Размышления классика

Иван Кунцевич
     Удивительным образом, совершенно случайно, в моих руках сегодня оказалась книга Н.Г.Чернышевского «О классиках русской литературы», которая раскрылась у меня на странице, где я прочитал следующие строки его размышлений при анализе им творчества И.С.Тургенева в статье «Русский человек на rendez-vous». Н.Г.Чернышевский, словно услышал из двух вековой временной глубины наши современные суждения в день рождения В.С.Высоцкого и его 80-тилетие о людях и литературе, и сделал свои умозаключения в этой связи. – Вот они:
     «Боже мой! За что мы так сурово анализируем нашего героя? Чем он хуже нас всех?.. Если я стану наблюдать людей в том виде, как они представляются мне при отдалении от них участия в гражданской деятельности, какое понятие о людях и жизни образуется во мне? Когда-то любили у нас Гофмана и была когда-то переведена его повесть о том, как по странному случаю глаза господина Перигринуса Тисса получили силу микроскопа, и о том, каковы были для его понятий о людях результаты этого качества его глаз. Красота, благородство, добродетель, любовь, дружба – всё прекрасное и великое исчезло для него из мира. На кого ни взглянет он, каждый мужчина представляется ему подлым трусом или коварным интриганом, каждая женщина – кокеткою, все люди – лжецами и эгоистами, мелочными и низкими до последней степени. Эта страшная повесть могла создаться только в голове человека, насмотревшегося на то, что называется в Германии Kleinstadterei*, насмотревшегося на жизнь людей, лишённых всякого участия в общественных делах, ограниченных тесно размеренным кружком своих частных интересов, потерявших всякую мысль о чём-нибудь высшем копеечного преферанса.
Припомните, чем становится разговор в каком бы то ни было обществе, как скоро речь перестаёт идти об общественных делах? Как бы ни были умны и благородны собеседники, если они не говорят о делах общественного интереса, они начинают сплетничать или пустословить; злоязычная пошлость или беспутная пошлость, в том и другом случае бессмысленная пошлость – вот характер, неизбежно принимаемый беседой, удаляющеюся от общественных интересов».

* Kleinstadterei (нем.) – захолустье.