Мое ивату

Евгений Щукин
Как  родным домом было ИВАТУ.

В 1954  году в октябре  месяце меня призвали в ряды Советской Армии.   А до этого  знаменательного события, я успел  в  городе  Пермь окончить Военно-Механический техникум  при  знаменитом Мотовилиинском заводе,  и несколько месяцев поработать  пом мастера электроцеха  на заводе  п/я 608 в  городе  Кирове.

Наш состав из десятка  теплушек, с  контингентом в 60 призывников, с двухразовым питанием, простаивая  подолгу  на запасных  путях каких-то станций, 22-е суток тащился через всю Сибирь в  Приморский край – в город  Ворошилов-Уссурийский.

Месяц курса «Молодго  бойца»   в поселке  Липовцы  и  я направлен в ШМАС, (школа младших авиационных специалистов)  города  Спасска-Дальнего,    учиться  на механика  по обслуживанию самолета- истребителя МИГ- 15,  первого   реактитвного истребителя в нашей авицйии.

Этот период солдатской  жизни мне запомнился тем, что  мне  все время хотелось кушать. Радостным  днем был день получения денежного довольствия, (3-х рублей), которые тотчас тратились на буханку черного хлеба и кулечека сахарного песка, – лакомства голодного солдата.

Где-то в марте 1955 г. я увидел на территории части моряков и узнал в них курсантов Пермского ВМАТУ, набиравших кандидатов для поступления в училище.

Честно признаться, я совсем не собирался  быть офицером, но соблазн побывать  в Перми, – дома, заставил  пойти к командиру роты и написать рапорт.

К сожалению,  Пермяки ошиблись номером части, и ни кого от нас не взяли.

А вот через неделю, когда пришла разнарядка  из несколько училищ, (и летных,  и  штурманских  и технических), мне не удалось отвертеться,  пришлось дать согласие  поступать в ИВАТУ.

Хотя мысль была такой: – все равно служить солдатом придется 3 года, а поступлю -  не поступлю, служба-то все равно зачтется!

Вот таких кандидатов в  частях  Приморского  В.О. набралось 75  человек, и всех нас  собрали  в Ворошилов-Уссурийске. Мы должны были пройти медицинскую комиссию и показать  знания  на  уровне средней школы.

Если медицину  наш молодой организм  выдержал,  так с нашими  знаниями вышел конфуз, - диктант и математика - были оценены  в 75 "колов" и двоек!
Правда, мне по физике удалось получить 4, - билет попал   с вопросом о доменном процессе,  все же   моя  работа на заводе не  пропала  даром.

Надо бы нас  было отправить обратно в части, но командование уже доложило о выполнении плана   и, выдав нам проездные документы, по 3 рубля денежного довольствия, сухого пайка, (в виде  одной буханки хлеба и двух  банок  кабачковой икры), решило - таки   избавиться от нас, отправив нас, в  выбранные нами, училища.
 
Поезд до Иркутска шел 3-е суток. Давно были истрачены деньги, съеден хлеб и кабачковая икра, (позже я лет 10 не мог даже смотреть на эту икру),  последние сутки нас подкармливали сердобольные пассажиры.

Город Иркутск  встретил нас,  (5-рых будущих курсантов),  весенним  солнечным днем. Нам понравился город, территория училища: красивый центральный корпус,  стадион, много зелени, удобные светлые  казармы.

Почувствовали мы и  разницу в рационе,  а также,  что для нашего возраста  не маловажно,  почувствовали  заинтересованность  в нас,  иркутянок  -  наших ровесниц.  И  решение  было  односзначно, - остаюсь учиться и стану офицером!

Но для этого  надо было еще поступить, осенью вместе с  выпускниками школ,   наровне с ними,  сдать вступительные экзсмены!
 
Училище организовало нам  самоподготовку по нужным  предметам и  стало готовить из нас, уже поевших солдатской каши, на занятие должностей  младших  командиров.

Мы попали  под командование капитана Константина Василевского,  - отличного строевика, подтянутого,  несколько щеголеватого в ношении офицерской формы,  а  в общении с нами, -  шутливо - «приблатненного». 

Мне легко давалась учеба,  а со строевой  и спортивной подготовкой, вообще проблем не было.

Капитан Василевский, - (Костя-блатной -  как  мы уважительно, его окрестили,  да простит он  нас  за это),  при безупречно выполненных строевых  приемах,   меня  и других,  отпускал   поваляться  на травке,  продолжая часами тренировать неумех.

Мы отъелись на курсантских харчах, загорели на летнем солнышке, окрепли физически и, без особого труда,  сдали вступительные экзамены.

Мне присвоили звание -  младший сержант  и направили командиром  классного  отделения  в 6 роту  майора Бакалова. Чуть позже мне доверили взвод в этой же роте,  присвоив звание – старший сержант.

Месяц помощи колхозам в сборе урожая  пролетел незаметно  и началась учеба. Учебный процесс училища был организован так, что только  совсем уж  дурак,  мог не освоить  учебного материала.

Правда,  не  все  бывшие десятиклассники  легко вписывались в распорядок курсантской жизни,  были нарушители дисциплины,  любители выпить, - таких сразу же отчислили  из училища  и направили долслуживать рядовыми в  воинские части.
Я же  легко втянулся в учебный  процесс и распорядок  дня, учиться  было интересно, было где отдохнуть в  самом  училище и в увольнении  в город.

Мне запомнился первый курсантский бал с приглашенными студентками из  Иркутского
мединститута и института иностранных языков.
После бала  для многих курсантов  появилась желанная цель  –  получить увольнительную  записку. Я храню, как реликвию, одну из них.
               
Три года учебы пролетели как один день. Были успехи, были и огорчения.
Успехом считаю, - свое   участие в сборной команде по пулевой стрельбе  и успешные выступления на первенстве Заб.ВО. в городе Чита.
               
Огорчением было, – случайный выстрел в сержантском карауле  и разбор ЧП в кабинете генерала Щелочилина, с последующим снятием  меня с должности  помкомвзвода.
Правда, звание ст. сержант мне было оставлено, и это позволяло продолжать пользоваться льготой: хоить в наряд только  дежурным по столовой, а также правом иметь увольнение в город   в кажые выходные дни.

Последний курс я оканчивал во 2-й роте,  опять же под командованием Кости Василевского. Его роту  перевели на специальность  – АО  (Авиационное Оборудование самолетов), а мне,  имевшему  уже гражданский диплом техника-электрика, сам бог  велел там  учиться.

Красного диплома получить не  удалось,  председатель госкомиссии, (инженер из действующей  части), подловил меня на практическом  вопросе  и поставил 4-ку, по остальным предметам я получил  5-ки. Что-ж, не судьба!

А дальше,   -  тысячи выпускников ИВАТУ прошли через это:  томительное ожидание Приказа МО  о присвоени  воинского звания - лейтенант, распределение по частям, торжественный выпуск и  вот - долгожданный  стук колес, с каждым  километром приближающий к дому,  к маме, к любимой девушке, и далее, - к первому месту офицерской службы.

Началась служба: 1958 год – город Тула полк ВТА, я  бортовой техник по АДО  на самолетах АН-8 в экипаже командира дивизии генерала Княжева;
1963-67 г.г. Бортовой техник–инструктор, в г. Кировабад, переведен для переучивания, вновь созданного полка,  на самолетах АН-8;             

С 1967 по 1974 г.г. –  город. Кривой Рог,  я бортовой техник по  АДО самолета АН12,  участник боевых  дел.
После налета на Прагу, списался на землю и назначен начальником группы объективного  контроля полка, (группа ОКЗС), повышен до звания - капитан;

С 1974 по 1981 г.г. – Кривой Рог,  Начальник  Физической подготовки и Спорта   6-й  Гвардейской, Запорожской, Краснознаменной, Ордена Богдана  Хмельницкого дивизии ВТА, Мастер  Спорта СССР, повышен  до звания - майор.

Ныне, уже 30 лет, я– тренер по большому теннису,  вырастил 3 поколения юных теннисистов,   мной  подготовлены  и  Мастера Спорта Украины, а  7 моих  учеников работают профессиональными тренерами в разных странах.

Дорогие однокашники, выпускники  училища разных лет, от всей души поздравляю  Вас с юбилеем,  желаю здоровья, успехов в ваших делах и счастья в  личной жизни.

Честь имею,откланятся, господа  офицеры!      

                Гвардии Майер  Евгений Щукин.
                2011 г.