Алфавит значений. Глава 7

Леонид Бликштейн
1. В этой главе мы продолжаем анализ соотношения смысловых установок “понимания”  и “власти” в пророческих книгах Библии. В приведенном ниже отрывке из книги пророка Осии отсутствие понимания/ведения связывается с господством материальной сферы интересов и страстей (чревоугодия, пьянства, блуда) над духовной сферой Богопознания. В результате такого положения вещей сама материальная сфера жизни оказывается непродуктивной и разрушается.

1. Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле.
2. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием.
3. За то восплачет земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут.
4. Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ — как спорящие со священником.
5. И ты падешь днем, и пророк падет с тобою ночью, и истреблю матерь твою.
6. Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих.
7. Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие.
8. Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их.
9. И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его.
10. Будут есть и не насытятся; будут блудить и не размножатся; ибо оставили служение Господу.
11. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их.
12. Народ Мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего.
13. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша от них тень; поэтому любодействуют дочери ваши и прелюбодействуют невестки ваши.
14. Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет. (Осия 4:1-14)

2. В терминах контекстного анализа речь здесь идет о гедономике DBG: удовольствия и блуд из контекстного поля мира/рынка D поднимаются по победительной/перформативной диагонали DG в контекстное поле “своих” G (ср. “Мой народ”) овладевая сердцем народа (”Блуд вино и напитки завладели сердцем их”), подрывая его доступ к совершенным жизненным формам В и тем самым его продуктивность (4: 10) и обуславливая его обращенность вниз, к материальным предметам в нижней дианомной половине основного квадрата контекстограммы, которые в рамках магического восприятия действительности осмысляются как источник значений (“Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ” 4: 12) . Бог указывает, что эти значения являются мнимыми, и что недостаток  подлинного, обращенного  вверх к принципам истины (верхнее левое контекстное поле общих принципов А) и практике милосердия (верхнее правое контекстное поле совершенных жизненных форм В) понимания/ведения ведет народ к гибели (“Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения” 4: 6).

3. Власть священников в этих условиях оказывается ослабленной сосредоточенностью на личных интересах и равнодушием к судьбе народа и поэтому обречена погибнуть вместе с ним: “И что будет с народом, то и со священником; и накажу его по путям его, и воздам ему по делам его.” (4: 9).

4. Итак согласно Осии подлинное понимание сосредоточено на верхних контекстных полях истины А и красоты/ совершенных жизненных форм В (и связанная с ним рекогнитивная/признавательная линия милосердия ВЕ), а также на опосредующем эти правое и левое верхние экзистенциальные контекстные поля центральном месономном верхнем поле J смысловых соответствий/Блага. Эта последняя ориентация на Благо может быть связана с упоминанием в тексте Осии Богопознания наряду с истиной и милосердием (4:1). Здесь можно вспомнить указание Иисуса о том, что только Бог является источником подлинного Блага.

5. Таким образом подлинное понимание соотносит отдельное с общим (сигнификативная верхняя горизонталь АВ) и отображается восходящими линиями: например дифференциальной диагональю НВ и референциальной диагональю НА. Пока это только гипотеза, ведь мы еще не определили роль нижнего центрального контекстного поля Н обьектов/работников/ценностей/служения внутри смысловой установки понимания. Отметим однако, что это нижнее центральное контекстное поле Н в рамках основного квадрата контекстограммы противопоставлено верхнему центральному экзистенциальному контекстному полю субьекта власти F, находящемуся на центральной инструментальной вертикали FH, но ниже упомянутого выше месономного центрального верхнего поля J Блага/смысловых соответствий.

6. Это довольно тонкое, но крайне значимое различие между обеими верхними центральными контекстными полями Блага J и  власти F сыграет важную роль в суде над Сократом и суде над Иисусом, о чем речь у нас еще впереди.