В Лувре

Эльвира Гусева
Что такое Лувр? Это знают все: огромный  музей,  с универсальными  и особенно ценными экспонатами, значимость которых для мировой цивилизации трудно переоценить. Лувр стоит в одном ряду с такими  мировыми музеями, как  Эрмитаж, Каирский музей, Британский музей. Это так.

Понять и оценить  по – настоящему  Лувр можно, лишь побывав в нём. Быть в Париже и  не посетить Лувр, это значит, упустить самое главное  и  значимое. В Лувре собраны ценнейшие экспонаты  с  античных времён до середины 19 века, их география настолько  разнообразна, что осмотреть их все и попытаться  оценить, просто невозможно. Как невозможно  обойтись без помощи экскурсовода. Сегодня мы идём в Лувр.

Нашу туристическую группу  ещё в автобусе разделили на две подгруппы, вторая  подгруппа  переключила свои  приёмники  на другую частоту, чтобы слышать своего экскурсовода.
 
Наш гид Александр передал обе наши  подгруппы  двум  прекрасным  молодым женщинам – экскурсоводам. С нами работала  Лена – так она представилась, сразу  пояснила, что за время, отведённое для экскурсии, мы успеем осмотреть  лишь самые значимые  экспонаты. Это всемирно известные шедевры, хранящиеся в Лувре, в Париже.

В Лувре прекрасно всё: огромные  стеклянные  пирамиды, фойе, холл. Назначив встречу  у малой  пирамиды в фойе  Лувра,  мы отправляемся  в его залы, где нас ждут  сплошные восторги.

И вот первый из них. Среди  памятников древней Мессопотамии -  свод законов царя Хамураппи, относящийся ко второму тысячелетию до нашей эры. Только чудо могло сохранить эту  каменную стелу, подробно  освещающую жизнь  Вавилона того времени  с  процветающим земледелием и торговлей.

Бурная  общественная жизнь  требовала порядка. Царь Хамураппи  правил, заручившись поддержкой бога судьи Шамаша, получив от него символы правосудия и кодекс законов  из  282 положений частного и публичного права, которые  отныне каждый вавилонянин должен исполнять.

Бесценным является экспонат Лувра - статуя сидящего Рамзеса 2.

Рамзес  Второй,  великий и спокойный,
Стал  победителем в суровых  войнах…
Твой лик дошёл через века до наших  дней
И завораживает  точностью своей.
А  кто же  мастер, тебя сумевший изваять?
Вопрос  открытый,  ответ  нам,  видно,  не узнать…

Посередине второго  зала египетских ценностей  располагается фигура  сидящего писца, знакомая каждому из нас ещё с пятого класса. Она является неотъемлемой иллюстрацией учебника истории  Древнего мира. Эта скульптура относится  к 2500году до н.э. Даже сейчас, спустя столько лет (!!!) она смотрится, как живая, одухотворённый  взгляд его глаз завораживает, кажется, что он смотрит именно на вас, становится не по себе. Эмоции переполняют, хочется, чтобы все, кто ещё не видел эту чудесную скульптуру, непременно  увидели, потому, что  это надо видеть!

Я в восхищении, экспромты возникают сами…

Лицо сидящего писца, нам кажется  живым…
Уж сколько лет прошло, он  стал  шедевром мировым…
Сосредоточен, строг, внимателен, как  и  тогда,
Как будто не менялась в  Ниле голубом  вода…
Великий мастер, что создал  скульптуру на века
Не  мог представить, как  его заслуга  велика…

А  мы, едва поспевая  за экскурсоводом  Леной,  летим уже в следующий зал,  где спокойная и величавая  Венера Милосская  ждёт  наших восторгов и восхищений. Вот   они:

Богиня в полном смысле  слова. Как, всё-таки,  ты  хороша,
Хотя  из мрамора возникла, есть в образе твоём душа.
Божественно   красивы   очертанья  молодого  тела.
Жаль,  руки  потеряла ты, но облик сохранить сумела...

Настоящим  символом Лувра является Ника Самофракийская, богиня победы, к ней мы сейчас  идём. Она  находится в крыле Денон на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи. Останавливаемся  перед ней, Лена рассказывает её историю, а у меня  рождаются стихи:

Кто ты, скажи мне:  сказочная птица?
Прелестный ангел во плоти?
Или  душа  красавица – девица?
Не угадала я?   Прости…

Сведений  об  этой скульптуре не так уж и много, я читала их раньше, как  видела и иллюстрации с изображением Ники.  Подлинную  скульптуру вижу впервые, она очаровывает, завораживает, пытаюсь представить её  фигуру полностью, но почему-то не получается. Наверное, она  была очень красивая, коль скульптор влюбился в неё…

Наверное,  нет на земле человека, который бы хоть раз не восхищался  грациозными, неповторимыми  работами великого итальянского мастера  Микеланджело Буонаротти. Они  большие  и  живые,  хотя и выполнены в мраморе. Почти все  его работы хранятся в Италии, и только  две скульптуры  во Франции.
 
Видимо, судьбе было так угодно «Восставший раб» и «Умирающий раб» были подарены королю Генриху  2, который позже  передал их в Лувр. Это две совершенно разные мужские  скульптуры: один уже смирился со своей  участью.   В    предсмертном  состоянии  спокойно лицо, закрыты глаза, едва  заметны мускулы молодого тела.

Совсем иначе выглядит  фигура «Восставшего раба».  В  его позе чувствуется отчаянное сопротивление,   напряжены   мышцы, во всём теле присутствует борьба.
Выполнив обе фигуры в мраморе, мастер  сумел точно  донести до зрителя  два совершенно  разных состояния человека, и в этом его гениальная   заслуга.

Мы переходим  в следующий зал…

Продолжение следует. http://www.proza.ru/2018/01/30/993

Фото Лувра взято из Интернета. Спасибо автору.