Ищите человека. Анна Голубкина. Имена на скрижалях

Инна Днепровская
«Человека ищите. Если найдете человека в портрете – вот и красота».
Анна Голубкина, художник, вылепливающий из глины душу человека. И делающий это всегда честно. Её скульптурные портреты М. Лермонтова, Л. Толстого, А. Белого, А. Ремизова поражают этим точным и абсолютно бескомпромисным "слепком" души. Она лепила не лицо - человека. Известно, что она отказалась работать над портретом Ф. Шаляпина из-за двойственного отношения к его личности. И тут сосвсем не важно, что послужило основанием такого отношения. Этот факт характеризует не великого певца, а великого скульптора, выявляя главный принцип творчества - честность перед собой и искусством.
А свое лицо не любила, считала его резким. Фотографироваться не любила, позировать для портретов отказывалась. Хотя лицо её было удивительно одухотворено. Медведева-Петросян (врач, лечившая Голубкину) рассказывала: «Я увидела высокую, средних лет, болезненного вида женщину, с почти мужскими чертами некрасивого лица. Она улыбнулась мне, и что это была за обаятельная улыбка, какой необычайной лучистостью светились ее засиявшие серые глаза, какая притягательная сила исходила из всего ее существа! Я сразу была покорена ею…"
Правда, мне всегда казалось странным, вот это указание на некрасивость её лица. Мне оно всегда казалось вдохновенно прекрасным. Вдохновенно!
Это дыхание творца во всех её скульптурах. Я помню первую, с которой началось мое знакомство с ней - знаменитая "Березка". Для меня первая, а для неё - последняя... Как завещание. Трепетная нежность и в то же время внутренняя стойкость и сила в этой фигурке девушки. Это почти как её собственная душа. Непритязательная в быту, в одежде, к своей внешности, не принимающая никакого внешнего украшательства; резкая, прямая в общении, не любившая и не принимавшая пустых комплиментов, она была очень ранима, а душа её была трепетна и поэтична.
Меня всегда восхищала в её работах способность видеть и отображать красоту Пробуждения (именно так - с большой буквы). Пробуждения чувства, пробуждения мысли. Красоту того - иногда мгновения - иногда состояния, когда в человеке просыпается от сна Человек. Я очень люблю у неё две работы: "Туман" и "Спящие" - вот именно за это за удивительное чувство пробуждения - постепенного, но с уверенностью, что оно будет прекрасным, несмотря на то, что сон был тяжелым смутным, безотрадным. Может это от того, что она работала всегда любуясь тем, еще не выявленным в материале, но предчувствуемым зрением художника образом, который тоже как бы пробуждался к яви под её чуткими, но крепкими властными пальцами. Она и ученикам советовала: Работайте больше любуясь, чем заботясь. А еще говорила: «Кто не плачет над своей вещью, тот не творец».