Люди и кони

Татьяна Никитина 7
Как-то так получилось, что только в Гродно патрульно-постовая служба белорусской милиции имела свой конный взвод. С апреля по сентябрь конный патруль объезжал лесопарк Пышки, зону отдыха у Юбилейного озера, дачные посёлки и территорию у детских лагерей и профилакториев - то есть места, не слишком доступные, а где-то и вовсе недоступные для патрульных машин. А еще всадники в погонах поддерживали порядок во время футбольных матчей на стадионе, участвовали в совместных рейдах с криминальной милицией.

Десять лошадей разных пород, мастей и возрастов верой и правдой служили в милицейской коннице.  В одной связке с ними несли службу милиционеры-кавалеристы и инструктор конной подготовки. С наступлением холодов у лошадей начинался вынужденный отпуск. Но без дела они не засиживались, а регулярно тренировались на манеже вместе со своими наездниками. Дело в том, что в милицию лошади попадали, как правило,  из колхозов, не обученными – что как раз не мешало с нуля грамотно обучить их тому, что понадобится в патрульной службе. На подготовку уходило много времени и сил: отрабатывали тактику действий в случае групповых хулиганских выходок в местах скопления народа, осваивали прыжки через препятствия, тренировали в разных видах аллюра. Собственно, основные его виды – это природные способности лошади идти шагом, бежать рысью, скакать галопом, а то и бросаться с места в карьер. Но чтобы животное не теряло форму, эти способности надо упражнять. Ещё милицейских лошадок приучали не бояться громких звуков и резких движений. В конюшне даже установили магнитофон, чтобы лошади привыкали к современной эстрадной музыке и не шарахались от неё во время массовых уличных гуляний.

На конном дворе, куда я попала в сопровождении командира кавалерийского взвода Геннадия Гука, был самый обед. Лошади смачно хрумкали свежее сено, фуражный отсек был полон овса – их любимого, деликатесного кушанья. Инструктор Сергей Белозёров, прежде чем вывести на разминку величавую красавицу Тему будённовской породы, кратенько рассказал о её соседях по конюшне. Абсолютно белая, без пятнышка, Имбирь – белорусская упряжная – успела сняться с Сергеем у Дмитрия Астрахана в фильме «Бабий Яр», эпизоды которого снимали в Гродно. Самый норовистый, непредсказуемый, но самый способный и выносливый в патрульном взводе – конь Фокс, но с ним еще предстояло работать и работать… В строю лошадки могут оставаться двадцать лет, примерно столько же, как и их наездники.

Кавалерийский взвод просуществовал в Гродно пятнадцать лет, за это время с его помощью предотвращены и раскрыты десятки преступлений. Среди них не было громких и резонансных, но кража мобильника, дамской сумочки, дачного имущества, снятие колёс или лобового стекла с автомобиля, драка или злостное хулиганство – это те мерзкие и дерзкие выпады против человека, которые надо пресекать всеми возможными способами. А всадники в милицейской форме, которых видно издалека, были еще и хорошей острасткой для злоумышленников.

Кавалерийский взвод упразднили из-за дороговизны содержания. А послуживших в милиции лошадок вернули бывшим хозяевам.

Фото автора.