Здравствуй, средневековье!

Евгений Лихачёв
Здравствуй, средневековье!
Всегда думал, что означает эта эпоха, листая школьный учебник давным-давно.
Здравствуй, недавнее прошлое, которого я не застал, а тем же школьником,
приходил в пургу, и метель, на дополнительные занятия по истории, в семь тридцать утра,
к бывшему политруку, учителю Мазгуту Мугиновичу Фахрутдинову.
Помимо тьмы за окном, и снега там же, я вспоминаю его глаза.
Откровение с двумя идиотами из девятых классов, которые приходят в школу,
когда горит всего одно окно во всём здании, по военному расписанию.
Я теперь знаю, зачем я приходил на разговор, Мазгут Мугинович.
Я теперь вижу наяву то, о чем вы рассказывали, поднимая взгляд изредка.
Враги народа, «все - за», истребление, истерия любви к отечеству,
иступлённая ненависть ко всему внешнему, по большей части, из страха к самим себе.
Жалкое подхалимство, фееричная ложь, мелкая зависть, наглое воровство.
Всё, о чем вы рассказывали, является на миру жёсткой поступью, с одной разницей,
что не понятно, от кого оборонять мир дома в четыре окна. Вам было от кого. Нам – вроде бы нет пока.
Если только от внутренних, здешних.
Мазгут Мугинович, какая-то склизкая мерзость происходит, а я не могу вернуться в 1986-й год и спросить вас об этом.
Мы смотрели друг другу в глаза, и верили в новую эпоху. Но чудес не случается.
Потому и молчу, разевая рот. Это сейчас так принято. Не удивляйтесь.
Звонок звенит! Первый урок начинается. Я не выспался, Мазгут Мугинович, спасибо за факультатив.