Владимиру Высоцкому

Виктор Костылев
    
     Тихим, субботним вечером, мы с женой спешили в новый городской цирк. Там
 планировалось выступление уже известного в те годы поэта, исполнителя авторской песни Владимира Высоцкого.
     Трудно назвать год, очевидно это было где-то на переходе шестидесятых. В Кривбассе стали появляться пластинки, а позднее и кассеты для магнитофонов с песнями еще мало известного в городе автора. Пластинки продавались из под полы, дефицит.
     -Кто Он?- спрашивали горожане друг друга,- говорят Москвич.
Позднее его песни заполонили город. Теперь, уже шагая по городским улицам, слышишь  как из открытых окон квартир рвался на свободу узнаваемый голос.
     Сегодня мы шли с надеждой в живую услышать нашу эстрадную легенду.
Мы в первом ряду. А на арене, буквально в пяти или шести метрах от нас, на стуле, со своей неразлучной гитарой- он.
     Первое впечатление- обычный человек. Скромно одет, сверху на нем темно серый свитер.
     Тишина, словно зал опустел. Но вот звучат первые аккорды гитары, и...
                Если друг
                оказался вдруг
                И не друг, и не враг
                а так.
                Если сразу не разберешь
                Плох он или хорош...
     Пел он волнительно, завораживающее. Зрители сидели затаив дыхание, боясь что-то пропустить.
     А он, словно не спеша, бросал нам как бы для размышления одну за другой свои неповторимые, порою впервые услышанные песни.
                Рвусь из сил - и из всех сухожилий,
                Но сегодня- опять как вчера:
                обложили меня, обложили-
                Гонят весело на номера!...
     Его хрипловатый голос, его крик рвущийся из глубин души, напрягал зрителя, заставлял задуматься.
     Я с восхищением смотрел на него. Какой талант! Какой творческий потенциал несет этот человек людям!
                Я не люблю уверенности сытой-
                Уж лучше пусть откажут тормоза.
                Досадно мне, что слово "Честь"-забыто.
                И что в чести наветы за глаза...
      Рвущийся крик из глубины его души, его боль, передача зрителю судеб его героев песен, ассоциировалось у меня с Горьковским "буревестником". Только, если у одного поэта рвался призыв к будущему, то у другого в конце любого произведения ставилась жирная точка. Это слушателей вынуждало задумываться над каждым не простым содержанием...
                Но мне хочется верить, что это не так,
                Что сжигать корабли скоро выйдет из моды,
                Я конечно вернусь- весь в друзьях и в делах,
                Я конечно спою,
                Я конечно спою - не пройдет и пол года.
      Зал аплодировал стоя.   Уже время...
А он пел. Зрители не хотели расставаться со своим кумиром. А Он, словно понимая, что больше никогда не появится в горняцком крае, пел без остановки...
      Поздний вечер. На дворе тишина. Мы под глубоким впечатлением услышанного, молча идем по городским улицам. Говорить не хотелось...

                Какой талант! Как многим одарила его природа: поэт,
           артист театра и кино, автор исполнительской песни.
           Как коротка человеческая жизнь, и как мы ее в силу
           различных причин не рационально используем.
           Мне однажды удалось в живую услышать Владимира Высоцкого,
           но память об этой встрече я храню десятилетия.
           Порою открою странички сборника его произведений, читаю
           и вижу его перед собой - арена цирка, одинокий стул, Он
           с гитарой и рвущийся на свободу его  неповторимый голос.