Ещё одна тайна Золотого ключика

Александр Ляхов
Как это ни странно звучит, но одно из самых загадочных произведений Алексея Толстого является повесть сказка “Золотой ключик или приключения Буратино”.

В декабре 1934 года Алексей Толстой перенес тяжелый инфаркт миокарда. Эта тяжелая болезнь очень сильно повлияла на него. Он, отложив работу над основным трудом всей своей жизни романом трилогией  «Хождения по мукам», начинает работать над повестью о Буратино. В повести возникает странная страна, с непонятной географией, возникают очень ярко нарисованные образы героев, которые настолько многогранны, неоднозначны и глубоки, что стали образами народного фольклора.

 В 1936 году Алексей Толстой пишет пьесу «Золотой ключик» для детского театра, а в 1939 участвует в написании сценария фильма с таким же названием.

Сказочной повести «Золотой ключик или приключения Буратино» посвящено множество исследований. Приведу некоторые наиболее полные и интересные:

 В. А. Гудов  - Приключения Буратино в семиотической перспективе или что видно в скважину от золотого ключика,
 Петровский М. C. -  Книги нашего детства.Что отпирает "Золотой ключик"? ,
 Малофеев Н.М. -  "Золотой ключик, или Приключения Буратино" как энциклопедия российской ментальности.

Алексей Толстой в предисловии к повести объясняет появление сказки желанием пересказать  сказку К. Коллодии «Приключения Пиноккио». Доверчивый читатель попадает как бы в ту же сказку, но с первых страниц начинают проявляться отличия. Автор Алексей Толстой любит своих героев и этим он отличается от К. Коллодии. В некоторый момент сюжет сказки полностью отходит от сюжета Пиноккио. В центре новой сказки оказывается золотой ключик, тайна ключика, борьба за него. Поэтому в названии самой повести на первом месте стоит «Золотой ключи и приключения Буратино».

Что же открывает этот ключик? Этот ключик открывает дверь в новый мир в котором нет эксплуатации человека человеком, где человек человеку друг и товарищ. В этом мире нет места Карабасу Барабасу, жулику Дуримару, негодяям и бандитам лисе Алисе и коту Базилео. Мир страны Дураков остается за волшебной дверцей.

Интересно заметить, что по мере трансформации идеологии общества название сказки изменилось.Теперь оно пишется так:"Приключения Буратино или Золотой ключик". Аналогичноая ситуация и с названием фильмов первый фильм назывался "Золотой ключик", а последний фильм "Приключения Буратино". Если в тридцатые годы на первом плане была борьба за свободу и права трудящихся, то уже в 70-х годах на первую позицию переместились личные приключения Буратино.

Возникает вопрос о том, а как появился символ золотого ключика, который полностью изменил сюжет сказки и поднял ее на новый культурный уровень. Заметим, что если сказка К. Коллодии носит достаточно мрачный назидательно-воспитательный характер, то сказочная повесть «Золотой ключик» о вечной борьбе человека за счастье. В сказке даже предлагается некоторый вариант «победы».

Ключ в европейской культуре имеет сложное символическое значение. Это значение меняется в зависимости от контекста, в котором он рассматривается. Ключ может символизировать способность отпирать или запирать некие силы, замки, двери, что делает ключ символическим предметом олицетворяющим «разрешающую и связывающую силу» его владельца. Помимо общего значения связанного с замком он может выступать в качестве символа. мудрости, знаний, тайны (сокровенного), секрета. Ключ может нести в себе символ, пленения и противоположное значение – освобождения, доступа к свободе. Образ ключа тесно связан с обрядом инициации – взрослением, то есть переходом подростка в статус взрослого человека. Серебряный ключ символизирует светскую власть, золотой ключ – духовную.

В религиозных культах ключ часто рассматривался как символ перехода из реальной жизни в иное состояние. Ключи держал в руках древнеримский Янус, двуликое божество дверей, ворот, входов и выходов. Ключ является одним из основных атрибутов фригийской Beликой Матери, богини Кибеллы, и аллегорической фигуре Верности.

В христианской иконографии два ключа, золотой и серебряный, являются атрибутами св. Петра, это ключи от врат Рая и Ада и они были вручены св. Петру самим Христом.
Главной эмблемой папской власти служат диагонально перекрещенные золотой и серебряный ключи, те самые, что были переданы Христом апостолу Петру. Римские папы использовали эту эмблему в качестве наместников св. Петра на земле.

Эмблема ключа связана, с целым рядом церковных и светских должностных лиц высокого ранга. Ключник при дворе русских царей заведовал столовыми припасами, напитками и прислугой. Золоченый ключ, подвешенный сзади на ленте к поясу, составлял первоначально отличительную эмблему французского придворного камергера. Впоследствии должность камергера была введена и в других европейских государствах, в том числе и в Российской империи.
Российский камергерский ключ в XVIII веке изготавливался из золота и крепился на золотом шнуре, а в XIX веке — из позолоченной бронзы и подвешивался на голубой ленте, подвязанной бантом.

В гербах российских дворян золотые и серебряные ключи свидетельствуют о высоком занимаемом положении. По-видимому,  здесь и содержится ответ на поставленный вопрос.

Золотой ключ расположен на родовом гербе графа Алексея Толстого!

***
Невыносимый августовский зной.
Безжалостное солнце все сжигает.
Над жухлою, повядшею травой
Седая зелень кипарисов увядает.

Засохшие ракушки как цветы
На стеблях истончённых трав.
А неба выгоревший ситец
Слепит, реальность в миражи соткав.

На грязной площади шумит базар.
Кричат,  торгуются, хохочут и рыдают.
Ни что не  остужает пыл страстей
Наживы жажда все перекрывает.

Здесь безысходность, нищета и грязь.
В толпе как воробьи мелькают
Чумазые голодные мальчишки
Хватают крохи и смеяся убегают.

Усталый путник прячется в тени
На парапете древнего собора.
Зачем он здесь на Campo dei sogni?
Бежал от бед, от ужаса  террора?

Заброшен в Пизу  горькою судьбой,
Зачем ему чужая нищета и грязь?
Гражданскою безумною войной
Россия как пожаром занялась.

Но марево небытия стряхнув,
Вернётся блудный сын домой.
Под заунывную  декабрьскую метель
Он вспомнит: Пиза, жар и зной.


Родится книга, странная о том,
Как он, пройдя страною дураков,
Нашёл заветный  ключик золотой
И дверь в Россию,и вернулсь домой.

Campo dei sogni  - Поле чудес.