Отзыв на фильм Одиссея

Кир Неизвестный
Фильм был снят про величину, личность с мировым именем, который для человечества открыл «подводный космос», стал для нас новым Жюль Верном, переписавшим заново «Двадцать тысяч лье под водой». Фильмами подводного художника любовались семьями, боясь пропустить что-то волшебное, впитывая вместе с излучением цветных экранов виды морской жизни. Во время просмотров его трудов квартиры превращались в батискафы, а мы в подводников. Он умело нас уводил за собой, каждый раз открывая новое, неизведанное, не повторяясь ни в чем, боясь наскучить. На мой взгляд, у него получалось все и я, до этого фильма, предполагал, что он теперь не принадлежит не поддержавшей некогда его родной стране. Я думал, что благодаря своим талантам, он стал одним из тех, кого знает весь мир и за это весь мир говорит ему спасибо. Видимо я ошибался. А теперь о фильме.

Самое важное, что в любом фильме можно выделить, наверное, все-таки сюжет. Как он продуман, будет ли понятна раскрываемая тема картины для зрителя, на какой рынок рассчитан сам фильм. Многое из последних киноисторий маде ин Франция были легковесны, игривы, со знаменитыми актерами, которые не пытались открыть нам тайну, чему-то научить, или оставить после себя след таинственности ночного кошмара. Нет, фильмы Франции стали аутентичны к своей легкой изысканности и простоте. И к этому фильму это тоже относиться, как не старались сценаристы, актеры, режиссеры сделать «не французский» фильм, у них это не вышло. А тема требовала качественной и биографичной проработки, идея требовала отношения не только французов к нему, но и других, другого. Я помню его не таким, и я еще знаю, что одно из величайших достижений – изобретение акваланга. Или все же это такой спорный вопрос, что его побоялись развернуто осветить? Сценарий одиссеи не имеет сквозного стержня, он пятнами открывает жизнь Кусто. Эти пятна словно разбросанный разношерстный и разнокалиберный бисер на полу, который усердно собирают, нанизывая на нитку, пытаясь слепить великолепное жемчужное ожерелье. Это глупо, написать жизнь человека, ориентируясь на его отношения к своей фантазии. Ау французы! Он не мечтал – он нырял!

В чем не откажешь фильму, так это в подборе видов. Наверное, единственно, что не было испорченно в этом «шедевре», то что не сделано руками. Природа радует буйством красок, насыщенностью оттенков и их количеством. Рыбы, киты, океанские волны, внутренние моря, ледники и куча голубого неба. Каменные пляжи, песок, амазония и острова, вот основная затратная часть фильма. Снимая его, не забыли и про себя.

Актеры…или нет. Как они не похожи на тех порывистых и улыбчивых людей шестидесятников. Как не похожи своими стремлениями и желаниями на них, как сложно было их представить на экране, они словно куцые эмоциональные обрубки настоящего. Я думаю, ответ неудачи прост: Кусто был человеком увлекающимся, целеустремленным, жертвенным. Он рос из своих запросов, открывал новые потребности в жанре подводных изучений. Он даже был близок к изобретению гидрокомба, вот только для бизнеса, который раньше его поддерживал, увлекающиеся люди опасны, Кусто отлучили от церкви денег. А тот актер, что в фильме Жак. Нет в нем понимания такой личности, не сумел он вжиться в роль, слишком легковесен натурой, возможно простоват взглядами, а может и не согласен с апертурой ложного определения натуры своего героя. В последнем случае я согласен, не возможно историю натянуть на безвольный хребет путаного сценария. Кусто был не таким, у него был стержень и благодаря его качествам, была создана целая эпоха, новый жанр киноиндустрии, новая тема для научных споров. И все же актер не тянул.

В конце немного хотел поразмышлять о Кусто. Кем он был для меня, конечно не по википедии, а из своей жизни. Жак жил морем, океаном, морскими животными и целью постройки подводных городов. Он их конструировал и испытывал, был первым во всем, что касалось водного мира. Океанография и Кусто стали идентичными понятиями, благодаря его виденью, множество нового в науке дало ход и «правильное» научное объяснение. Он был рожден французом, а умер космополитом. Многого достигнув, ни чего при этом не доказывая, он просто открывал двери знакомя нас с нашим миром. Фильм должен был быть о Кусто и море, а был о Кусто и о чем-то еще, что у каждого из нас есть. Жаль, что инверсионный метеоритный след такой звезды так быстро растворился в памяти народа, родившего его.

Кусто стал последним из первых и это фильм, наверное, не совсем про него. Здесь есть только имя и шаржи. Я думая, что такой человек достоин большего, дайте ему столько, сколько он дал вам.