Студенческие годы. Глава 5. Анатомия
Анатомия – предмет первого курса, причём его преподавали в первом семестре и делали это правильно. Кто выдержать не мог практического вида этого предмета, мог свалить, и, не теряя время, поступить в другое учебное заведение.
Честно сказать я не ожидала, что мы, будущие фармацевты, будем работать с трупами. Это известие меня ошарашило. По наивности своей души, я предполагала, что мы бегло пройдём одну сессию по учебнику – ведь наше дело лекарство, а не мышцы. Но, не тут-то было – началось посвящение в ужасы готики.
Училище имело свою анатомку, слава Богу, не в учебном корпусе, а в другом помещении. На практике присутствовало часть студенток, так было удобно для преподавателя, чтоб с каждый мог поработать с биоматериалом.
И вот мы на месте. из комнаты, где должна быть практика, ударил удушающий запах формалина.
Увидев на столе неживого, лежащего мужчину, без кожи и с вывернутыми внутренностями, мне стало плохо, перед глазами поплыли радужные круги, почувствовав нехватку воздуха – я упала в обморок. Очнулась я быстро, только лицо оставалась бледно-жёлтым, с синими кругами вокруг глаз – так мне потом сказали подружки. Резкий запах нашатыря контролировал сознание, и оно ко мне вернулось.
– Студентка Суслова, подойдите, не бойтесь, – это был приговор преподавателя. При этом поднял руку лежащего трупа. Она была страшная – на ней виднелись мышцы, сухожилия и сосуды.
– Я не могу двигаться, - еле произнесла я.
И, действительно, я не могла сделать шаг ни вперёд, ни назад, какая-то сила удерживала меня на месте. А мне хотелось убежать и как можно быстрей.
– Это бывает с новичками, ничего привыкнешь.
Профессор Василий Васильевич был пенсионного возраста, он обладал мягким и спокойным тенором, который напоминал голос артиста Эраста Гарина, играющего короля в сказке «Золушка». Его любили и студенты, и преподаватели, но он требовал знания анатомии, несмотря на доброту характера.
Через некоторое время я смогла двигаться и незаметно отошла в сторону, так, чтобы меньше видеть объект изучения. Василий Васильевич с увлечением продолжал:
– Вот, посмотрите, какие у него лёгкие, сморщенные, сжатые и жёсткие – это от табака, видно, много в жизни курил.
Дальше он последовательно рассказывал об органах, наглядно показывая нам, не забывая вставлять латынь. Наконец, он дошёл до мужского достоинства, которое почернело от формалина, причём, глаза преподавателя хитро улыбались.
– Скажу вам, у него был успех среди женщин. Можете потрогать.
И тут же он добавил:
– Mentula optimus.
Девчонки хихикнули, но подошли посмотреть …
Выйдя из анатомки, наша группа сразу присела на скамейку, подышать свежим воздухом, формалин выходил медленно, казалось, что мои лёгкие не прочистятся, и я уже подумывала сбежать с училища.
– Девчонки, я не пойду на следующую практику, как хотите. Пусть, лишусь стипендии, возможно, даже и уйду, – жаловалась я подругам.
Но, тут мы увидели преподавателя, закрывающего помещение. Оставив девчат, я подошла к профессору.
– Василий Васильевич, я не могу погасить страх, можно я вам сдам анатомию устно, зачётом?
Профессор посмотрел на моё бледно-жёлтое лицо и тихо сказал:
– Выучишь все органы и сдашь анатомию, по всем разделам. Так и быть, пойду на уступку. Тебе повезло, что группа ваша не лечебная, вижу, не твоё это призвание. Но на экзамене в анатомке присутствовать надо.
– Я согласна! – вырвался наружу мой радостный вопль.
К концу семестра я выучила анатомию, может и не основательно, но в кое-каких областях хорошо.
Экзамен мы сдавали так же по группам. В комиссию входили саркастичный микробиолог, добродушный гигиенист, и наш почтенный профессор. В комнату, с лежащим «объектом», заходили по одному. Подошла моя очередь.
Помимо интересующего всех «объекта», на столе стояло несколько баночек с органами в формалине. Я старалась настроить себя на позитивный лад, но резкий запах в помещении сбивал меня с мысли.
– Берите билет, – раздался мягкий голос профессора.
Надев перчатки, я судорожно вытащила судьбоносную бумажку. Очень боялась, что попадётся вопрос о нервной, или сосудистой системы – это бы заставило меня прикоснуться к трупу. В душе я надеялась, что профессор меня пожалеет.
На моём билете было написано «Половые железы мужчины».
Это был удар под дыхало, лицо моё стало малиновым, мозги отказывались работать – я стояла перед представителями противоположного пола, четвёртый лежал на столе.
Видя моё смущение, Василий Васильевич предложил:
– Можете не подходить к столу, возьмите баночку с органом.
Что я мямлила, не помню, только в конце моей тирады услышала:
– Четыре, давайте зачётку. Знаете тему хорошо, – Василий Васильевич улыбался.
Пулей я вылетела из комнаты, показывая девчонкам ладонь, растопырив четыре пальца, говорить я не могла. И только дома, я почувствовала, что волненье моё прошло, анатомия была позади.
спасибо автору за фото
© Copyright:
Ольга Суслова, 2018
Свидетельство о публикации №218012900347