Пощёчина православию

Евгения Пьяник
На днях во все учреждения культуры Крыма за подписью Аксёнова пришли грозные «дацзыбао» с указанием подготовиться к празднованию 400-летия  протопопа Аввакума.

Кратко из биографии:

Годы жизни :1620- 1682

Аввакум – противник церковной реформы Никона, глава старообрядчества на Руси.Яркая личность своего времени: писатель. Образованный человек, до конца жизни оставшийся верным своей вере.

Был протопопом,то есть возглавлял церковный клир - служителей храма; писателем.

Аввакум прожил сложную жизнь, отстаивая свою веру. Тюрьмы, ссылка не сломили его. Он остался верен своим взглядам, за что и был сожжён.

Аввакум был сторонником идеи « Москва – третий Рим» и считал, что следование греческим образцам оскорбляет чувство национального достоинства, является покушением на основы, традиции, национальную культуру.

Не принимал греческие образцы обрядов, богослужения, готов был до конца отстаивать родное, национальное, переданное из поколения в поколение.

В 1666 году на церковном соборе был предан проклятью, лишён сана и посажен в «земляную тюрьму» в Пустозёрске.

В 1681-1682 годах Церковный собор принял решение о казни Аввакума. Был сожжён.


Безусловно, труды Аввакума Петрова являются историческим наследием нашей страны. С этим никто не станет спорить.  Его литературные  произведения « Житие протопопа Аввакума»,  «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений»  и другие в рукописных списках, при его жизни  распространялись по всей стране его сторонниками.  Аввакум  написал около 80 писем, посланий, челобитных, в которых доказывал, почему не принимает реформу Никона. Ему приписывают 43 сочинения .


Я не стану вдаваться в разбор его литературного наследия, наставлений и прочего. Какие были времена, такие и нравы. Но… вся полемическая направленность трудов Аввакума выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй» (католичеством).


Одна из основных религий России Православие. И живёт оно, реформированное трудами Никона, по сей день. Не признают Православные священники раскольническую церковь. Негласно считают её ересью. Ни мусульманство, ни буддизм не ересь, а раскольничество – ересь.

И празднование на государственном уровне дня рождения именно этого служителя церкви вызывает очень большие сомнения в целесообразности. Вообще вопросы веры очень сложны и не должны выноситься на государственный уровень. Вера – критерий духовный и нравственный. Если власти добровольно принимают участие в строительстве, содержании и поддержке культовых сооружений – возможно, это и правильно, раз народу страны это нужно, но вот грандиозно «праздновать одного из» - это в корне неверно.

А теперь перейдём к главному:
Действующая (от 1993 года) Конституция России определяет Российскую Федерацию как светское государство[1]. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»[2]. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений»[3].

Я вовсе не возражаю и даже приветствую почитание старообрядцами Протопопа Аввакума. Но почему люди разной веры, даже атеисты должны участвовать в этом мероприятии?  А если это противоречит моим убеждениям и я откажусь, к примеру, писать сценарий этого действа? Или нас будет много? Нас что, выгонят с работы?

Я не оспариваю значимость литературного наследия Аввакума. Так и давайте будем делать акцент на его литературных трудах, давайте праздновать так же, как и день рождения Пушкина, Толстого, Достоевского.  Силами библиотек, литературных сообществ, культурных программ телевидения… Почитатели смогут насладиться чтениями его произведений, обсудить его наследие с единомышленниками. Все будут довольны.

Но не так же грандиозно - на государственном уровне. Почему мы не праздновали 100-летие Октябрьской революции? Это же знаковая  веха в истории нашего государства. Оценивать это событие можно по - разному. Но ведь это было СОБЫТИЕ! Событие, которое, кстати, принесло нашему народу много хорошего. Мы до сих пор не можем «доесть» наследие СССР, возникшего в результате революции.  Мы по сей день живём в квартирах, которые нам бесплатно выделило государство, работаем на предприятиях, которые построил СССР. Но почему-то на государственный уровень вынести празднование 100-летия революции власти «постеснялись». А праздновать с помой день рождения человека, внёсшего «неоценимый» вклад в углубление и укрепление раскола в христианской церкви – это за милую душу. А если завтра мусульмане, буддисты, иудеи и пр. потребуют объявить день рождения их святых государственным праздником? И будут правы на 100 процентов.

Нет, я ни в коем случае не нападаю на Старообрядческую веру. Каждый волен веровать в своего бога и чтить его. И государству категорически противопоказано лезть в дела веры и религии. Неподвластно горнее светскому.

Поэтому давайте чтить литературное наследие, но не делать из этого фейерверк и шоу. «Служенье муз не терпит суеты». А я добавлю, что такие мероприятия хороши в тиши библиотек, а не на эстрадных площадках.

И напоследок мнение православного служителя церкви.
Как сказал Зампредседателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион,-
«Мне трудно увидеть в протопопе Аввакуме фактор сближения Русской православной церкви и старообрядцев, поскольку именно протопоп Аввакум был человеком, который в наиболее обнаженной форме показал те различия, которые нас разделяют. Собственно говоря, его оценка церковных реформ патриарха Никона была крайне отрицательной, и, насколько мне известно, он сохранил это мнение до конца своей жизни и отдал свою жизнь за свои взгляды.
А что касается оценки личности, то, с одной стороны, протопоп Аввакум является одним из деятелей раскола XVII века: он был чрезвычайно предан и верен древлеправославным традициям и крайне отрицательно — в очень жесткой, неподцензурной форме — высказывался в отношении этих реформ, наследницей которых является Русская православная церковь.
С точки зрения старообрядцев, следование старому обряду — это главный критерий идентичности, и они полагают, что именно наша Церковь должна вернуться к тому обряду, который был до Никона. Но мы вовсе не собираемся отказываться от всей нашей культуры, традиции, от нашего духовного наследия, которое включало в себя жизнь великих святых — таких, например, как Серафим Саровский».


В 1991 году староверами из Риги был установлен памятный крест на пустозерском городище, а 27 апреля 2012 года староверами-поморцами рядом с крестом была освящена часовня в память Пустозерских мучеников.