Исповедь холостяка

Дарья Волгова
(письмо записано на основе бесед с другом)

Здравствуйте. Мне 43 года, и я холостяк. Не то, чтобы я хотел грузить вас своими проблемами, но хочется высказать кое-что, чтобы быть понятым. Ведь многие недолюбливают нас таких (моя мама точно очень сильно недолюбливает меня за то, что я холостяк), а нас таких много. Нас обвиняют в том, что мы непутёвые, несостоявшиеся. В общем, конечно, это справедливо. Мы и есть несостоявшиеся. Не может быть человек состоявшимся без семьи. Но вот так оно как-то выходит, что не всегда получается эту самую семью создать. И на то у нас есть свои причины.

Моя холостяцкая жизнь началась сразу после окончания школы. Да, именно тогда я с неимоверной радостью уехал из родного дома в полный притягательной неизвестности большой город. Поступил в институт, поселился в общаге. С этого момента моя жизнь обрела долгожданную свободу. Я решил воспользоваться ею по полной программе: научился путешествовать автостопом, курить, зарабатывать деньги и давать взятки преподавателям. Не обнаружив никакой ценности в предлагаемом мне высшем образовании, по окончании положенных на него пяти лет, я забросил диплом на дно уже основательно потёртого к тому времени рюкзака и, окончательно свободно вздохнув, двинулся туда, куда глаза глядят.

Не подумайте, что я какой-нибудь лентяй, тупица или бродяга. Отнюдь. Институт я закончил вполне приличный, поступить в который не так-то легко, да и далеко не все занятия прогуливал или сдавал за взятки. Также я вполне трудолюбив и всегда умею найти для себя заработок. Но вот обычная осёдлая жизнь меня с детства тяготила безмерно. Представить себе то, что я добровольно заключаю себя в ее кандалы, я никак не мог.

В нескончаемых путешествиях прошло около десятка лет. Я побывал в разных городах и странах. В каких-то был только проездом, а в других задерживался надолго, снимал жильё, работал. Это было неимоверно интересно, но, видимо, природа человека такова, что в какой-то момент он понимает, что пришла пора сделать остановку. Осесть, создать семью, построить дом, пустить корни. Да, я ощутил то, что мне, наконец, по-настоящему захотелось это сделать. Только я совсем не представлял себе, как же это делать.

Проблема была вот в чём: я никогда в жизни не встречал таких семей, глядя на которые я бы мог сказать: «Да, вот так я хочу жить». Первым примером семейной жизни для меня были родители. Ничего более скучного и бессмысленного я себе представить не мог. Жизнь, вращающаяся лишь вокруг бытовых вопросов и заработка, а также периодическая ругань и недовольство друг другом. Сколько я ни пытался, я так и не мог понять, что же их заставило добровольно ввязаться во все это. Зачем? Ради чего?

Впрочем, оглядываясь вокруг, я видел ровно такую же жизнь у соседей или родителей моих ровесников. У многих она только ещё отягощалась более серьёзными проблемами в виде пьющих отцов, матерей-одиночек или нищеты. Так что у меня было всё ещё вполне прилично.

Потом начали жениться или выходить замуж мои ровесники. Оказалось, получается это у них немногим лучше, чем у старшего поколения. Бесконечная ругань и разводы, если не разводы, то измены. Ко мне приходили мои подруги жаловаться на своих супругов. Ко мне приходили мои друзья молча напиваться, «потому что во как достала». И мне было страшно, неумолимо страшно от этого всего.

Но я всё-таки решил попробовать. На что я надеялся? Да ни на что. Надежды у меня не было. Я просто решил попробовать.

Я знакомился с девушками, и поначалу всё было хорошо. Парень я неплохой, да и накачан до одури своим искромётным жизненным опытом. Девушкам, знаете ли, такое нравится: сидеть и слушать, развесив уши, о невероятных приключениях и смелых похождениях её героя.

А вот дальше как-то не складывалось. Истории постепенно истощались (или надоедали), зато начинались какие-то претензии. Я даже не всегда мог уловить, в чём именно состояла их суть, но постепенно жить вместе почему-то становилось невыносимо.

После очередного крупного скандала я решил заняться изучением вопроса своих перманентных неудач. Я пошёл к психологам и погрузился в чтение психологической литературы. Спустя какое-то время я узнал, что всё то, как я пытался когда-либо строить свои отношения, было неверным. Сам подход к выбору партнёра, мотивация, техника. Всё не то и всё не так, привести к успеху такой путь никогда бы не мог. Нужно было учиться, с самого начала учиться, с самых первых шагов.

И я начал учиться, и вот – до сих пор ещё учусь. Я смотрю на своих друзей, и вижу, как они мучаются в своих семьях или как эти семьи летят в тартарары. И я думаю: а почему тому, чему я учусь сейчас, нас не учат с детства? Почему не учат тому, как создавать счастливые и гармоничные семьи, такие, в которых хочется жить, в которых радостно жить! Почему люди живут так, что из семьи чаще всего хочется просто сбежать, а создавать новую – страшно?

Ведь есть знания о том, как избежать ошибок, как научиться лучше понимать себя и партнёра, реализовывать свои желания и делать счастливым супруга. Но в школе нас этому не учат. Зато программа по литературе забита такими произведениями, после которых честно хочется пойти и повеситься. Татьяна так и не соединилась с Онегиным, да и тот пропал. Каренина решила свои проблемы ещё более кардинально. Что там было у Раскольникова, Обломова или Печорина, лучше вообще не вспоминать. Нам ставят в пример этих героев, требуют того, чтобы мы поняли их сложные души и выучили то, какими сложными могут быть судьбы. Но, люди дорогие, хоть бы кто написал роман или повесть о том, как же быть всё-таки счастливым в браке! И поместил такой роман в школьную программу. Чтобы дети знали и о том, что не всё в жизни напрочь трагично и безнадёжно.
 
Товарищи родители, можете вы написать такой роман, о счастливой семейной жизни? Такой жизни, от которой захватывало бы дух и в которую бы хотелось нырнуть с головой, а не опус, состоящий лишь из назиданий и нравоучений о том, чему вы сами научить не можете?

За сим остаюсь ваш Холостяк, коим я и останусь до тех пор, пока не узнаю и не пойму, как быть Счастливым человеком. Счастливым в жизни, в семье. А, когда будете в следующий раз ругать своего ребёнка за то, что он непутёвый, задумайтесь о том, может, это вы своим примером отвращаете его от мысли создать свою семью и жить «как люди».

Герой ОБЛОМОВ