Семейные хроники. Юрий. Балтийск. В шкуре карася-6

Юрий Петрович Линник
                В  шкуре карася - 6


         Много  неприятных моментов ожидает   матроса-новобранца на корабле.   Один из них  стирка. Вот не ожидал, что на корабле придётся стирать свою одежду, причём не только нижнее бельё - трусы, тельняшки, но и рабочую форму- парусиновую робу. А уж всякие гюйсы, чехлы на бескозырку, носки не в счёт. Оказалось, что в  годы моей службы (1967-1970) на малых противолодочных кораблях проекта 204 матросы сами  руками стирали свою одежду и бельё. При этом ежедневно строго проверяется чистота одежды. Вот это для   прибывшего  на корабль молодняка было поистине настоящей проблемой.

     Утреннее построение команды  на корме для  церемониального подъёма флага  сопровождается  осмотром внешнего вида  личного состава.  Особое внимание  старшины боевых частей обращают на чистоту  одежды, гюйса и  обуви. Причём в понедельник на церемонии подъёма флага каждый матрос обязан  предъявить старшине команды выстиранный  второй комплект  рабочей одежды.   Отклонения в форме одежды,  выявленные старшиной,   матрос обязан устранить до следующего построения на подъём флага, то есть,  на следующее утро.  Повторное замечание  по внешнему виду грозит обернуться  для нерадивого матроса наказанием в виде   наряда вне очереди на  корабельные работы.

      Получают замечания  по внешнему виду  главным образом молодые матросы  в первые месяцы пребывания на корабле.  В необычной  корабельной обстановке им приходится адаптироваться, что называется, на собственной шкуре познавать правила корабельной жизни. Будучи задействованными в самых разнообразных, подчас грязных работах  как на корабле так и на берегу, молодые матросы  просто не успевают  следить за своим внешним видом и постоянно получают замечания  от старшин.

      Стирка личной рабочей и выходной форменной одежды  представляет нелёгкую обязанность для личного состава  малых противолодочных кораблей.  На корабле отсутствуют специальные  места для стирки, поэтому каждый приспосабливается, как  может. Рабочую одежду, робу, обычно стирают в субботу  после  обеда.

     В тёплое время года это делается  прямо на палубе  второго шкафута. Брюки и голландка расстилается  на палубе, обильно смачивается водой из пожарного рукава и натирается  куском хозяйственного   мыла. Затем начинается непосредственный процесс  стирки с помощью жёсткой щётки. Потом вновь скатывается  водой, и так до полной чистоты  с  обеих сторон. Читатель уже, наверное, понял, что стирка ведётся  холодной водой.  Пятна и незастиранные  участки не допускаются. 
 
        Тщательно  выстиранная  роба вывешивается для просушки в любом  месте корабля.  Гораздо хуже приходится стирать рабочую одежду  в зимнее или просто холодное время.  На палубе  стирать уже невозможно, потому стирают  внутри  умывального помещения, в котором могут разместиться  не более трёх-четырёх человек. 

     Мало того, что в этом узком г-образном  помещении  повернуться негде, так ещё, чтобы  выстирать одежду необходимо занять очередь и ждать пока она не подойдёт. Посудите сами. Чтобы выстирать комплект рабочей одежды  потребуется  не менее получаса, в зависимости от расторопности и  опыта  матроса, то есть  потребуется не менее семи – восьми часов,  чтобы вся команда смогла выстирать  свою рабочую одежду.  Поэтому в зимнее время стирают и в субботу, и в воскресенье.

      Для молодых матросов  стирка рабочей одежды  представляет большие трудности. Им необходимо научиться  так стирать парусиновые брюки и голландку, чтобы на них не оставались пятна. А это даётся не сразу. Поэтому они стирают долго и с изъянами,  которые выявляются только  на просохшей робе   и устранить их невозможно.


     А что такое  наряд вне очереди на военном  корабле российского флота?  Это корабельные работы после отбоя, когда вся команда  укладывается на ночной отдых, а бедолаги попадают  в «ежовые рукавицы» дежурных служб, которые назначают им  урок. Выполнить  штрафное задание подчас  бывает не так просто.  Но корабельные каторжники  работают по-стахановски, без  отдыха. Единственный стимул трудового подвига - сдать выполненную работу и  быстрее в кубрик,  на пробковый матрац и забыться мгновенно в крепком  матросском сне.  Высшая мера корабельного наряда «вне очереди»-  это  чистка до глянца трюма машинных отделений.

      Отсек машинных отделений, а их на МПК 204 проекта  имеется два, носовое и кормовое, делится на два  объёма  разборной палубой верхнее и трюмное. В верхней части носового машинного отделениях расположено всё основное силовое и вспомогательное оборудование - главные дизеля, реверсные пневматические муфты главных дизелей,    носовая дизель-электрическая станция, компрессоры,  насосное оборудование, паровой котёл. Правильнее сказать, расположены верхние части этого оборудования, ибо нижние части находятся под  съёмной палубой, то есть в трюмном  объёме  машинного отделения.  Там же,  под  рифлёными металлическими  надраенными  до серебристого  блеска  проволочными щётками  листами, так называемыми  пайолами, переплетение  трубных коммуникаций, туда в трюм стекают различные протечки, масло, вода, топливо.

     Постоянно на самом дне трюма  стоит  слой мутного маслянистого  и зловонного коктейля.  В этом и заключается урок внеочередного наряда -  удалить  эту  жидкость  и насухо протереть дно трюма. Конечно,  имеются специальные насосы, которые откачивают, или как говорят на кораблях, осушают  трюм,  но конфигурация дна трюма не  позволяет  откачать всю трюмную жидкость.  Достаточно большое количество  её остаётся между  донными  стрингерами и шпангоутами, особенно в районе дейдвудных сальников валов  ходовых винтов. И здесь уже не обойтись  без самодельных черпаков,  ветоши,   обрезов  и матросских рук. После сигнала «Отбой. Команде отдыхать» в течение  трёх-четырёх часов четверо-пятеро штрафников, извиваясь между хитросплетениями трюмных коммуникаций,  надышавшись до одури  трюмными миазмами, ветошью и своими телами  до блеска доводят   поверхности днища  и всего того, что расположено  выше дна и ниже  разборной палубы.

       Качество выполненной  работы  принимает дежурный по электромеханической  боевой части - БЧ-5.  Однако и это не является долгожданным  окончанием  каторжного урока. Ведь чтобы  проделать  работу  в трюме машинного отделения, необходимо вначале   поднять почти  все пайолы, рифлёные металлические листы настила. Сдали дежурному чистоту трюма - приведите в исходное состояние   палубу машинного отделения. А пайолы залиты  трюмной грязью, значит, далее следует их чистка  и установка   на штатные места. И только тогда  дежурный по  БЧ-5, приняв от  валящихся с ног от усталости  горемык  безукоризненное состояние  съёмной палубы, милостиво разрешает им покинуть машинное отделение и отправиться  в   душевую, чтобы грубой мочалкой и хозяйственным мылом  попытаться удалить  со своего тела  въедливую трюмную грязь.

      Отходняк на следующее утро после  трудовой ночи  в трюме машинного отделения тоже далеко не из приятных. Дикая усталость и фундаментальный  недосып, ломота в  руках, ногах, спине от  немыслимых извиваний  тела  между трюмными коммуникациями.  Тем не менее, никто не освобождает  трюмного раба от   соблюдения распорядка  дня и выполнения его повседневных обязанностей. Поэтому первый день после отработки наряда в трюме машинного отделения  чреват для матроса  получением нового наряда, где-то зазевался, ошибся, задремал, не успел  привести одежду в  надлежащее состояние к подъёму флага,  попал под горячую руку  какого-нибудь   командира, имеющего право наказывать.
      Все внеочередные наряды – наказания  матросы электромеханической боевой части   отрабатывают  в машинных отделениях  корабля,  поэтому  для них  такая работа  в порядке вещей. А вот  матросам  других боевых частей нужно было бы провиниться очень серьёзно, чтобы их направили отрабатывать внеочередной наряд в машинное отделение, для них такая работа  являлась поистине тяжким наказанием.

     Некоторые молодые матросы, не поняв, что от них требуется или неадекватно реагирующие на наказания, начинают  вступать в пререкания с младшими и старшими командирами и начальниками, озлобляются и   превращаются в хронических  отработчиков  внеочередных нарядов. Со временем, их прекращают гонять по трюмам, но хороших специалистов и тем более старшин из них уже не получалось. Они с трудом дотягивают срок службы и демобилизовываются   в званиях матроса или в лучшем случае старшего матроса. В конце службы они понимают, что вели себя неправильно на первых порах, и что служба  могла бы получиться совершенно  иной.