Смысл жизни

Виталий Бердышев
Довольно часто во время моих встреч и бесед со школьниками мне задают вопрос: "Каков смысл (вашей) жизни?" Причём задают его не только ученики старших классов, но и совсем юные школьники... Не помню, чтобы в школьные годы я когда-либо задумывался над этой философской проблемой. Значит, современные дети стали более развитыми в вопросах "стратегического" мышления? Как бы то ни было, я всегда радуюсь за них и пытаюсь вместе с ними разобраться в этих непростых проблемах.

Что касается лично меня, то ответы мои их в целом удовлетворяют. Я совершенно не лукавлю, когда говорю, что живу не ради богатства и денег, и не вижу счастья в материальных приобретениях. Конечно, я бы не отказался от дополнительного хотя бы ради издания своих книжек и более широкого распространения их по школам и библиотекам города (области). Но знаю, что это совершенно нереально, имея негативный опыт поиска "спонсоров", когда с изданием было совсем невмоготу. Поэтому совершенно не расстраиваюсь и принимаю это как должное.

Жить ради собственного счастья? - это да. Только в чём это счастье? Для меня оно в семье, в природе, в искусстве, в преодолении, в постоянном творчестве, поиске совершенного, недостижимого, в передаче своих знаний юному поколению. Счастье видеть их детские достижения, успехи нашей страны, - в политике, экономике, в Вооруженных Силах (я всё же офицер в отставке!). Очень бы хотел увидеть успехи в развитии нашей культуры, духовности, интеллигентности общества. Но до этого пока далеко. И я пытаюсь, со своей стороны, хоть как-то повысить значимость этих компонентов в нашей жизни - нашими концертами, литературно-музыкальными встречами, своими беседами о музыке, о литературе, о валеологии (о здоровье человека). И мне радостно видеть, что все эти темы интересуют слушателей. И я счастлив, когда на таких "уроках красоты" мне задают массу вопросов - особенно юные слушатели.

Смысл жизни - приносить знания, радость и счастье другим. И я пытаюсь это делать с помощью своей литературы, в которой затрагиваю важные для всех нас вопросы экологии, природоведения, нашей истории, вопросы Красоты, Любви, Нравственности, Добра и зла; рассуждаю об искусстве, о воспитании чувств, о нашем здоровье (и нездоровье) - духовном, физическом. И снова радуюсь, что эти книги доходят до сердца и души читателей, воздействуют на них, приобретая реальную валеологическую направленность.

Каждый человек должен сделать что-то полезное за свою жизнь. Не только для себя и для своих близких, но и для всего общества. Сделать по своим способностям и возможностям. Важно понимать это и настойчиво добиваться цели. И не страшно, что порой на этом "тернистом" пути приходится преодолевать непонимание, безразличие и даже прямое противодействие неких "темных сил", имеющих совершенно иную стратегию мышления. Постоянная борьба за истину и справедливость - в этом тоже смысл нашей жизни.

А еще смысл моей жизни - это стремление к Красоте. Я пытаюсь найти её везде и во всём и показать её окружающим (в литературе, музыке, в фотографиях). Красота порождает Любовь, и они наполняют наши души, обогащая нас эмоционально и нравственно. И если всё это удается передать людям (с помощью различных направлений искусства), то я снова радуюсь этому и благодарю тех, кто помог заложить во мне эти способности.

И еще счастье в преодолении, в попытке сделать как можно больше, несмотря на все твои "ветеранские" недуги, в попытке раздвинуть границы наших возможностей и увидеть результат сделанного. Достижение хотя бы промежуточных целей - это великое счастье творчества. И оно стимулирует нашу ... деятельность.
Да, но детей интересует не только личная жизнь. Их устремления идут дальше - к познанию смысла жизни в целом, нашей биологической жизни. Этот вопрос значительно сложнее. Смысл человеческой жизни объясняется целями и задачами, которые люди перед собой ставят - на основании глубокого анализа всей информации об окружающем нас Мире. И смысл этот - в естественном развитии общества, параллельно с развитием в окружающей его живой и неживой природы. Смысл - в ускоренном развитии науки, совершенствовании технологий, совершенствовании самого себя, проникновении в тайны и законы развития материи с использованием этих знаний на благо Человеческой Цивилизации.
В принципе, в этом заключается и смысл развития всей биологической материи - от примитивных одноклеточных до мыслящих существ. Человек - вершина нашей земной пирамиды биологической жизни и, в определенной степени, - это и вершина развития материи вообще в нашей точке Вселенной. Вершина в том плане, что Цивилизация начинает приобретать реальную силу в развитие материи - посредством освоения и преобразования околосолнечного пространства. В отдаленном же плане вполне реальны и более масштабные перспективы.

Такая закономерность движения материи была предопределена всем ходом развития Вселенной, начиная с первоначальных протонов (кварков) и электронов, до звёзд и галактик, с образованием всех известных нам сейчас элементов, позволяющих творить всё новые виды материи.

Является ли наш путь (путь Человеческой Цивилизации) движением к совершенству, или артефактом на пути всеобщего развития материи, - может показать только будущее. Вполне возможно, что это далеко не оптимальный вариант всеобщего совершенствования, и в глубинах Вселенной возникают очаги иного Разума, Самоосмысливания и Перепрограммирования, куда более совершенные, чем наши, земные. Но, в любом случае, жизнь на нашей Планете - уникальное явление. И мы, Земляне, с полным правом можем гордиться этим!