Серая цапля

Александр Тверской 2
   Рядом с моим дачным участком я сделал плотину. Не сам, конечно. Мне помог мой бывший сосед по дому и коллега по работе Александр. Он  в девяностых годах прошлого столетия  работал начальником рудника. Я обратился с просьбой помочь нам в обустройстве плотины, и он выделил технику – дал гусеничный трактор. Тогда это было возможно.

  Место для плотины выбрали, как нельзя, удобное. Речка Радынь протекает в том месте по глубокому рву. Возможно, миллионы лет назад, здесь текла глубокая и широкая река, об этом напоминают и крутые берега,  некогда многоводной реки. А сейчас Радынь превратилась в мелководный ручей, пробивающийся между чёрных от времени, гладких и скользких камней. Летом речка почти пересыхала и тогда, под камнями, в ямах, можно было обнаружить налима или мелкую рыбёшку, быстро юркавшую в глубину от испуга.

  Тракторист незамысловато нагрёб с берегов земли и перегородил русло. Постепенно набиралась вода. На следующий год после обильных снегов и дождей водоём наполнился. Его стали обживать кулики, утки, чайки и другая живность. Садоводы запустили карасей.

  Однажды, года через два, после обустройства плотины, в конце августа на водоём прилетела большая птица.  Это была крупная, около метра длиной, и с размахом крыльев  около полутора метров серая цапля. Голова узкая, с розовато-жёлтым большим клювом в форме кинжала.  Это то, что я успел заметить при беглом рассмотрении птицы и то, что сразу бросилось в глаза.         

   Моё любопытство было слишком назойливым. В конце-концов, я спугнул её. Она, чтобы подняться в воздух долго разбегалась по воде, оставляя  на ней следы. Успел заметить: шея длинная, которую при полёте она сгибала назад. Во время полёта можно было разглядеть почти чёрные маховые перья на изогнутых крыльях, подтянутую на себя голову и длинные лапы позади. Полёт плавный, с редкими взмахами крыльев. Свой взлёт она сопровождала криком резким, хриплым и каркающим, звучало что-то вроде «фраарк».

   Через несколько дней на водоём прилетела уже  пара цапель. Впоследствии они стали появляться постоянно. На этих птиц интересно  смотреть, когда они в полёте и в этом удовольствии я себе не отказывал.

   Но недолго длилась эта идиллия. Рядом пасли коров пастухи. Они  часто подходили к водоёму и спугивали птиц, Цапли, надо отдать им должное, с большим упорством возвращались вновь и вновь. Однажды эти грациозные птицы поднялись в воздух, чтобы долго не появляться на водоёме. Я стоял и заворожено наблюдал, как обогнув опушку леса, они скрылись  из виду за деревьями. До слуха донеслись два резких хлопка. Это прогремели  выстрелы. Я охотник и выстрелы не спутаю ни с чем. Что-то оборвалось внутри.

  Прошёл день, другой, неделя, птицы  не появлялись. Недели через две прилетела только одна цапля. Осталось гадать: куда девалась вторая? Неужели её подстрелили пастухи или охотники? Это так и осталось загадкой.

  Позже я прочитал, что серые цапли создают пары только на один брачный сезон и немного успокоился. Был конец лета, значит, пара распалась. Затем, чтобы продолжить потомство, самки ищут другого партнёра. Вот и на следующий год наша цапля прилетела на плотину, правда  одна. Значит не нашла себе партнера?! Но это было только один раз.

  С тех пор цапли прилетают парами ежегодно, доставляя  истинное удовольствие. Однако осадок от тех выстрелов остался и, видимо, остался навсегда. При виде этих птиц, те злополучные выстрелы постоянно всплывают в памяти.

  Но приходит время и, цапли возвращаются вновь и вновь. Жизнь продолжается.