Глава 2. О различении и соблазнах гордыни

Анна Зубкова
               
                "Сказание о Раде и Алексее"
                Часть третья: Новая жизнь

                Глава вторая:
                О РАЗЛИЧЕНИИ, О СИЛЕ ДУШИ И СОБЛАЗНАХ ГОРДЫНИ

                Теперь Алексей имел много возможностей для бесед со старейшиной Благославом. Часто он поднимал и тему возможности преобразования религиозной жизни страны.
                Для Алексея это были не просто разговоры, но попытка понять, как всё это можно было бы совершить в реальности, с учётом тех знаний, что он обретал ныне.
                Благослав от разговоров не уходил, напротив, рассказывал то, что знал сам о прошлом в истории страны. А бывало — он высказывал своё мнение и о нынешнем положении дел на Руси.
                Глядя на Алексея, он нередко словно узнавал сына своего Радомира. Их роднило стремление деятельно замещать тьму духовного невежества — светом истинных знаний о Боге, рассказывать людям о сути добра и зла, о том, как строится — на этой основе — судьба каждого человека.
                Иногда, когда Благослав стремился «опустить мечтателя на землю», он видел, что, наоборот, ещё сильнее крепла в Алексее уверенность, что можно преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия.
                Отказ от попытки повлиять на происходящее в стране виделся Алексею неправильным:
                — Значит, так — годами — и жить? И не делать ничего для помощи людям: для прекращения того ужаса, той жестокости, которые многие творят ныне якобы от имени Бога?
                — Как же тебя угораздило, Лексей, в монашескую жизнь войти, если ты о мирском порядке и о благе людском так печёшься? Происхождения ты — знатного, стал бы советником царским…
                — Но не о мирском благополучии я говорю, — улыбнулся Алексей, — а о духовном законе — праведном и для мирян, и для людей, что обеты церковные на себя приняли и Господу служить хотят! Без этого — никакого мира и благоденствия не может наступить в государстве! Без истинного духовного знания — жизнь мирская ведь столь бессмысленна! И порядок настоящий в церковной жизни при таких условиях — невозможен!
                — Выходит, ты хочешь добавить ещё одну новую веру к тем, что уже есть? Думаешь, что примут её все люди, если хорошо придумаешь?
                Но — не бывает так! Ведь всё наизнанку повывернут — и лишь новая война с «ересями» учинится!…
                Вот — башкиры бунтуют ныне… Они Единого Бога — Аллахом именуют, но и по сей день на шаманов своих и «богов прежних» уповают!
                А сколько ещё различных народностей в стране живёт, и каждая — свою веру исповедует! Догадываешься?
                Ты им всем — тоже новую веру предложишь? Думаешь, что все захотят по-твоему веровать?
                И раскол в православной церкви, думаешь, сумеешь устранить только одной книжкой своей?…
                — Не знаю ещё, как поступить надо…
                Одной верой всех объединить не получится, верно говоришь: только насилие новое выйдет!...
                Но можно же издать такой закон, чтобы люди знали, что Единый Бог — за всеми верованиями пребывает! И — чтобы преследования и убийства из-за веры не чинились!
                Говорят, что молодой государь ныне новые порядки во всём учредить готов. Круто начал менять он жизнь в стране! Может, и в делах духовных полезное он сделать сможет?
                — Да уж, наслышан!... Велел он боярам бороды брить, одежды как у латинян носить — и мужам, и жёнам… Смысла большого, однако, в том не вижу!...
                А ещё корабли повелел он строить, войну ведёт, чтобы всему миру величие и силу державы явить… Но хорошо ли выйдет, коль могущества страны все соседние государства бояться станут?… Не думаю, что это — благо!
                — Вот потому и нужно ему реформы жизни духовной предложить! Рассказать ему и о том нужно, что позорно для великой державы рабство крепостное, которое людей, как скот позволяет продавать!
                — Ну, выдумал! Кто ж тебя слушать-то станет?! Убьют — и весь сказ!…
                Да и силы у тебя ещё нет той, чтобы странами управлять да правителям наказывать, как правильно дела государственные вести!
                — А что, бывает такая сила?
                — Бывает… Да только редко, когда во благо используют её…
                Хорошо, когда уберегает Бог человека от могущества, которое ещё невмочь осознать и вынести тому человеку!
                По разумению если, то ведь каждому Бог силу для жизни и дел добрых даёт — и то есть благо! А ежели сверх разумения человека сила его — то бе;ды с того быть могут великие: и с самим человеком, и для других от него!
                Вот — расскажу тебе немного, а ты — дальше сам думай!
                Были времена очень давние, когда волхвам, силой и умениями не обделённым, пришлось решать: как поступить, чтобы знания не утерялись во тьме неведения…
                Рассказывал я тебе уже прежде, что некоторые из них, мудрые, — в леса ушли, скрытно жить начали, из поколения в поколение те знания передавали достойным праведным продолжателям и хранителям…
                Но были и те, кто для многих людей решили хоть частицы тех знаний и умений донести. Верования новых правителей они принимали «для вида», обрывки от знаний они в новые обряды и правила включить попытались…
                Большой силой душ обладали некоторые из них… А где сила — там соблазнов множество появляется в том, чтобы ту силу использовать.
                Хитры соблазны для гордыни человеческой! Опасностей существует много, от которых чистоту восприятия Божественного утерять очень легко можно!
                Вот, к примеру, только «для вида» веру иную некоторые из них приняли — как бы ради сохранения жизней людских и знаний ценных… А ложь — в жизнь их вошла!... И, чем дальше, тем сильнее та ложь неприметно порабощала души такие: тут они правду подомнут — вроде как для блага людского, тут — ещё присочинят к правде вымысла чуть-чуть…
                Кое-кто ради того — и вовсе нечестен стал…
                А оправдывали они это тем, что делают они сие во благо людям и спасают жизни многих…
                Другие из них богатствами земными соблазнились…
                А кто-то влияния в новом устроении религиозном добился…
                Кто-то — победу в сражении для «своего» народа над «чужим» народом снискать захотел…
                Бывает, что легко души, обладающие силой большой, достигают желаемого… А результат того — часто печален… Нечистый ум такого человека искажает понимание Истины!
                Даже воспринимаемые от Бога Откровения — эгоистичный ум может начать в пользу себе подделывать, даже «приписывать Богу» собственное мнение…
                Обычно человек, ослеплённый гордостью или тщеславием, сего не замечает за собой. Незаметно так — ложь с истиной перепутываются!... А человек, обладающий душою большой и сильной, и вовсе редко, когда в себе сомневается! Слишком уверен он становится в «правоте» собственной!
                Вот так и получается лидер меж людьми, который сам вовсе не сомневается, что Бог именно через него действует… И он всех в том убеждает…
                От самости такой и гордости, превелико возросших, до падения в грубость, ненависть, самодурство — очень недалеко бывает!…
                Магия белая от магии чёрной — какое отличие имеет? Как думаешь? Цели благие — у магии белой, а у чёрной — вроде как, злые? А кто тут границу проведёт? Вникаешь?
                — Да как же разобраться? Как не ошибиться? Не касаться вовсе знания о Силе Божественной? Не использовать то знание?
                В православии сие искушением или «прелестью» называют, то есть, прельщённостью кознями дьявола… И боятся все страхом великим таких соблазнов! Погибелью для души сие считают — с вечным горением в аду в наказание!
                Даже мысль допустить, что Бога можно слышать и видеть, — священники ныне боятся… Если ви;денье и слышанье такое кто развил в себе — стало быть оно — «от нечистого»!…
                Но Иисус же — являл Силу Божию! И чудеса Он творил, чтобы поверили Ему! И явно было людям, что от Бога — Сила Его!
                — Да, такова была Миссия Иисуса… Впрочем, и Его не все ведь тогда признали. Многие сомневались: от Бога ли Он?
                Но вот смотри: Иисус имел Силу — чтобы смерти крестной избежать, чтобы покарать пред лицом всего народа палачей… Как полагаешь: отчего Он так не поступил?
                — Во исполнение пророчеств… И ради того, чтобы силу любви и веры показать людям…
                А ещё — Он явил людям величие прощения тем, кто гнали Его и убивали Его тело.
                И ведь чуда Воскресения — без смерти тела Его — явлено не было бы!
                — Да, верно! Многое людям Иисус явил — и Любовь, и Смирение, и Силу!
                Но что ныне с Учением Его творится по всей Земле?!
                Есть ещё многое, что тебе, Алексей, только предстоит познать в единении душою с Богом! Не торопись! А потом — и Мудрость, и Сила пребудут!
                Не твоя ведь Сила сия! Она — Божия!
                И не просто это: жить, когда все люди вокруг — словно дети тебе!
                Вот для меня — лишь общинники наши — словно родные! А остальных людей — только лишь учусь любить Божией Любовью. А ты — вон как замахнулся: «православный священник всея Руси»!… Шучу, конечно! Но сколько ответственности такая любовь налагает — тебе ещё токмо предстоит понять!
                Ты ныне учись взвешивать каждый свой шаг, каждое слово, каждое действие! Ты и теперь уже стал душой не малой! И каждая твоя мысль, эмоция, каждое решение и действие — не просто чуть-чуть оставляют след в пространстве Мироздания и рассеиваются после. Ты уже можешь значимо влиять на многие связанные в некую цепочку события и судьбы… Прими ответственность за это всё! Действуй так, чтобы за каждые твои слово и поступок ты был бы готов отдать жизнь! И чтоб не было стыдно за них — ни пред людьми, ни пред Богом!

(Записано Анной Зубковой. Под редакцией Владимира Антонова)