Пелевины

Лидия Шевчук
на фото 1955 года
Мария Алексеевна, сын Александр, Александр Николаевич

(из воспоминаний Клавдии Николаевны Огибениной из Ирбита)

     Сестра моей мамы Мария Алексеевна Дубских, 1891 года рождения, вышла замуж за Пелевина Александра Николаевича, 1892 года рождения, проживавшего в деревне Пелевиной Еланского района совместно со своими родителями.
     Его отец Николай связан был по службе с лесным хозяйством (лесник или иначе называлась его должность – не знаю). В нашей семье о нем говорили с уважением, рассказывали, что был в хороших отношениях с главным лесничим Кухцинским. С детских лет я запомнила со слов моей мамы, что Кухцинский ещё при жизни построил себе кирпичное надгробие, которое до сих пор стоит при входе на кладбище, слева от дороги.
     Возможно, дело своего отца продолжал и Александр Пелевин. Чувствовалось, что он был человек грамотный, культурный, не какой-то мужлан.
     Как там было – можно только догадываться, но стихия раскулачивания с конфискацией имущества и выселением прошлась по семье Пелевиных в роковом 1930 году. (Стариков Пелевиных уже не было в живых).
     Александр Николаевич, не дожидаясь, когда повезут под конвоем, забрал старшего 15-летнего сына Александра и тайно уехал с ним.  Почти три года наши родители ничего не знали о них. А Марию Алексеевну с младшим 12-летним Павликом привезли в Ирбит, на поселение – строить диатомитовый комбинат. Одновременно сооружались первые бараки. Как-то все же удалось тетушке известить сестру Евдокию, где они находятся. И вот однажды мама сказала, что поедем тетку Марию навестить. Я запомнила самый момент их встречи. Они разговаривали, а я впервые увидела тетю, но больше смотрела  на глиномешалку – интересно было. Как у нас в огороде «на ладони» молотили снопы, так и здесь ходили лошади за вагой, вал крутился, глина перемешивалась. Из нее потом делали кирпичи. А Павлика я так и не видела.
     Что же сталось с Александром Николаевичем? Он с сыном Александром поехал в Нязепетровский район Уральской  (ныне Челябинской) области к Василию Алексеевичу Дубских, который уехал со своей женой на её родину в Нязепетровск (не от раскулачивания). Потом А. Н. Пелевин устроился на работу в одном из совхозов. Обжился там и в 1932 (вероятно) году решил восстановить семью. Как ему удалось забрать с диатомитового комбината жену и сына, это интересно, но мне не известно.

     Могу привести ещё пример, когда люди по чьей-то воле, наговорам были лишены собственности и прав.
     Анна Ивановна Дубских рано овдовела, оставшись с сыном-подростком и двухлетней дочкой. Ясно, что вести хозяйственные работы было невозможно, и в страду иногда приглашала одного мужика психически больного из другой деревни.
     После Гражданской войны некоторые люди в поисках пропитания приходили из дальних деревень и городов и приобретали оседлость. Были такие и в Дубской. Вот Анна Ивановна и приглашала одну женщину, по имени Дарья, посидеть с дочкой, пока сама на работе. Дарья уж имела свою избушку на два окошка, но все равно приходила к Анне Ивановне не только в горячую пору страды, но и зимой, иногда ночевала, питалась тут. Когда в период раскулачивания её спросили, работала ли она у Анны, Дарья сказала, что работала. Этого было достаточно, чтобы забрать у бедной вдовы дом, живность и выселить из деревни.
     Но трудолюбивой женщине добрые люди помогли найти место домработницы и няни у какого-то начальника. С ней была и дочь Настя. Ей помог этот начальник поступить в вечернюю школу, которую она окончила успешно. Когда у этих хозяев вырос ребенок, они порекомендовали Анну Ивановну свердловским знакомым. Те, видя толковую дочь Анны Ивановны, помогли ей поступить в горный техникум, после окончания которого Настя уехала на Дальний Восток, в Комсомольск-на-Амуре, и маму к себе забрала. Печальная история раскулаченной получилась с хорошим концом.

                К. Н. Огибенина (Дубских).

     В списках раскулаченных, работающих на Диатомитстрое, по состоянию на 9 октября 1930 года, значатся Пелевин Александр Николаевич 1892 г.р. и Пелевина Мария Алексеевна 1893 г.р. 
     По-видимому, Александру Николаевичу со старшим сыном Александром удалось бежать из Ирбита, а после каким-то образом вызволить и остальных членов семьи.
     Со слов внучки Александра Николаевича Ольги Павловны Ведениной (Пелевиной), проживающей ныне в Ярославле, семья долгое время скрывалась где-то в Сибири. Вернулись на Урал и поселились в Серове они только в 1944 году.
Её отец, Павел Александрович Пелевин защищал Родину в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Пелевины:
Глава семьи – Пелевин Александр Николаевич 1892 г.р.
жена – Мария Алексеевна  1893 г.р. (урождённая Дубских)
сын – Александр Александрович 1911г.р.
сын – Павел Александрович 1918г.р.