Мужчины в ее жизни

Тамара Пимонова
 Она воспитывалась на лирике Эдуарда Асадова. Она знала многие его стихи наизусть и искренне считала, что, если не встретит большую и светлую любовь в своей жизни, то ей "совсем никакой не надо". Именно поэтому в свои семнадцать лет, когда все подруги вокруг уже давно встречались с парнями, она еще не изведала сладости первого поцелуя. Нет, она не была дурнушкой, хотя и красавицей ее никто не называл. Тоня имела внешность "серой мышки", а воспитывалась в неблагополучной судьбе. И к моменту выпуска из школы судьба трижды дала ей шанс остаться в живых.

Случайны ли случайности?

 Может ли быть счастливой семья, если мужчина любил одну сестру, а женился на другой? Тогда, после войны, над этим не задумывались – слишком мал был выбор. Мама Антонины увидела будущего мужа, когда он приехал к ним в дом свататься к младшей сестре Тоне. Та в последний момент наотрез отказалась выходить за него замуж. Поняла, что он слишком не похож на нее. Не долго думая, мать предложила несостоявшемуся жениху познакомиться с Лилией, певуньей, хохотушкой и очень хозяйственной девушкой. Через два дня родители Тони расписались. Отец Степан увез молодую жену к своим родителям в небольшую деревню в Вологодской области. Там у них родился сын, а потом девочка Тоня, названная отцом в память о первой любви. А между тем, семейная жизнь у молодых не ладилась. Степан любил выпить, а в воспитательных целях в семье применял ненормативную лексику и кулаки. Был груб, нелюдим и жаден. Помощи в воспитании внуков от родителей Степана Лилия не дождалась, и решила уехать к маме на Кавказ. Муж, подумав немного, отправился вслед за семьей. Теща разрешила сделать к своему дому небольшую пристройку, в которой и прошло нерадостное Тонино детство. Не было ни дня без крика и скандала. Тоня боялась отца, не любила его и старалась не показываться ему на глаза. Мать она жалела и сочувствовала ей, хотя помочь ничем не могла. Но впереди Тоню ждало самое страшное.
 -Видимо, не выдержав жестокого обращения отца, мама заболела. А через некоторое время мы, у меня появился еще один брат, остались без мамы, - Антонина Степановна до сих пор не может без слез об этом вспоминать.
 Не прошло и года, как отец женился. В доме появилась мачеха. И как водиться в русских сказках, она невзлюбила падчерицу.
-Помню, как она унижала меня, ругала, а потом и вовсе решила сдать в интернат. Но там я пробыла недолго, а потом сбежала к бабушке. Временами мне не хотелось жить. Наверное, поэтому я не ведала страха и росла отчаянной девчонкой. Однажды на каникулах у бабушки в деревне мы с ребятами поплыли на плоту по очень бурной реке. Плот перевернулся около моста, меня чудом вытащил из воды прохожий мужчина. Случайно ли он там оказался? Потом дважды меня сбивала машина. Одна протащила меня под колесами метров десять. Был гололед, и это меня спасло. В третий раз были серьезные травмы, почти полгода пролежала в больнице. Теперь, по прошествии многих лет, я думаю, что судьба не зря трижды подарила мне жизнь.

Первая любовь

 За все в жизни надо благодарить. За хорошее и плохое. Антонина Степановна теперь, став мудрее, простила жестокость отца и мачехи. Чтобы доказать себе и им, что она не "бездарь, лентяйка и замарашка", Тоня закончила школу с золотой медалью и поступила в один из престижных вузов Советского Союза. Уехав из ненавистного дома, она начала жизнь с чистого листа.
 - Я решила забыть свое горькое детство, и всем говорила, что у меня очень хорошая, но не очень обеспеченная семья. По характеру я пошла в маму, всем улыбалась, всем хотела помочь, по хозяйству умела делать практически все. Меня избрали старостой, и девчонки по многим вопросам обращались за помощью ко мне. С Аликом мы познакомились в колхозе и сразу понравились друг другу. После трудового дня мы гуляли вдоль картофельного поля и говорили обо всем на свете. Нам было интересно вместе. Сейчас поверить в это трудно, но в семидесятые годы молодежь была более целомудренной. Мы все ночевали в одном бараке, но за месяц не было ни одного случая "неуставных" отношений. А я была девушкой не целованной, поэтому для меня первый поцелуй должен стать праздником, гимном любви. "Будьте горделивы, не меняйте золото на первый же медяк!" – учил меня мой любимый поэт Асадов
 - Мы с Аликом оказались в одной группе. Мало этого, наши фамилии в списке стояли рядом. И жили мы в одном общежитии. Виделись каждый день, иногда сидели вместе на лекциях. Но он не торопился признаваться в любви, - Антонина Степановна при этих воспоминаниях улыбнулась.
 Они дружили, как тогда принято было говорить, два года. Целовались, ходили в кино, готовились вместе к экзаменам. Летом 1970 года вместе отправились в стройотряд в Магаданскую область. Весь курс думал, что после стройотряда Тоня с Аликом поженятся.
 - Трудности сломили моего жениха. До сих пор не знаю, что произошло, но Алика из стройотряда исключили. Он уехал домой. Мне было горько и обидно, и я сделала вывод, что такой спутник жизни мне не нужен. В сентябре, когда мы встретились, я ему об этом сказала. А потом о своем поступке жалела каждый день, видя его страдания. И сомневалась – а, может, это и была та, единственная любовь в жизни?
 Конечно, их пытались примирить друзья. Не вышло. И вдруг Антонина узнает, что Алик встречается с женщиной с пятого курса, у которой есть маленькая дочь. Антонина пережила настоящий шок! Ревность, боль, отчаяние и запоздалая любовь проснулись в ней одновременно. Теперь она пыталась сама поговорить с Аликом. Он слушать ее не стал. Весной Алик женился.
- Мне показалось, что женился он мне назло. Я думала, что не переживу этого. Здесь и чувство вины за испорченную чужую жизнь, и раскаяние, и любовь. Только потеряв Алика навсегда, я поняла, что сильно его любила. И светлые воспоминания о первой любви пронесла через всю жизнь.

Любовь взрослого мужчины.

 Наступила весна. Студенты готовились к сессии. Времени хватало только на то, чтобы забежать в столовую. Однажды Антонина почувствовала на себе чей-то пристальный взгляд. Обернувшись, увидела мужчину лет тридцати, не очень высокого роста, но довольно симпатичного. Он ей улыбнулся. С этого дня незнакомец приходил в столовую постоянно, но подойти к Тоне не решался, потому что она всегда была в окружении подруг. Недели через две или три, он все же нашел способ представиться Антонине. Звали его Александром, но все друзья коротко называли - Аликом. Снова случайность? Алик тут же назначил Тоне свидание и умолял прийти.
 -Чем ты рискуешь? Конечно, сходи, - подруги не только уговаривали, но и принарядили Тоню. Элегантная водолазка, короткая юбка, кулон со стразами и туфли на шпильке превратили Антонину в девушку с модного журнала. Подруги пожелали "ни пуха – ни пера!" Студентка третьего курса впервые в жизни отправилась на свидание с взрослым мужчиной. Конечно, все было пристойно. Алик поведал о своей жизни – учился в университете, потом в аспирантуре, в прошлом году защитился. Заниматься личной жизнью было некогда.
 - А когда я увидел Вас, Тонечка, то понял, что пора наверстывать упущенное. Тем более, что жилплощадь имеется, - от таких откровенных намеков Тоне стало не по себе.
Они встречались несколько раз. Алик водил Тоню в ресторан, в театр и кино. А однажды после ресторана предложил подняться в номер в гостинице, мол, забыл там документы. Тоня, как мы помним, девушка целомудренная и в чем-то даже наивная, согласилась. Боже, как она испугалась, когда Алик закрыл за ней двери на ключ!
 - Не бойся, моя девочка, я не причиню тебе вреда! Ведь я тебе хоть намного нравлюсь? – Алик снял с себя пиджак.
- Выпусти меня отсюда немедленно! Иначе выпрыгну из окна! – Тоня от страха начала кричать.
Когда он, тоже от испуга, открыл двери, Тоня пулей вылетела из номера. Александр потом пытался с ней встретиться и все объяснить, но ей этот человек был не нужен. Ни его деньги, ни должность, ни квартира. Через несколько лет Тоня узнала, что Алик все же женился на девушке-студентке, очень похожей на нее.

Бог любит троицу.

 С Алексеем, которого однокурсники коротко называли Алекс, Тоня познакомилась на танцах в своем общежитии. Голубоглазый шатен, лыжник и альпинист с первого взгляда тронул ее душу. Его день рождения в июне они отмечали вдвоем на берегу реки.
 - Только однажды в жизни я видела такой густой белый туман, как в то утро. Вышла из палатки и удивилась – все вокруг белым-бело! Высунула руку из палатки, а пальцев уже не видно. И вдруг первые лучи солнца начали пробиваться сквозь туман. Появились небольшие радуги. Где-то в лесу начал петь соловей. А я подумала, что сама природа благословляет мой выбор. – Антонина Степановна до сих пор жалеет, что не было у них с собой фотоаппарата.
 Свадьбу сыграли следующей весной. Это была студенческая свадьба, с шутками, плакатами, розыгрышами, веселыми танцами. И праздновали ее двести человек.
Антонина после свадьбы умоляла мужа оставить альпинизм, но они вместе активно занялись туризмом, отшагав с рюкзаками сотни километров. Вместе окончили университет, вместе работали на одном предприятии. Через два года у них родился первенец…
 С тех пор прошло более сорока лет. Все было в жизни Антонины и Алексея, трудности, нехватка денег, переезды, смена профессий, болезни и периоды отчаяния. Вырастили троих детей, которые имеют уже свои семьи. Построили дом, посадили сад. Антонина Степановна пошла на пенсию, и все свое свободное время отдает воспитанию внуков. Жизнь, по большому счету, удалась. Не зря ей трижды удалось остаться в живых.          (Белгород, 2007 год)