Моя баронесса

Vikingnz
Небольшие заметки о Женечке.

С тех пор, как я узнала, что к моей бабушке в ее 16 лет сватался австро-венгерский барон, я называла ее баронессой.
- Ты знаешь, если бы моя мама разрешила мне выйти за него замуж, ты тоже была бы сейчас баронессой.
Но мама моей бабушки, моя прабабушка, не позволила своей дочери в её 16 лет выйти замуж за пленного австро-венгерского офицера.
 
Что-то было в моей бабушке этакое, за что вполне можно было назвать ее баронессой. Её стать, её манера держаться, её речь... Одевалась она просто, у нее было всего одно зимнее платье и может быть пара летних, юбка с парой блузок, но все это сидело на ней великолепно, с изыском. И меня она всегда учила:
- вещь должна быть чистой и выглаженной – это главный секрет, тогда ты всегда будешь выглядеть прекрасно. Не забудь посмотреть в зеркало перед выходом из дома, не надо краситься, но нос припудрь, чтобы не блестел.
Походка у нее даже в ее за 80 лет была легкой, какой-то воздушной. Даже  дома у нее никогда не было тапочек, только домашние туфли и всегда на каблучках. А если она ходила босиком, то только на носочках. Я спрашивала: «Почему на носочках?» «Привычка быть в тонусе, прекрасно выглядеть, не давать себе расслабиться», - отвечала бабушка.

Она курила. Курила она «Беломорканал». Этому есть своя предыстория. Бабушка мало работала в своей жизни, но был короткий период во время войны, когда она работала в плановом отделе одного из московских заводов. В то время сотрудники получали небольшие наборы продуктов и, главное, - спички. Но спички давали только тем, кто курит. И вот начальник отдела говорит: «Евгения Николаевна, закурите пару-тройку раз, чтобы люди видели, что Вы курите, и у меня уже будет повод выдавать Вам в наборе спички». Бабушка закурила и после этого уже курила всегда, быстро вошло в привычку. Правда, курила она никогда не затягиваясь, и всегда вставляла папиросу в длинный мундштук, держала этот мундштук с изяществом великосветской дамы.

Бабушка была великолепной хозяйкой. Готовка, уборка, покупки – все это делалось с удовольствием и легкостью. У нее были свои секреты для любого дела и она делилась со мной ими. Я обожала смотреть на то, как она справляется с хозяйством. Для меня это было энциклопедией жизни женщины.

Рассказывала мне бабушка про историю, которая произошла с ней летом 1918 года, ей было тогда 13 лет.
- Калики перехожие мимо дома проходили, - так она называла двух путников, которые шли мимо с котомками за спиной и попросили разрешения отдохнуть на лавочке около дома и воды попить.
Воды она им вынесла и предложила перекусить. От еды они отказались, отдохнули и перед уходом секрет ей передали настоечки интересной. Потому, как приглянулась им эта девчонка босоногая, туда-сюда бегавшая по хозяйству. Ни к чему ей был этот секрет, но в памяти он засел. И лет через семнадцать она начала эту настоечку хитрую готовить и принимать. Дожила до девяноста лет. Ни врачей ни болезней не знала.
А рассказывала мне часто, чтобы и у меня в памяти засел секрет...Может и я передам кому...

Продолжение http://www.proza.ru/2012/09/28/1046