Режский Николаевский приход Вологодской епархии

Владимир Минцкер
1. Исторические сведения

    Историческое местоположение Режского Николаевского прихода - Режская волость, Тотемский уезд, Вологодская губерния. Современное местоположение храмов: д. Монастырская, Режское сельское поселение, Сямженский район, Вологодская область.
 
    Приход ведёт историю от Ефремовой Спасо-Николаевской мужской пустыни. Пустынь эта была основана в начале XVI века (около 1520г) старцем Ефремом по дозволению великого князя Московского Василия Иоанновича, но вскоре опустела, о настоятельстве не известно [ 1, 38 ]. В 1539г. пустынь принял игумен Леонтий. Она стала называться по его имени Леонидовой или Леванидовой. Великим князем Иоанном IV Васильевичем пустыни была пожалована владетельная и несудимая грамота  [ 1 ].
    Ефремова (Леванидова) пустынь расположена в Режской волости. Первоначально это было лесное  займище на реках Ваге и Реже «…В ней [пустыни] в ограде церковь, 2 кельи, хлебная, погреб, ледник. За монастырём двор конюшенной и двор скотней, 3 человека детёнышей монастырских. Пашни паханной монастырской 4 чети, сена 30 копён, лесу пашенного и непашенного 30 десятин…» [1,3]. Пашенным считался лес, в ко¬тором мелкими полянами разрабатывалась пашня.

     Вскоре пустынь обезлюдела, но в 1560г была отдана в ведение Спасо-Суморину монастырю. Спасо-Суморин мужской  монастырь был в полуверсте от г. Тотьмы. Монастырь основан преподобным Феодосием Тотемским, по фамилии Сумориным, вологодским чудотворцем.
     Настоятель новостроящейся возле Тотьмы обители  Феодосий Тотемский обновил Ефремову Спасо-Николаевскую пустынь и завёл в ней братство [ 1, 38 ]. Пустынь была приписана к Тотемскому Спасо-Суморину монастырю. В духовном завещании 1568г игумен Феодосий пишет об Ефремовой пустыни:"... в пустыни две церкви Преображения Спасова да Николы чудотворца и те церкви стояли без пения 15 лет, кровли и кресты с них повалились..."[ 1 ]. Таким образом, в 1553г в пустыни были два  храма. Так постепенно создавалась Спасо-Николаевская пустынь на реке Реже.

    В 1617 году в пустыни проживали только два старца, а строителя и иеромонаха не было, служить в церквях было некому. В начале XVII столетии, после набегов в вологодский край польско-литовских шаек, пустынь совсем обеднела, запустела и после 1619г пере¬шла к Московскому Николо-Угрешскому монастырю. Монахи на жительство присылались из Угрешского монастыря  [ 5,  32 ].

Согласно "описанию" историка П.Савваитова [ 1 ], в начале первой половины XVIII столетия, иеромонах Московского Николо-Угрешского монастыря Сергий устроил в пустыни на месте прежней ветхой деревянной Преображенской церкви  каменную одноэтажную. В 1761г церковь была освящена в прежнее наименование Преображения Господня. По левую сторону от неё устроена  каменная одноэтажная церковь Святителя и чудотворца Николая в связи с колокольнею. Обе церкви, Спасо-Преображенская холодная и Николаевская тёплая состоят приходскими, то есть, клир на обе церкви один. Престолов в церквах два: в тёплой - во имя Николая Мирликийского Чудотворца, в холодной - во имя Преображения Господня. Располагались обе церкви на берегу р. Режа.

    Вокруг пустыни возникли деревни, крестьянские поселения.
    Русский пустынножитель изображается в житиях за молитвами, как  иноческий идеал.  Но сохранились документы, в которых пустынножитель показан в ежедневном быту, среди будничных хлопот. В них он заботливый хозяин, пекущийся о прокормлении собранной братии [ 12 ]. Пустынножителям нужно не много - небольшой отрез земли с лесом близ монастыря. Далее монастырь, пустынь начинают обрастать земельными владениями. Правители жалуют земли и пустоши, появляются вкладчики. Это связано с представлением о монастыре как о сильнейшем молитвеннике о душах мирских людей. Монастыри и должны были заботиться о привлечении на полученные в дар земли и пустоши поселенцев. На пустующие монастырские земли переселенцы охотно шли, привлекаемые монастырскими льготами. Постепенно рядом с монастырём, лесной пустыней образовывались деревни [12, 13].
 
     В писцовой переписной книге 1623-25 годов значится Режская волость в Важской верхотине на реке Режа. Деревня Монастырская (Луковино), которая была рядом с Леванидовой пустынью, упоминается с 1628г. В писцовой книге 1623 года отмечается, что около монастыря меж болот располагаются деревни монастырские, а крестьяне в них призваны из Вологодского, Тотемского, Устюжского и Галицкого уездов [ 37, 34 ].  Официальное название отражало принадлежность деревни, она находилась во владении монастыря. Крестьяне в Режской волости были черносошными и монастырскими.   

     В более поздних переписных книгах 17 века указывается: «…волость Режа в Важской верхотине вотчина церкви Николы Чудотворца, а в ней Леванидова пустыня. В пустыне церковь длина 35 сажен, поперёк 20 сажен (сажень = 2,1 метра), ограда вокруг пустыни деревянная   [ 35 ]. На монастыре 2 кельи да хлебная, а в ней живут Чорной поп Данило, да два брата иноков. За монастырём двор скотней,  в нём живут монастырские работники бельцы Варламко Никонов, Корнилко Дорофеев, Васька Федотов, Евстюнька Малафеев, Костюнька Исаков. Пашни пахотные монастырские худые, земли 4 чети в поле. Сена на реке Ваге и по реке Реже вверх по правую сторону старинные покосы, что взяты по мировой записи Ефимьева монастыря у егумена Иоакимия, да у келаря старца Гермагена, всего сена 100 копён, леса пашенного на бору 10 десятин, непашенного 20 десятин…» [ 1 ]. Видимо, покосы по реке Реже принадлежали Евфимьеву монастырю, который располагался на реке Сямжена.

    В конце 18 века  при Екатерине Великой происходил отъём государством монастырских земель и сокращение числа штатных монастырей и монашествующих. Леванидова пустынь упразднилась, а её  Режская Николаевская церковь стала приходской.

    Из описания П.Савваитова и клировой ведомости о Николаевской церкви, что на Реже, за 1856г следует [ 1, 8 ], что тёплая церковь построена и освящена в 1800 году тщанием прихожан, а по случаю поправки в ней иконостаса  снова освящена в 1849 году. По правую её сторону холодная построена и освящена в 1761-м году тщанием иеромонаха Сергия бывшего Строителя, прибывшего в пустынь под названием Леванидовой.  « С которого времени церковь восприяла первобытное своё существование в приходе неизвестно. Зданием обе церкви каменные, одноэтажныя с таковою же колокольнею, которая в одной связи с церковью тёплой».
    Причта положено быть - священнику, диакону, псаломщику, пономарю. Земли церковной - 58 десятин, 325 сажень. Жалованья причту положено от казны 164 руб. 64 коп. Доходов до 560 руб  [ 1 ]. При церкви хранились копии  метрических книг с 1781 года. Книги в 1894 году были почти все не годны к употреблению.

     Режский Николаевский приход входил во 2-й благочинный округ Тотемского уезда. Количество прихожан было  в 1788г -  500 - 700 человек, в 1888-94гг - 961 мужского и 1014 женского пола, всего 1975 человек, в 1910г - 1200 м.п. и 1183 ж.п. [ 11, 35] .

     Была церковно-приходская школа. В архивном фонде Вологодской губернской земской управы в сведениях о Режской Николаевской одноклассной церковно-приходской школе Куракинской волости Тотемского уезда за 1914-1915 учебный год указано, что школа открыта в декабре 1889 года.
     В архивном фонде Тотемского уездного отдела народного образования в списке трудовых школ 1 и 2 ступени Тотемского уезда в Режско-Монастырской волости на 1919/20гг. значатся Режская, Сондужская, Рассохинская, Копыловская школы.

     В приход входили: село Монастырское и деревни Лукинская,  Бурниха, Колтыриха,  Колобово,  Марково,  Копылово, Коробицыно, Гридино, Круглая, Россохино, Погорель¬цево.

     Остаётся неясным год окончания постройки Преображенского храма. Из клиро¬вой ведомости 1856г и описания П.Савваитова 1896г [ 1, 8 ] следует, что одноэтажная каменная холодная  летняя церковь Преображения  Господня была построена и     освящена в 1761г. Была ли последующая перестройка и реконструкция первоначально построенного здания, или оно было снесено?  В 1875 году летний храм старанием и усердием прихожан покрыт железом. В других источниках годом окончания постройки указан 1886г, в котором вместо прежней каменной церкви, построенной монахами, прихожане построили при главной Николаевской церкви вторую - каменную холодную однопрестольную Преображенскую церковь в отдельном корпусе [ 5, 6 ]. Внутренние стены Преображенского храма в начале ХХ века были покрыты богатыми фресками на тему «Деяния Христа».  Роспись начата в 1902г и завершена в 1904г.
     Между Николаевским и Преображенским храмами, за алтарной частью и справа Пре¬ображенского  храма находилось кладбище.
    
     С приходом советской власти для прихода, причта и храмов настали тяжёлые времена. В 1931г был арестован священник Верюжский Николай Иннокентьевич. Служба прекратилась. В 1937г Священник Н.И.Верюжский был арестован вторично и приговорён к 10 годам лагерей.
     В 20-30-е годы одновременно с православной кафедрой в Вологде существовала обновленческая епархия (обновленческий раскол). В Режском Николаевском приходе в 30-х годах была организована обновленческая община, священник Леонтьевский. Эта община действовала  недолгое время, а священник был арестован.

     В 1934г храмы были закрыты, церковные ценности - изъяты, кресты с куполов, колокола - сняты и увезены на переплавку. Иконостас был разрушен. Иконы, книги утрачены.
    В 30-е годы  кладбище при церкви было снесено, следов могил не осталось.
    Режские Николаевская и Преображенская церкви были повреждёны в  30-е и послевоенные годы.  Колокольня Николаевской церкви была снесена, а в церкви устроен маслозавод. Преображенский храм в разное время использовался, как спортивный зал и склад зерна.
   
    В советское время на землях Режского сельского поселения, бывшей Режской волости, успешно работало передовое хозяйство - колхоз-миллионер «Первое Мая». Колхозное стадо крупного рогатого скота имело более 4000 голов, был маслозавод.  В Режском сельском поселении проживало около 6 тысяч человек. Работали школа, детский сад, два Дома культуры, библиотека, медпункт. Сейчас в деревнях Режского поселения Гридино, Рассохино, Коробицыно, Копылово, Марково, Монастырская, Колтыриха, Лукинская, Бурниха, Вороново, Слободка, Погорелец постоянно проживают не более 300 человек. Колхоз ликвидирован и нет ни одного действующего предприятия [ 25 ].
   
    В настоящее время храм Преображения Господня с одобрения епархии и по согласованию с епархиальной комиссией восстанавливается жителями близь лежащих деревень, выходцами из этих деревень и их потомками.

    Местные жители  для  спасения, ремонта и возрождения Храма организовали активные группы  в социальной сети «ВКонтакте»: «Режа» https://vk.com/club1701738 и «Ремонт храма Преображения Господня» https://vk.com/club95698991, которые объединили более 1200 участников. Собираются средства, закупаются строительные материалы. Своими силами и при помощи подрядчиков проводятся ремонтно-восстановительные работы и уборка территории около храмов.

     Летом 2016 года в Реже над куполом Храма Преображения был установлен крест. Величественный красавец крест - символ возрождения Храма и исправления ошибок и преступлений советской эпохи. В Храме вновь проводятся богослужения.



2. Описание имущества храма
   
     В клировых ведомостях по Режской Николаевской церкви перечислено церковное имущество, информации об иконах нет [ 8 ].

По состоянию на 1890г:

« Николаевская Режская основная приходская, Преображенская вторая,  клир один.
Утварью церковною достаточна, а именно
Риз лучших 4, средних 6 и ветхих 3, стихарей 3, подризников 4.
Дароносица медная, отбеленная, ковчег медный отбеленный,
Евангелий 4: 1-е, величиною в лист с отделкою медною отбеленною со средником и евангелистами финифтяными, 2-е, величиною в лист, обложено бархатом, средник и евангелисты медные позолочены, 3-е, величиною ; листа, на нем средник и евангелисты серебряные, но серебро не пробное, 4-е, в 1/8 долю листа на нем средник и евангелисты медные.
Крестов осеняльных 3: 1-й, среброзолоченый, весом 27 золотников 84 пробы, 2-й, среброзолоченый и 3-й, медный отбеленный.
Сосудов 2, потир и принадлежащие к нему: дискос, тарелочки, 3 звездицы и лжица, сребропозолоченые 84 пробы, весом 3 фунта, 2-й потир, дискос, тарелочки, звездица и лжица среброзолоченые весом 2 фунта.
Ковшик для подавания теплоты медный отбеленный, внутри вызолочен.
Священнический трикирий употребляемый в св. пасху медный отбеленный.
Кадило три: 1-е серебряное 84 пробы весом 95 золотника и два медные.
Сосуды для благословения хлебов медные отбеленные.
Купель для крещения младенцев и венцы для брачившихся медные.
Аналогии и столы имеются и благолепию храма приличны, равно книги, нужные для цер¬ковного употребления годны».



3. Клир и причт Режской Николаевской церкви

     Изучение ревизских сказок, исповедных и клировых ведомостей, хранящихся в  государственных  архивах [8, 16 ,17, 19, 20, 21], Вологодских епархиальных ведомостей за 1864 - 1917гг, сайта «Православные церкви и монастыри Севера» [ 6 ]  и воспоминаний старожилов д. Монастырская позволило установить клир и причт Режской Николаевской церкви за период с 1750 по 1934гг.

Священники
(Попов) Симеон   до 1750
(Попов) Иоанн Симеонов   1750 - 1795
Воронин Назарий Фёдоров 1795 - 1803
Воронин Максим Назаров   1803 - 1836
Раменский Иоанн Петрович   1836 - 1873
Воскресенский Владимир Николаевич   1873 - 1896
Голубцов Александр Николаевич    1896 - 1909
Лавров Александр Васильевич   1909? - 1925
Верюжский Николай Иннокентьевич  1925 - 1931
Леонтьевский  (обновленческая община) 1931- 1934
 
Диаконы
Мальцев Афиноген Васильевич   1885 - 1910
Вакансия    1910 - 1912 [ 22 ]
Яблонский Николай Васильевич  1912 - ?

Псаломщики
Мальцев Афиноген Васильевич    1861 - 1885
Остроумов Алексей Александрович   (1906)
Остроумов Николай Алексеевич      (1913)

Пономари, дьячки
Попов Василий, бывший дьячек, за очной болезнью (маловидящий) в 1755г определён в богодельню                ? - 1755
Воронин Сава   (1755)
Воронин Фёдор Осипов      ? - 1782
Попов Логин Иванов      1782 -1797
Попов Макар Логинов     1797 - после 1811
Янусов (Воронин?) Иван Максимов (1801)
Мальцев (Попов) Стефан Макаров    после 1811 - 1835
Мальцев Виктор Стефанович      1835 - 1877
Мальцев Афиноген Васильевич    1859 - 1861
Остроумов Александр (1847)
Остроумов Алексей Александрович  1885 - после 1912
Остроумов Николай Алексеевич        (1913)

    Воронины, Поповы(Мальцевы) и Раменские были в родстве и по мужским, и по женским линиям [20, 21]. Поповы в начале 19 века сменили фамилию, стали Мальцевыми. Воронины и Поповы(Мальцевы) служили в приходе поколениями.


Биографии
 
Воскресенский Владимир Николаевич
    Образование -  Вологодская духовная семинария. 10 марта 1869г рукоположен в сан священника к Алексиевской Толшемской церкви Тотемского уезда Вологодской епархии. С 5 марта 1873г - священник Режской Николаевской церкви Тотемского уезда [6, 27].
    В школе при Режской Николаевской церкви до 1897г учительствовал его сын Воскресенский Николай Владимирович [6, 31].
 

Раменский Иоанн Петрович
    Родился в 1813г. Сын пономаря Грязовецкого уезда Мироносицкой церкви, что на Лосте,  Петра Федорова. Обучался в Вологодской духовной семинарии,  по окончании семинарского учения уволен с аттестатом 2 разряда. В 1836г  4 октября  пр. Стефаном произведен к Режской Николаевской церкви во священника, грамоту имеет. В 1847г определен в наставника при Режском Николаевском сельском приходском училище, в 1850г 30 июля награжден набедренником. Пономарю Виктору Стефанову Мальцеву двоюродный дядя. Жена его Параскева Максимова(1818). Дети их: Александр(1837), обучался в высшем отделении Тотемского духовного училища; Калисфения(1839); Глафира(1840); Евграф(1843; Филадельф(1847); Клавдия(1849).
5 марта 1873г уволен за штат, прослужив 35 лет. Умер 23 февраля 1875г [6, 28].

Мальцев Афиноген Васильевич
    Родился в 1842г при Вассиановской Кубенницкой церкви (село Ивачино Кадниковского уезда), сын диакона. Служил псаломщиком, диаконом Режской Николаевской церкви. Рукоположен в сан диакона 30 июня 1877 г.  22 ноября 1885г определён штатным диаконом. Внесён в избирательные списки по выборам в Государственную Думу 1906г от Тотемского уезда.
По прошению вышел за штат 29 сентября 1910г. Умер в 1917г.
Женат на Сиземской Александре Ираклионовне (1838-до 1911), дочери дьячка Воскресенской Бельтяево-Слободской церкви.
Дети: Александр(1865), священник в Сибири; Августа(1869); Платонида(1871) в замужестве за псаломщиком А.А.Неволиным; Леонид(1876), провизор; Анна(1874), вдова псаломщика Н.Ржаницына; Анатолий(1879), провизор [6, 29].

Мальцев Виктор Стефанов
    Родился при Режской Николаевской церкви в 1815г, сын пономаря Стефана Мальцева. Обучался в ВДС. По исключении из словесного класса в епархиальное ведомство 23 ноября 1833г  преосв. Стефаном был посвящен в стихарь к Николаевской Жиховской церкви во дьячка. 22 января 1835г переведен к Режской Николаевской церкви на пономарское место. Гра¬моту и указ имеет. Священнику Иоанну Раменскому двоюродный племянник. Жена Анна Евсеева(1815), их дочь Валентина(1836) [ 6 ].
Остроумов Алексей Александрович
    Сверхштатный причетник Режской Николаевской церкви Тотемского уезда. 22 ноября 1885г определён штатным псаломщиком. Внесён в избирательные списки по выборам в Государственную Думу 1906г от Тотемского уезда [6, 30].

Голубцов Александр Николаевич
    Окончил Вологодскую Духовную Семинарию по 2 разряду в 1890г.
    С 6  марта 1891 года - диакон Покровской Морозовской церкви Вельскаго уезда. С 1894  по 1896г председатель церковно-приходскаго попечительства Морозовской Покровской церкви. С 2 февраля 1896г по 1905г - священник Режской Николаевской церкви Тотемского уезда, заведующий и законоучитель Режской церковно-приходской школы. Председатель церковно-приходского попечительства Режской Николаевской церкви.
    С 1905 по 1909г - депутат по хозяйственным и следственным делам 2 благочиния Тотемского уезда. С 1906 по 1909г - законоучитель Розсохинского земского училища, того же уезда.  С 9 января 1909г - священник Богоявленской Пежемской церкви Вельского уезда. С 1908 по 1909г - помощник благочинного 2-го округа Тотемского уезда.  С 2 мая 1910г по 2 мая 1917г - помощник благочинного 1-го округа Вельского уезда.  С 2 мая 1910г - заведующий страховыми делами 1-го благочиннического округа Вельского уезда. Законоучитель: с 30 июня 1909г Пежемского земского училища, с 1911г - Шелюбинского земского училища, с 1913г - Селивановского и Макаровского земских  училищ.  В 1915-17гг - председатель приходского попечительства.
Награжден: в 1899г  18 февраля - набедренником, 3 августа - библией; в 1902г - скуфьёй; в 1905г- камилавкой и наперсным крестом [ 6 ].


Верюжский Николай  Иннокентьевич
    Родился 27 июля 1879г, сын священника. Место рождения Вологодская губ., Вельский уезд, д.Клирос. Окончил Тотемское духовное училище.
    Служил псаломщиком Вожбальской Благовещенской церкви  Тотемского уезда с 1893  до 1894г. Рукоположен во диакона к Кулойской Воскресенской церкви Тотемского уезда 7 марта 1894г. Рукоположен 17 мая 1925г преосв. архиепископом Вологодским Сильвестром (Братановский) во священника Режской Николаевской церкви.
    Осуждён 10 января 1930г  по статье  "контрреволюционная агитация" на 3 года лишения свободы [26]. Освобожден по болезни 27 марта 1931г. После освобождения проживал в д.Поповка Сямженского района. В 1931-1937гг служил священником Заозерской Богородицкой церкви.
    Вновь арестован 2 октября  1937г, осуждён Особой тройкой при УНКВД 8 октября 1937г по  статье «контрреволюционная агитация» за крещения детей. Приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. После освобождения жил в д.Монастырская. Реабилитирован 11 марта  1986г [ 10 ].


4. Воспоминания старожилов д. Монастырская о церкви и приходе

    Старожилы вспоминают  о Храме Преображения Господня и д. Монастырская: Добрынина Юлия Михайловна, Черепанова Тамара Васильевна, Игнашева Раиса Михайловна, Старикова Пелагия Дмитриевна,  Игнашева Августа Тимофеевна, Вахрушева Нина Антоновна, Вострякова Елена, Кузнецова Ирина Александровна, Попова Зинаида Александровна, Одинцова Марина Ивановна, а также диакон Гончаров. Записали: Одинцова Марина Ивановна, Дьякова Юлия, Зайцева Елена, Зайцева Татьяна, Седакова Татьяна, Игнашева Наталья и ученики Режской школы [ 23, 24 ].

    Раннее название деревни было  - Лукавино. Название д.Монастырская появилось позже. В документах одного из наших земляков указана д.Лукавино, вполне официально. Старожилы нашу Монастырскую долго называли Лукавином, а жителей - лукавинцами.
    Монастырская и Лукавино изначально были одной деревней, но они были разграничены. Около дома В. И. Игнашевой проходила граница - ручей. Этот ручей, который делил деревню на две части, был слева от моста.
    Все земли считались церковными. За речкой, за  Поповской Горкой, пожен  жителей деревни не было. Там  были монастырские владения. Церкви, монастырю принадлежало и поле  через дорогу от церкви -  Спасское поле. В близлежащих деревнях тоже были  церковные угодья. С Рассохина были отданы Осотливые полянки.  Покосы жителей д. Монастырская находились на одном берегу реки. Их принадлежность обозначалась именами владельцев.

 Жители в Реже были не бедные, судя по пятистенкам и количеству мельниц. Старожилы говорили, что хозяйства были крепкими. Почти у всех  были свои земли и сенокосы. Вот пример одного из хозяйств. В семье были пять коров, пять лошадей. Дом был о двух передах и с зимовкой. Занимались извозом, так как в Тотьму постоянно ездили за солью, углём, товарами. Шили сапоги, имелась кузня. Когда пришла революция, началось раскулачивание. Многих потом реабилитировали.
   
    На правом берегу реки Режа стояли дома священника, диакона, дьячка, служки, просвирни. Место раньше называли Поповкой или Поповской Горкой. Где школа, там была Поповская Горка. Поп, дьякон, псаломщик жили на Горке. Сторож жил при церкви.
 
    В деревне хранят легенду  об истории строительства церкви.  "Пошли бабы в капустник и увидели на горе свечение. Рассказали об этом самому старому жителю деревни. Он сказал, что это место святое, здесь надо построить церковь. В строительстве церкви принимали участие все жители Режской волости: для крепости кирпичей собирали яйца. Но основная нагрузка, конечно же, была на  жителях д.Монастырская. Для замеса глины нужен был только свежий удой молока. Глину разрешалось месить мужчинам только в новых хромовых сапогах".

    Было две церкви: холодная и тёплая. Служили  зимой в тёплой церкви, а летом - в холодной.  Летняя - высокая, была поставлена на кирпичных столбах. Зимняя -  низкая. В зимней церкви была под полом печь. В летней церкви служили с Пасхи.
    К зимней церкви со стороны дороги была пристроена высокая колокольня. На звонницу вела винтовая лестница. Детям разрешали по ней забираться вверх.  Сверху была металлическая решётка. Около церкви была келья.
   Церкви были обнесены высокой и широкой кирпичной оградой. Ограда была очень красивая. На деревню Монастырскую выходили  резные ворота. Со стороны деревни были ворота - большие и маленькие. Со стороны Лукинской ограда проходила около пилорамы.
 
   Там, где сейчас стоит церковь [Преображения], раньше рос еловый лес. Церковь ставили местные и приезжие строители. Строили 40 лет. Кирпич прихожане делали сами. Всё делали вручную. Церковь Преображения была построена в 1904 году. Роспись наносили с 1902 по 1905 год. Богослужение началось в 1905 году.

    Зинаида Александровна Попова рассказывает, что в детстве нравилось бывать в доме  бабушки Игнашевой Виринеи Кондратьевны. В доме были красиво разрисованы двери, заборка. Бабушка, рассказывала, что дедушка Паша родился в этом доме. Когда он был маленьким ещё, у них квартировали иконописцы. В обязанности маленького Паши входило звать их на обед. Часов тогда не было, но на подоконнике была сделана зарубка, тень на эту зарубку падала - это и было время обеда. Конечно, можно было только летом и в солнечную погоду время определить. Сколько времени квартировали иконописцы, не известно, но в доме были нарисованы красивые дивные цветы, краски были яркими, не смывались и держались лет 50. Дед - с 1898г, а церковь закончили расписывать в 1904г. Значит, к этому моменту деду было 6 лет, и он видел и запомнил квартирантов - иконописцев, расписавших Храм.

    Были в церкви поп, дьякон, псаломщик, помощник. Старосту выбирали всем приходом. В храмах был сторож. Он топил в зимней церкви печи. Первый священник был Голубцов, второй - Лавров, третий - Верюжский, последнего попа звали Николай. Верюжского посадили. Последний священник - Леонтьевский, а послан он был из Тотьмы.

    В [24] помещена фотография с клиром Режской Николаевской церкви. На обороте сделана надпись «...фотография примерно 1911г.  Верхний ряд - учительницы Павла Константиновна из Тотьмы, Мария Александровна, справа - Августа Афиногеновна[Мальцева](Бурнинская), жена диакона,… нижний ряд - псаломщик Остроумов, диакон Николай Яблонский, священник Лавров, учительница Ольга Васильевна[матушка?]».
    Николай Яблонский занял вакантное место диакона в сентябре 1912г, поэтому фотография сделана после 1912г. Возможно, фотография сделана в д. Горка. Там раньше жили священнослужители. Сейчас Горка - часть д. Монастырская.

    На Николаевской церкви было три креста. Кресты и купола были позолоченными. 
 В  звоннице  колокольни Николаевской церкви были один большой колокол, четыре средних и девять маленьких, которые назывались подзвонки. Большой колокол, в который звонили перед службой, весил 120 пудов.

    Пройдя паперть, прихожане оказывались в трапезной. Она по размерам небольшая. Отделялась двумя колоннами, соединёнными аркой. Здесь же были расположены иконы. Получалась своеобразная стена, отделяющая трапезную от средней части церкви. С правой стороны от входа находился церковный ящик. Свечи продавал церковный староста.
 
    Среднюю часть церкви венчает купол. В нем изображён Иисус Христос. Алтарь от основной части отделялся перегородкой – иконостасом. Она была фигурной – представляла собой крупную резьбу по дереву. К перегородке были прикреплены иконы, фигурки ангелов. Всё было позолоченным. В центральной части иконостаса находились царские ворота. Они были особо украшены. В церкви и на стенах были иконы, стены были разрисованы.

     По правой стороне церкви тоже был установлен иконостас. По всей стене были иконы. Иконостас богатый. Люди, которые в разных местах бывали, говорили: «Такого иконостаса, как в Режской церкви, нигде не видали. Разве что в Новодевичьем монастыре».

     Церковное убранство было богатым. Богатое паникадило освещало церковь. Но основное освещение церкви в дневное время осуществлялось через окна на стенах и в главном куполе.

     Незабываемым моментом был выход из алтаря батюшки. Батюшка идёт, все прихожане встают на колени. Когда врата раскрываются, видна фреска на восточной стороне алтаря, изображающая Иисуса Христа. На потолке Иисус Христос, как будто вылетает. Складывается впечатление, что это сам Иисус Христос выходит к людям, что не священнику, а Иисусу Христу все кланяются.
     Прихожане, как Иисусу Христу, кланяются священнику. Он красиво одет: риза, корона, риза жёлтая, раззолочённая, блестящая. 

     Служили по воскресеньям. Первая служба была заутренняя, затем перерыв, а потом обедня. Каждое воскресенье в церкви были песнопения, славили Бога. Во время службы стояли справа мужчины, а слева - женщины.

     Седьмого января в Рождество звонили в колокола весь день.
     В Пасху звонили неделю с девяти часов вечера. В шесть часов кончали службу. В Пасху все ходили в церковь. Весь вечер и всю ночь пели молитвы. Обходили вокруг церкви крестным ходом. Затем возвращались в церковь. Поп заходил в алтарь, поднимал икону и говорил: «Христос Воскресе». Остальные люди, находящиеся в церкви, в ответ ему говорили: «Воистину Воскресе». А потом с иконами ходили по деревням поп и дьякон. Заходили в каждый дом. За это давали им яйца, кто сколько даст, два пирога и буханку хлеба.
 
     Венчание проходило следующим образом: молодых обводили вокруг алтаря. Впереди шёл поп, жених вёл за руку невесту. Потом они вставали на половичок и обменивались кольцами. На голову им надевали  венцы. На алтаре стояла золотая чаша и две золотые иконы. Священнослужители ставили две свечки перед иконами. На полу лежал невестин половичок.
   
     В праздники в церковь приезжали на лошадях и приходили пешком жители других деревень.
     Дорога у церкви проходила за оградой, не так, как сейчас. Она проходила под окнами дома Нины Антоновны Вахрушевой.

     В 1934 или 1936 году богослужение в церкви прекратилось.
     Со временем советская власть разрушила церкви. Сделали в зимней - клуб, затем маслозавод, в летней - склад, затем спортзал.  Колокола сняли для того, чтобы сделать трактора. Спилили кресты у церкви в 1936 году.  Колокольня была разрушена в 1938 году. Ограду разрушили для того, чтобы строить что-то на Рассохине. Церковь закрыли в 1938 году летом.
     В  Николаевской церкви фрески пытались забелить несколько раз. Лики каждый раз пробивались через слой побелки.

     Около церкви раньше хоронили людей. Между церквями и за церковью было кладбище. Кладбище было снесено в советское время. Могилы на новое место не переносили, просто сравняли с землёй.
     На новом кладбище похоронен священник Н.И.Верюжский. К сожалению документальных данных нет, но старожил Т.В. Черепанова помнит, где его могила. Он был последним священником. Н.И.Верюжский был осуждён на 10 лет, после выхода из заключения жил у знакомых. Последний приют он нашёл в семье Михаила и Клавдии Игнашевых, людей очень набожных, из Монастырской. На его могиле установлен церковный крест. Таких крестов на кладбище оказалось четыре.  Эти кресты с "чашей" - снятые надглавные малые кресты Преображенской церкви.
   
    Может быть, что-то  из церковного имущества  удалось спрятать до лучших времён и оно ещё лежит, ждёт на чердаках?

    Про церковные книги  рассказывала младшая дочь священнослужителя. Евангелие хранилось долго у её отца, книга была в виде чемоданчика, на заклёпках, корочки обложки твёрдые и покрыты кожей. Отец мечтал отдать её в свой Храм, верил, что к вере люди  снова придут.
    Чтобы сберечь семью, священник вынужден был уехать. Началась война, и мать с детьми переехала в деревню. У них в деревне хранилась ещё и Библия, тоже на заклёпках и большая, её хранила старшая дочь. В очередной приезд отца, она упросила его забрать Библию, так как опасалась за сохранность.  Отец её увёз и сдал  в Питерский Храм. Священник уехал после войны в Ленинград, завёл новую семью.  Евангелие хранилось в новой семье. После смерти священника его жена передала книгу в Храм, который он посещал.

    С нашим Храмом в д. Монастырская был тесно связан Николаюшка Тотемский, вологодский подвижник 20 века.  Николай Трофимов обладал даром провидения, исцелял людей. Блаженный Николаюшка Тотемский (1892-1958) проживал в 19км от  деревни. И по воспоминаниям местных жителей ходил молиться в храм в село Монастырское.
    Строители дороги между Сондугой и Режей находили в 60-е годы множество шалашей, сделанных добротно - в лапу. И один из строителей рассказывал, что эти шалаши строил Николаюшка, очень быстро и складно, несмотря на то, что у него одна рука была больная.
    Он спасал, таким образом, в 30-х годах священников, монахов и людей, которых собирались раскулачить. Может быть, кто-нибудь знает, как звали последних священников храма до его закрытия, может кто-то помнит, кто были эти люди, которые прятались в лесах в шалашах. Причем, когда приходила милиция, они уходили еще глубже в леса и там тоже строили шалаши. Некоторые из них легализовались потом в Тотьме, где один раб Божий делал документы  и подменял отчества и года рождения.



5. Описание Режских храмов   

    Профессионально сделанное в 2013-14гг анонимным автором под ником LilianM  (Lilian Moor, г.Череповец) описание храмов и настенной росписи размещено в социальной сети ВКонтакте [14, 24, 25], группа "Ремонт храма Преображения Господня в Реже" 27 июля 2014г. В этом описании раскрыты композиции фресок, колеровка и фиксируется состоя¬ние росписи стен Преображенского храма на лето 2014г, что имеет несомненную ценность для последующего восстановления и реставрации храмов.
 
 
Церковь Николая Чудотворца

    Храм представляет собой бесстолпный кирпичный оштукатуренный четверик с коробовым сводом. С восточной стороны выступает пятистенная апсида. Фундамент сделан из природного камня.

    По фасаду можно судить о первоначальной планировке храма: колокольня,  притвор (трапезная), основная часть, алтарь. С западной стороны на фасаде заметны следы колокольни: остался арочный дверной проём, ведущий наверх.

   Двускатная крыша крыта железом.  Очевидно, она и первоначально была двускатной. По внешнему   периметру  стен проходит карниз. По углам четверика и алтаря, по центру на фасаде располагаются прямоугольные пилястры. На северном и южном фасаде по четыре окна. Окна имеют криволинейное завершение, обрамлены прямоугольными наличниками. На некоторых окнах сохранились рамы и решётки.

    В алтаре три окна: с восточной, южной и северной стороны. Вход с западной стороны когда-то был арочным, позже его заложили, превратив в прямоугольный дверной проём.

    Внутри церкви первоначальная планировка изменена. Видны железные кованые связи. Из первоначальных элементов неизменной осталась арка,  отделяющая основную часть храма от трапезной. С левой стороны в ней устроен дымоход. Остальные перегородки сделаны в советское время для маслозавода.

    Все стены внутри закрашены побелкой. Только в алтаре остались части фресок. На южной стене алтаря можно различить композицию «Христос в темнице». В центре одинокая фигура Христа, лик утрачен. Сидит на скамейке, руки связаны. В левой руке -  трость. Слева за его спиной колонна. По сторонам от нимба подпись: Иисус Христос. Композиция обрамлена в прямоугольную рамку с криволинейным верхом.
 
    На северной стене узнаётся композиция «Несение креста». Можно различить лишь крест и верхнюю часть фигуры Иисуса. Он несёт крест на левом плече, придерживая правой рукой. На голове терновый венец. Изображение заключено в прямоугольную раму, имитирующую лепной карниз. На восточном своде алтаря над окном - изображение Воскресения Христа. Лик утрачен. Фигура в рост, руки разведены в стороны, сохранилась лишь верхняя часть фигуры. От Иисуса исходит свет.


Церковь Преображения Господня

    Храм - однонефный, бесстолпный, трёхчастный. План представляет собой крест, вписанный в восьмерик. Храм поражает  простором, лёгкостью и величием. Внешний вид храма практически не изменился, только утрачен юго-восточный барабан с главкой.     Деревянный пол хорошо сохранился.

    Отличительная черта церкви заключается в решении её плана - скруглённые углы, фасады в виде центральных ризалитов. Фасад церкви симметричен: его уравновешивают с западной стороны притвор а с восточной - алтарь. В ризалите по три окна верхнего и ниж¬него света, в угловых частях по одному окну. Углы оформлены пилястрами.

    Храм имеет купольное покрытие. Венчается пятиглавием, центральный световой барабан приподнят на куполе и прорезается восемью вытянутыми арочными окнами. Боковые барабаны глухие, на утолщенном основании, вместо окон так же оформленные глухими арочными нишами. Юго-восточный барабан утрачен.

    Удлинённые арочные окна оформлены в едином стиле с выступающим наличником. Во всех окнах сохранились деревянные рамы и железные решётки. Под оконными проёмами нижнего света располагаются прямоугольные филёнки. В алтаре на восточной стене имеются два окна, в северном и южном по одному - так же как и в притворе.

    Деревянная паперть завершается трёхскатной крышей с куполом и главкой на небольшом барабане, крыта железом. Поднимаясь по деревянной лестнице паперти, через большую тяжёлую обитую железом дверь  и притвор попадаем внутрь восьмерика храма. Внутренне устройство храма мы можем воспроизвести только по воспоминаниям старожилов. Пройдя паперть, прихожане оказывались в трапезной (притворе). Трапезная небольшого размера отделяется колоннами, соединенными арками.
 
    Каждая стена оформлена высокими арками, разделёнными в свою очередь вертикально на узкие арочные ниши, в которых располагаются оконные проёмы. Многочисленные арочные пролёты делают архитектуру храма стройной и лёгкой. Железные кованые связи стягивают стены. В восточной части в полу установлены металлические упоры для крепления большого иконостаса,  разобранного в советское время. Алтарь от ос¬нов¬ной части отделялся перегородкой - иконостасом.

    В 1904 году стены храма были расписаны. Об этом свидетельствует надпись в арочном проёме, ведущем в алтарь. Очевидна работа артели мастеров из 4 - 5  человек под руководством мастера-живописца.

    Кто из вологодских местных живописцев мог быть причастным к настенной росписи храма? Если не непосредственной работой, то школой и учениками? Вологодцы  Платон Семёнович Тюрин,  Феодосий Михайлович Вахрушов, Василий Илиодорович Шахов? А.А.Рубцов, ученик вологодца В.В.Верещагина? Возможно, расписывали храм приходящие артели мастеров из Ярославля (артель М.В.Баженова?), Костромы, где были известные живописные иконописные школы.
 
    Выполненная художественная роспись по стенам является украшением храма. Она сохранилась. Частично фрески остались в притворе, частично утрачены в алтаре. Роспись в притворе  сохранилась плохо, с трудом можно определить сюжет изображения.
 
    Среднюю часть храма венчает купол. В куполе  на потолке изображен Спас Вседержитель, на потолке алтаря – Фигура Богоматери.

    На северной стене притвора, справа от окна в углу расположена композиция «Возвращение блудного сына». Сохранность  неудовлетворительная. Композиция обрамлена в нарисованный прямоугольный карниз.

    В храме  сохранилась живопись, рассказывающая о деяниях Иисуса Христа.
 
    На южной стене притвора справа в углу, у окна, композиция «Исцеление слепца» в прямоугольной рисованной раме. Справа показан сидящий старец в белых одеждах, руки сложены в молитвенном жесте. Слева Христос и его ученики. Иисус поднял руку в благословляющем жесте. На переднем плане человек, тянущий руки к слепому.
 
    В своде притвора четыре композиции в прямоугольной рамке, имитирующей карнизы и лепнину. Слева изображён сидящий Иисус, рядом справа сидит пожилой мужчина.

    Вход в храм из притвора «охраняют» расположенные по бокам в арке ангелы. В своде арки изображение ангела в круглом медальоне. В руках у него свиток: «Возлюбихъ благолепие дому Твоего».

    При входе в храм в глаза бросается главная  фреска – Троица новозаветная в окружении ангелов и архангелов, написанная в своде. В окружении ангелов на облаке изображены Господь Саваоф, по правую руку от него Иисус Христос, над ними голубь - святой дух. Такая же композиция художника Крамского находится в плафоне купола храма Христа Спасителя в Москве.
    Саваоф изображён седовласым старцем, над головой треугольный нимб. Взгляд направлен вверх. Правую руку он поднял в благословении, левая рука покоится на синем шаре как символе мира, в ней он держит скипетр с крестом.
   
    Взгляд Иисуса направлен на зрителя. В правой руке он держит большой деревянный крест - символ мученичества, над  головой круглый нимб. В левой у него раскрытое евангелие со словами: «вся Мне предана суть Отцем Моим, и никтоже знает Сына, токмо Отец. ни Отца кто знает, то».
    Белый голубь изображён в золотом круге, с расходящимися  лучами.
    Вокруг Троицы пятнадцать херувимов.  Под восседающими отцом и сыном изображения трёх шестикрылых серафимов.    Ангелы во втором ряду держат в руках свитки. На свитках надписи: «Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф!» и  «Слава в вышних Богу!»

    Две  композиции, расположенные симметрично от Троицы, изображают ангелов с символами власти.
    Напротив троицы в западной части свода изображены семь архангелов. В центре поме¬щены три архангела – Гавриил, Михаил и Рафаил.
    Архангел Михаила  облачён в воинские доспехи, держит в руках  меч и щит, на котором изображён  греческий крест.  Слева от Михаила архангел Гавриил с белой лилией в левой руке.  Справа от Михаила - Рафаил. Он изображён с чашей в левой руке, наполненной лечебными средствами. Над этими тремя архангелами витают два ангела с поднятыми крыльями.
    Справа от центральной группы архангелов  изображены  архангелы Уриил и Селафиил. Уриил с большой свечой в правой руке - как просветитель и наставник. Рядом с ним Селафиил - молящийся архангел с дымящим кадилом. Над ними парит трубящий ангел.
    Слева от центральной группы  расположены архангелы Иегудиил и Варахиил. Варахиил - правой рукой благословляет, а в левой держит копьё с хоругвью.

    Росписи стен храма слева от входа сохранились плохо.

    В угловой арке в простенках между окнами нижние фигуры сохранились очень плохо. Роспись справа от окна утеряна. Слева изображён мужчина в синем гиматии. По центру между окнами нижнего и верхнего света в медальоне изображён старец в капюшоне, над головой нимб. Правой рукой он благословляет. Слева от окна верхнего света в арочной раме изображён молодой человек, держащий в правой руке крест. Справа изображён мужчина с бородой,  держащий в правой руке крести. Завершает простенок  над окном верхнего света круглый медальон евангелиста Марка. В правой руке  он держит стило, в левой - табличку со свитком.
 
    На северной стене в простенках между окнами верхнего света слева изображён седовласый великомученик с бородой. В руках он держит книгу. Справа изображение седого старца в жёлтых епископских одеждах с митрой на голове и жезлом в левой руке. Над этими изображениями, в своде арки расположен серафим с шестью крылами. Между центральными окнами верхнего и нижнего света в медальоне изображена женщина. Над головой нимб, взгляд направлен на зрителя. В правой руке она держит крест, в левой раскрытый свиток со словами: «Верую во единого Бога Отца Всед». Нижние изображения не сохранились.

    На северо-восточной стене в нижнем ярусе изображён в рост Григорий Пельшемский. Правой рукой он благословляет, в левой держит раскрытый свиток: «Да имате нелецимерию любовь друг ко другу». Между окнами верхнего и нижнего света помещён медальон с поясным изображением царицы Тамары.  Слева от окна верхнего света изображён в рост святой, в светлых одеждах. В углу под сводом в круглом медальоне поясное изображение евангелиста Матфея. Он представлен седовласым старцем с бородой. Над  головой белый  нимб, в руках раскрытый свиток.

    На юго-восточной стене -  медальон с поясным изображением евангелиста Иоанна, который поднял правую руку в благословляющем жесте, в левой он держит табличку с письменами. Справа от окна верхнего света изображён монах. В руке он держит раскрытый свиток: «Свидения твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания твоя».

    Два изображения в простенках окон верхнего света южной стены сохранились не полностью. Лики отсутствуют. Сохранилось центральное изображение на этой стене - круглый медальон с изображением великомученика. Нижние фрески смыты.

    Юго-западная стена завершается медальоном с поясным изображением евангелиста Луки. У него небольшая борода, над головой нимб. В правой руке он держит раскрытый свиток. Взгляд направлен в сторону поверх написанного. Слева от окна верхнего света изображён «Св. Безсеребрен. Косма». Правую руку Косма прижимает к груди, в левой держит ковчег для врачебных инструментов. Справа от окна изображён брат его – Дамиан. В правой руке он держит ложку, в левой – шкатулку. Нижние изображения сохранились не полностью.

    Над аркой, связывающей храм и притвор, находится композиция Успения Богородицы. Центральное место в ней занимает лежащая на смертном ложе фигура Богоматери. Над ней стоит, раскинув руки, Иисус. Вокруг фигуры  апостолов.
   
    В арке, отделяющей пространство храма от алтаря, слева во весь рост изображён Серафим Саровский. Он повёрнут к зрителю боком, взгляд опущен, руки сложены на груди. На стенах  арочного проёма алтаря, ведущего в основную часть храма, по обе стороны варварски сделаны подписи красками: «не курить!» и «не сорить!».
   
    Слева надпись: «Стенная живопись исполнена по благословению Преосвящ. Алексия Еп. Вологодского и Тот. Иждивением приходских людей».

    С правой стороны в арке изображение Сергия Радонежского. Он  повёрнут к алтарю. Справа от его изображения надпись: «Живопись исполнена живописец Александр Рубцов и церк. [cтароста] Михаил Игнашев, … маст. живоп. … Татчаковым 1904 г».
    В своде арки в медальоне помещён ангел, держащий в руках развёрнутый свиток «Аллилуйа!».

    Центральная композиция алтаря - Воскресение Иисуса Христа. Он стоит в центре, правую руку поднял в благословении, в левой держит хоругвь. Пред ним  два ангела на коленях. На заднем плане слева показана скала и открытая дверь в гробницу. Справа  гора Голгофа с тремя крестами. Слева в своде потолка изображено Вознесение Господне. Центральная фигура - возносящийся Иисус. Взгляд его обращён на зрителя. Рядом - апостолы. Левая часть композиции утрачена.

    Справа в своде алтаря - Сошествие святого духа. В центре восседает Богоматерь, над ней – голубь в золотом сиянии. Вокруг двенадцать апостолов.
 
    На северной стене алтаря две композиции. Слева - рождество Иисуса Христа. В центре изображения младенец на руках у Марии. За её спиной и справа изображены три волхва, краска частично смыта. Справа на северной стене композиция «Распятие». В центре на кресте распятый Иисус. Нижняя часть утрачена вместе со штукатуркой. Слева от креста фигура Богоматери. Справа стоит Иоанн Богослов.
   
    На южной стене алтаря слева от окна композиция «Снятие со креста». Три человека несут тело Иисуса. Часть изображения утрачена. Справа от окна изображено Сретение. В левой части композиции Мария, Иосиф,  Симеон. Справа  фигура Анны Пророчицы.   
   
    Все сюжетные композиции в  храме обрамлены в рисованные рамы. На имитации лепнины имеются розовые вкрапления для сходства с мрамором.
 
    К сожалению, состояние настенной росписи ухудшается с каждым годом,  штукатурка и краска осыпаются. Есть вероятность, что без принятия соответствующих мер со временем краски потускнеют, а где-то красочный слой  совсем исчезнет.

   
Библиография:

1. Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря. П.Савваитов. Вологда. 1896.

2. http://www.pravenc.ru/text/293850.html Известия  императорской археологической комиссии. - Петроград, 1916. - Вып. 61. - с. 53.

3. Вологодские епархиальные ведомости.  Прибавления.. - 1864. - №4. - С. 106-108.

4. Церковно-исторический атлас Вологодской области. Македонская Н.М.- Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 81, 186, 200.

5. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=757  Православные церкви и монастыри Севера. Македонская Н.М. Ефремов Спасо-Николаевский Режский мужской монастырь.

6. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=757 Православные церкви и монастыри Севера. Биографии.

8. http://forum.vgd.ru/1234/46411/  Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Клировые ведомости Режской Николаевской церкви Тотемского уезда за 1851, 1893, 1911гг.

9. Вологодские епархиальные ведомости. - 1864 - 1917гг.

10. http://arhispovedniki.ru/cardfile/1215/  Верюжский Николай Иннокентьевич, священник.

11. О.В.Полоцкая, М.С.Черкасова. Описание севернорусских епархий 18-18вв: Перспективы сравнительного исторического изучения. Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып 2(14). 2016, 29-58.

12. Ключевский В.О. Сочинения. т.2. М., 1957. с.263, 267.

13. Мерцалов А.Е. Вологодская старина. Материалы для истории Северной России. СПб., 1889.

14. https://vk.com/topic-1701738_27088653 ВКонтакте. Описание Режских храмов и настенной росписи (автор - Lilian Moor, г.Череповец)
         
15. http://forum.vgd.ru/1234/46411/  Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Клировые ведомости церквей г. Тотьмы и Тотемского уезда. Ведомость о церкви Тотемского уезда Николаевской церкви, что на Реже, за 1856 г. ГАВО, ф. 496, оп. 4, д. 707, л. 145.

16. http://forum.vgd.ru/1353/46237/250.htm  Исповедные ведомости духовников разных церквей  Тотемского уезда. 1850 год. Режская Николаевская церковь. Фонд 496, опись 1, дело 11949.

17. http://forum.vgd.ru/1353/46237/250.htm  Исповедные ведомости  Тотемского уезда. 1850 год. Режская Николаевская церковь

18. Вологодские губернские ведомости. 1907, №1.http://forum.vgd.ru/1234/46411/  Выписка «От Тотемской уездной по делам о выборахъ въ Государственную Думу комиссии от 5 Декабря  1906 г.  По городскому избирательному Съезду».

19. http://forum.vgd.ru/1353/46237/250.htm  Исповедные ведомости Тотемского уезда Вологодской епархии за 1801 год.

20. http://forum.vgd.ru/1353/46237/250.htm  Итоги разбора священно- церковнослужителей Великоустюжской епархии, состоявшегося в 1755 г по Николаевской церкви в Режской волости.

21. http://forum.vgd.ru/1353/46237/   Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ревизская сказка за 1811г. Режская Николаевская церковь Тотемского уезда Во¬логодской губернии. Выписка из ревизии 1811г Тотемского уезда по Николаевской церкви что на Реже.

22. Вологодские епархиальные ведомости за 1910 - 1912гг.

23. https://vk.com/club95698991   ВКонтакте.  Воспоминания старожилов д. Монастырская о церкви и приход.

24. https://vk.com/club95698991  Группа « Ремонт храма Преображения Господня в Реже ВКонтакте».
   
25. https://vk.com/doc304923467_439779547   Группа «Режа ВКонтакте».
      
26. Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.90.

27. Вологодские епархиальные ведомости. - 1869,№8,с.144; 1873,№8,с.99; 1876,№2, с.24.

28. Вологодские епархиальные ведомости. - 1870, №2, с. 53; 1870, №14, с. 325; 1873, №8, с. 99; 1874, №10, с. 155; 1875, №8, с. 104.

29. Вологодские епархиальные ведомости. - 1877, №15, с. 245; 1885, №24, с. 378.

30. Вологодские епархиальные ведомости. - 1885, №24, с. 378.

31. Вологодские епархиальные ведомости. - 1869,№8; 1897,№18,с.273; 1902 ,№21,с.276,   №2,  1888 №11.

32. Вологодские епархиальные ведомости. Прибавления. 1910г, №12, с. 205.

 33. booksite.ru›fulltext/orthodox/zagoskin/index.htm      
www.booksite.ru. А. А. Загоскин. История Сямженского района. Сямжа: Редакция газ. "Восход" 1999.

34. https://www.booksite.ru/fulltext/cha/iki/na/  Ю.И.Чайкина. Словарь   географических названий Вологодской области.  стр. 214-215. Архангельск. Северо-западное книжное издание. 1968.

35. А.А. Загоскин «История Сямженского района». Изд-во газеты «Восход».

36. Список населённых мест КВологодской губернии. Вологда. 1881г. Типогр. Губерн. Управления.

37. http://www.drevnyaya.ru/vyp/2009_4/part_10.  Сторожёв В.Н. Писцовые описания 17 века.

38. booksite.ru   Степановский И.К. Вологодская старина (историко - археологический сборник). Вологда. 1890.