Дорога мудрых намерений, как выйти из роли Спасате

Ирина Мальцева 3
Дорога мудрых намерений или как выйти из роли Спасателя. Практика

Как выйти из роли Спасателя. Практика 

Достаточно много написано статей про сценарные отношения согласно треугольнику «Преследователь, спасатель, жертва»

Дорога мудрых намерений или как выйти из роли Спасателя Практика

Приведу кратко описание этих ролей.

Жертва
Возможные чувства: беспомощность, жалость к себе, вина, обида, стыд, отчаяние

Поведение: неуверенное, несчастное, жалостливое, безынициативное

Жизненная позиция: Я-не Ок, другие-Ок

Преследователь
Возможные чувства: злость, раздражение.

Поведение: наказание, обвинение, агрессия

Жизненная позиция: Я-Ок, другие- не Ок

Спасатель
Возможные чувства: жалость, гордость, псевдоуверенность, обида.

Поведение: вмешаться в дела других, попытаться решить проблему за других, взять излишнюю инициативу.

Жизненная позиция: Я-Ок, другие- не Ок.

Об ответственности.
В этих ролях каждый снимает с себя ответственность, поведение незрелое, негибкое.

Жертва снимает с себя ответственность с помощью признания беспомощности.

Спасатель — снимает с себя ответственность тем, что помогает другим, вместо помощи себе.

Преследователь — снимает с себя ответственность тем, что обвиняет других.

Важно понимать, что взаимоотношения по такому принципу происходят по кругу. На данный момент Вы Спасатель, а через некоторое время Жертва или Преследователь.




Как выйти из роли Спасателя. Практика
Техника

0 Шаг. Принятие решения, что Вы больше не готовы играть в эти психологические игры

1 Шаг. Осознанность. Отследить свои мысли, чувства и реакции тела

2 Шаг. Выслушать собеседника, используя Я-высказывания, активное слушание (без критики, осуждения, советов и интерпретаций)

3 Шаг. Передайте ответственность собеседнику.

4 Шаг. Подкрепление.

Пример: Мать звонит взрослой дочери с жалобами на поведение сестры.Сестра не помогает матери по дому. Мать просит старшую дочь, чтобы та позвонила и поговорила с сестрой. (Мать - Жертва)

Старое поведение: начать "спасать" мать и стать преследователем для сестры, поучать ее, говорить как надо жить. Может и наоборот: Высказать матери, что сама виновата - так воспитала.

Скрытая мысль в этом поведении: «Я взрослая, мудрая, без меня они ничего не решат» (Я-Ок, другие- не Ок)

Новое поведение - согласно шагам.
0 Шаг. Принятие решения

1 Шаг. Осознанность. Отслеживайте свои мысли, чувства и реакции тела во время беседы с близким

2 Шаг. «Мама, я понимаю, что ты обижена на сестру. Я слышу, что ты устала и ждешь от нее помощи» (без критики, осуждения, советов и интерпретаций!)

3 Шаг. «Я уверена, что ты сможешь поговорить с ней о своих чувствах и потребностях. Уверена, что сможешь обсудить с ней в чем будут заключаться ее обязанности по дому»

4 Шаг. «Я помню как у тебя получилось договориться когда...» (здесь пример положительного опыта).

Продолжайте работать над собой с помощью дневника чувств, записывая свои мысли, чувства, поведение.
Вспомните и запишите когда Вы вели себя в роли Преследователя. Как теперь могли поступить иначе?
Вспомните и запишите когда Вы вели себя в роли Жертвы. Как теперь могли поступить иначе?
Вспомните и запишите когда Вы вели себя в роли Спасателя. Как теперь могли поступить иначе?
Какую роль Вы играете чаще (какая ведущая)? Как Вы можете выйти из этой роли?

Самостоятельно не получается? Обратитесь к специалистам!

Желаю Вам осознанности и зрелости!

Мелицинский психолог: Ирина Александровна Мальцева

 Статья опубликована 20 ноября 2016г. на сайте: https://www.b17.ru/article/66432/