили никакого коммунистического рая! Один раз в два-три года вырывались на материк погреть свои прелести, и не поверите – к концу отмеренного времени без задних ног рвались назад в родную стихию! Нам, Колымчанам, обидно, что наша сторонка ассоциируется только с тюрьмами и лагерями, прежде всего – это красивейший край, опоясанный морями с живописными бухтами, а чего только стоит могучая река Колыма! Тысячи маленьких речушек, стекающих по распадкам между бесчисленных гор. А наши озёра – Джека Лондона, Танцующих хариусов, а эта прекрасная пора Белых ночей! Рыбалка, которой позавидует самый взыскательный гурман. Бриллиантовый набор: кижуч, нерка, кета, горбуша и ещё целый перечень уникальной рыбёшки. Не говорю уже о закатах и рассветах, приливах и отливах, при этом – чистейший воздух на территории, сравнимой со всей Европой. А лагеря? Да где же их нет! Человек не робот и не может жить в запрограммированных рамках, а от этой беды никто не застрахован. А тех «проклятых» зон для политических, в которых уничтожался цвет нации, давно уже нет. И не слушайте сплетни, что по-прежнему свозят, ссылают – полная чушь!!! Если и топчут зону, то только свои местные бедолаги.

Юра Тишевский, мой друг и соратник, мореман до мозга костей, мы с ним неоднократно по жизни выходили из самых сложных ситуаций, человек с большой открытой душой. Несколько раз в году он ходил на путину боцманом на сейнере по морям и океанам. Ловили сельдь- иваси, крабов, трубача. Рейс порой проходил до двух месяцев.
По прибытии, в Марчеканской бухте на пирсе его встречали семья всем составом – жена Лида и его родненькие девчонки Наталья и Леночка. Подтягивались друзья, начинался дли-тельный банкет. Сначала у моря, затем дома, потом к нам на огонёк, а там – ресторан, природа и всё снова по кругу. Между рейсами рыбаки готовили корабли к следующей путине.
Как-то раз он приглашает нас в гости на сейнер. Мы шумной компанией ввалились на маленький пароходик. На камбузе кок (повар) творил чудеса с морскими деликатесами, сногсшибательные запахи и море выпивона на любой вкус, музон несётся по всей бухте. На причале сейнеры стоят бортами вплотную друг к другу, но корма свободна на случай пере-хода в другое место или ремзавод тут же в ста метрах по пирсу. Экзотический пикник «Шведский стол из морепродуктов» набирал обороты.

Тиша, проводил экскурсии по закуткам судна для дам, те пищали, спускаясь и поднимаясь в узких юбках по крутым лестницам сейнера и удивлялись, видя, в каких стеснённых условиях зарабатывается мореманский хлебушек!
В процессе обхода вся делегация подходит к корме. Хозяин увлечённо рассказывает о своей романтической профессии, с достоинством называет страны и их причалы, в которых доводилось топтать берега. И вдруг – порыв ветра, и у одной дамы срывает шарфик, он, как чайка, медленно летит вниз. Лёг так красивенько на зеркало воды и, как игривая грешница, зовёт: «Прыгай ко мне, не пожалеешь!»
Тут заверещала хозяйка шедевра:
– Ой, давайте, как-то достанем его – это подарок дорогого для меня человека! Юрочка, придумай, что-нибудь!
С первого взгляда показалось дело плёвое – зацепляй и тащи наверх. Принесли багор с пожарного щита, он и близко не покрывал нужное расстояние. Подключились ребята с соседнего сейнера, отыскали какой-то провод, плюхнули его в воду – всё тщетно, очень высоко.
И тут эта курица так хитренько прошептала:
– А если спрыгнуть?
Её бред сразу же отвергли, аргументы были простые: во-первых, было уже холодно, вода с разводами от солярки, ну и высота была приличная – можно было отбить себе все «прелести». Но провокационная мысль была подброшена, и в подпитой компании всегда найдётся дурень на «геройскую» выходку. Таки в нашей компании такой фрукт нашёлся – это был я. Не помню, с какого перепугу, мне пришло в голову «распушить перья», но пока все обсуждали решение проблемы, забегаю в рулевую рубку, скидываю «прикид» и с криком: «Разойдись!» сигаю в «царствие морское». Все и ахнуть не успели, а моя задница уже скрылась в морской пучине.

Помню ощущение не из приятных – ледяная вода сразу обожгла тело. Когда вынырнул, почувствовал сильный запах солярки и ощутил слизь на руках. Ну что делать? Подплываю к шарфику, будь он не ладен, хватаю, разворачиваюсь и понимаю, что вижу всё, как в тумане. Грязная от масел вода застилает видимость. Там, на баркасе, у всех отняло дар речи. Когда пришли в себя – наперебой стали кричать и размахивать руками, от чего я внятно не пони-мал, что мне делать дальше.
Руководство операцией по спасению «Ихтиандра» взяла на себя жена боцмана Лида Тишевская. Человек по натуре очень спокойный и уравновешенный, в этой ситуации сумела направить действия в нужное русло, практически взяв на себя функции капитана! Тут же отмотали толстый причальный канат и спустили мне вниз. «Морской дьявол» к тому времени уже покрылся судорожными наростами и стучал зубами, как акула перед прыжком на жертву. Поступила команда «Подъём!»
Намотав «добычу» на шею, я без особых усилий, как волк в мультике «Ну погоди», даже с бравадой, устремился вверх. Несмотря на то, что расстояние было приличное, перебирая руками толстый канат мой калган быстро появился над кромкой борта. Вот уже осталось только занести ногу и «герой» на борту, но в этот момент народ с таким усердием начал тащить меня на себя, что кисть закусило между канатом и бортом. Я от боли отдёрнул руку и полетел камнем вниз. Прилично при этом ударился спиной о воду, но, вынырнув, снова устремился к канату.
Под сумбурные крики друзей снова пополз наверх, но на этот раз почувствовал: канат мокрый, а руки скользят! Уже с усилием, но быстро достиг верхушки, перед глазами снова кромка борта. В последний момент руки срываются – и опять «пучина». Вынырнул и уже почувствовал сильную усталость.
Тишка истошным голосом кричит:
– Юра, держись, пробуй ещё раз!
В то время я занимался спортом, был здоровый, как бык, но, помните в фильме «Кавказская пленница»: «наш герой не рассчитал свои возможности!» Уже без прежнего энтузиазма, дрожащими руками берусь за канат, делаю первые усилия, но руки скользят и сил сжать кисти не осталось. В этот момент перед глазами пробежала вся жизнь! Силы остались только держаться на воде, судорога начала сводить ноги. Во время ныряний нахлебался грязной воды. Всю суету сверху я уже не слышал, уши и нос были полны воды. Поговорил с Богом, и, как обречённый, уже смирился с неизбежным. В этот же момент почувствовал, что ухожу вниз. Пошли первые «бульки», и тут чувствую, какая-то сила меня выталкивает вверх! Открываю глаза передо мной Юрка Тишевский, обнял меня мёртвой хваткой и кричит мне:
– Держись, братуха, я рядом, только держись.
В это время ещё двое ребят с соседнего сейнера прыгнули к нам в воду, обмотали меня верёвками и осторожно подняли на борт.
Я, как лягушка, растопырив «кегли», лежал и извергал морскую водичку с керосином.

Через пару минут начал приходить в себя. Первое, что сделали ребята, начали растирать полотенцами. Затем укутали меня всей тёплой одеждой, что была в каптёрке. Я стоял, как стог сена, из которого торчал только нос. Зубы стучали в барабан! Тут поднесли гранёный стакан водки и безоговорочно влили в меня спасительную жидкость! Лида с рук подкармливала меня закусоном, при этом приговаривая: «Ну и что ты туда попёрся, горе ты наше луковое». Я, только мычал и сопел не в силах что-либо озвучивать.
В процессе обсуждения и смакования произошедшего чуть не сбросили за борт хозяйку шарфа, при этом она восторженно щебетала: «Эта вещь теперь стала для меня ещё родней! Дайте, я расцелую нашего «героя».
Постепенно страсти улеглись, уже через час ржали друг над другом, шумно разбирая по-ведение каждого в этой шальной ситуации! Боженька тоже подмигнул мне и погрозил пальцем!