ХОД КОНЯ

Анжелика Миллер
Эссе
(после литературного семинара в Оерлингхаузене)

Писатель – самый свободный в своём выборе. Он и командир, а также генерал-полководец, и простой солдат, исполняющий приказы.

Писатель придумывает героя, создаёт его из своих фантазий, обувает, одевает, кормит, поит, а потом… придумывает гадости, подкладывает ему их и смотрит, как герой будет выкручиваться. Кем станет впоследствии: хорошим или плохим?

Можно дать человеку плохие черты характера и высказать это одним только нюансом, например – бородавка или шрам, или родимое пятно.

Герой не может быть весь положительным. Можно придумать грешки, но объяснить их происхождение, чтобы у читателя возникло сочувствие. Например, прозвище. Почему именно это прозвище возникло и прилипло?

Герой:
темперамент, характер, раса, национальность, Родина, курит, пьёт, грамотность, знак зодиака, внешность, фигура, зубы, руки, лицо, манера говорить, заикаться, не выговаривать «р», всегда говорит «блин», или другие слова паразиты, маты, например.
Отношения к окружающим.
Он не должен быть один.
Его цели.
Его жильё.
Его счета.
Его передвижение.
Его помощники.
Его враги.
Отношение к сексу, любви, деньгам, друзьям, детям, семье, работе, религии.
Мечты, хобби, что посещает, что слушает.

За какие идеалы готов умереть?

Герой проходит путь от А до Я и в конце должен предстать другим человеком, изменившемся.

Почему герой должен быть интересен читателю?

Дарья Донцова свои прототипы берёт из семьи.
Страницу написали и должно что-то случиться, чтобы ошарашило и героя, и писателя. Как говорила Донцова: «Пора кого-нибудь убить…»

Эмоциий.

Идею нужно знать… в двух словах.

Говорят, что все темы исписаны. И уже давно.

Литературное исследование – коммерческая беллетристика.

Берёшь старое классическое произведение и продолжаешь его. Или описываешь с другим сюжетом. Это не плагиат.

Произведение можно рассказать в 2-3 хода. А вы придумайте 4-ый и 5-ый ход.

Включайте фантазию. Что-то убрать, что-то добавить.

Источники:
- судебная хроника
- архивы
- телевизор
- рассказы свидетелей происшествия
- собственный опыт и свои случаи из жизни
- мемуары
- рассказы др. писателей
- личные потрясения

Отбросить ненужные детали.

Стимул и эмоциональная зацепка:
- стресс
- потрясение
- суицид
- преступление
- несправедливость
- развод и тд.

Толчок от детали.
Создать портрет. У слуги на правой щеке алел прыщ.

Бунин увидел портрет гимназистки на кладбище и написал «Лёгкое дыхание».

Способы:
- уйти в детство
- в фантазии
- в сказку
- придумать мир
- детский конструктор, вообразить модель
- начать словами «А если бы…» или «А что было бы, если…»

Табу:
- роддом
- эротика
- мат

Композиция:
1. Окольцовка (хитрая, авторское обрамление в рассказ – рассказ в рассказе, автор представляет своего героя, а потом герой сам дальше повествует, и автор может осудить своего героя)

2. Точечная композиция (всё внимание к мелкой детали, что-то высвечивает, что-то привязывает, штрих из жизни, подходит для новеллы)
3. Плетённые композиции, как кружева, как ручейки (разводит героев, сводит героев)

4. Остросюжетные, где кульминация – это конец.

И… много читать и много писать… каждый день дисциплинированно по 10 страниц.

Мари Шансон, 19. 05. 2012 г.