На расстоянии вытянутой руки. 13 часть

Оля Сома
59.
Маты.
В нашем зале новое явление. Входя в зал, мы все, не сговариваясь, на секунду застывали с вопросом в глазах – «Что будет?». В центре большого спортивного зала был раскинут татами. Как позже выяснилось, состоял он из матов с натянутой сверху блестящей желтой тентовой тканью. Такое покрытие обычно бывает в борцовских залах. И мы осторожно его изучали. Негромко и не отрывая взгляд от этого чуда. В школе на матах нас учили только кувыркаться. Что будет происходить здесь никто не знал, хотя предполагали, что нас будут учить падать… или бороться. Последнее предположение меня не очень обрадовало и заставило задуматься. В моей жизни уже был опыт подобных занятий и меня он… как бы объяснить… 
Было мне тогда лет десять. Как только смогла сбежать из детского танцевального кружка, в котором успешно проваливала все групповые танцы, забывая все подряд, я первый раз в жизни решила попробовать заниматься чем-то радикально противоположным. И записалась в секцию самбо. Мама была в шоке, папа рад безумно, хотя изо всех сил скрывал радость. Теперь я понимаю почему. Он знал, что долго там не продержусь. Бывший борец, имеющий множество грамот, в том числе и зарубежных, он не мог не понимать, что у самого тощего и легкого ребенка в группе обязательно будут проблемы. После каждой тренировки он с интересом расспрашивал, как она прошла. И первые несколько занятий проходили вроде бы и ничего. Но чем дальше, тем чаще приходилось толкаться, выкручиваться, тащить кого-то куда-то… Короче меня все кидали как щепку из края в край зала. Тренер вздыхал и предлагал мне кушать мясо, чтобы «стать сильнее». Но мне было понятно, что тут задача просто откормить меня.  Толстеть конечно не собиралась, мне было очень удобно в моем весе. Чем дальше шло дело, тем тяжелее становилось на занятиях. Чувствовать себя манекеном для отработки бросков совсем не хотелось… а так оно и было. Решающим событием стало прибытие старших девочек самбисток на нашу тренировку. Тренер с довольной улыбкой представил их нам – «Вот, лучшие самбистки нашего клуба, занимают призовые места! Если будете хорошо заниматься, станете такими же, как они!» Сказано было торжественно. Но впечатление произвели не его слова, а вид этих самых девочек. Они были ростом чуть выше него, а по комплекции практически как грузчики, без талии, с мужиковатыми движениями и ухмылками хулиганов. Совершенно «квадратные» фигуры, ничем не напоминающими девочек. На секунду представив, что стану ТАКОЙ ЖЕ, поняла трагедию своего выбора вида спорта. Больше я туда не приходила.   
Отец конечно расстроился, но выслушав причину моего ухода долго смеялся. В итоге сказал, что я поступила правильно, что я у него самая красивая, и что пусть мужики за меня дерутся, а мне этого не надо. На том и успокоились.
И вот через несколько лет я снова стою у татами. И все еще не хочу быть с фигурой грузчика. И мысли бегают, что же будет, неужели снова все повториться? Ну нет, простите меня все, но если придется накачивать плечи как у мужика, буду халтурить как могу…
Мои мысли прервал свисток. Все построились. У ребят не хватило терпения дождаться начала занятия и наперебой посыпались вопросы – что за маты в зале?, что мы будем на них делать?... Тренер уже было начал отвечать на эти вопросы, но поток вопросов как прорвало и уже никто не слушал его ответы. И он замолчал, наблюдая за нами. Минуты через две шум прекратился. Все поняли, что пора помолчать. И он наконец заговорил. Негромко. Начиная со слов «Значит, начнем с того, что…» Предисловие с моралью длилось минут пять… ответ на каждый вопрос (по мере его вспоминания) занимал тоже минуты три – четыре… Я уже кипела от бездействия, от простого стояния и ничего не делания, но предпринять в данной ситуации ничего не могла. Вскоре заметила, что уже все начинали сходить с ума от этой бесконечной лекции. Пытаясь стоять ровно и не зевать, подозреваю, что все мы стали вспомнить, кто эти засранцы, которые начали задавать вопросы… Конечно он не мог не заметить, что мы скоро с ума сойдем от стояния в этом строю и слушая лекцию. И она закончилась, как только он убедился, что мы хорошо усвоили - много вопросов задавать не надо. Наконец-то!
Когда мы бежали по залу, я думала об этой ситуации. Так не честно, мы задали всего несколько вопросов, ну подумаешь, пошумели немного… а он сразу на двадцать минут лекцию задвинул… и что надо быть терпеливее, и что всему свое время, и что шуметь в строю некультурно… и что такое «татами», и откуда оно взялось… И вдруг показалось, что он поступил как во время боя – на нашу атаку вопросов ответил контратакой ответов… с нокаутом. Так не честно, мы были безоружны. Для меня это был действительно моральный нокаут, испытание моего терпения. И я обиделась.
Как только закончилась разминка, нам разрешили зайти на татами. Настроение сразу у всех поднялось, но в этот раз радовались молча. Довольный тем, что дисциплина на нужном уровне, тренер объяснял новые упражнения. И вероятно сделал для себя вывод, что длинные лекции помогают нам осознать наше неправильное поведение. Какой ужас. Это совсем неправильный вывод.
Новые упражнения на татами совсем не были похожи на занятия в секции самбо. Но я все еще боялась радоваться, вдруг они еще будут впереди. И конечно ничего не спросила. Себе дороже.
Нас учили перемещениям в нижних стойках на коленях. Кувырки были совсем не такие, как в школе, а «специальные» через плечо. Такой кувырок проходит по мышцам спины наискосок, минимально задевая позвоночник, что позволит делать его на твердом полу и даже на асфальте. Круть! Пытаясь разобраться, куда засовывать руку и голову, я уже мечтала о том, как буду ловко кувыркаться летом в саду по траве, по лесной тропинке и даже на карьере по песку. Скоро совсем стану как ниндзя! Эх, мечты… а пока опять коленом по уху себе заехала. Сколько же раз надо сделать этот кувырок, чтобы он вот так легко получался, как у него? – думала я, потирая ухо.
- Пятьсот раз, - вдруг послышалось с другого края татами.
Я вздрогнула. Что ж такое, это уже не шутка, вероятно он действительно умеет читать мысли. Срочно думать о хорошем!
А он продолжал свою речь – «Чтобы движение хорошо выполнять его нужно повторить не менее пятисот раз… а лучше тысячу.»
Так прошло наше первое знакомство с татами. Потом еще много раз мы на нем занимались. Учились правильно падать, делать броски, кувырки, приемы с низкими и высокими бросками и падениями… Довольно скоро мы стали чувствовать себя довольно свободно и уже не боялись падать даже на твердом полу. Конечно, это было больно, но мы знали как упасть, чтобы ничего себе не сломать и умели это делать уже довольно прилично. Спарринги в конце тренировок перенеслись на татами и кроме ударов и блоков в них добавились зацепы, подсечки и невысокие броски.
Как пролетела эта тренировка мы не заметили, на одном дыхании. Все новое, все интересное! И мы снова поражались тому, как многое умеет наш тренер. С такой легкостью он делал все трюки. А мы, пытаясь повторить их, думали поначалу, что не так у нас ноги и руки растут, настолько несуразными были наши попытки проделать то же самое. Медленно, маленькими шагами мы двигались к тому идеалу, который мелькал у нас перед глазами. Иногда даже казалось, что какие-то элементы не получатся никогда. Но сдаваться мы не привыкли, и повторяли снова и снова задания тренера.
После занятия в раздевалке конечно же было бурное обсуждение. Как только выяснили все мелочи новых упражнений и поделились своими впечатлениями и успехами, наступила пауза.
- Кто начал задавать вопросы в начале тренировки? – один из старших поднял неприятную тему.
Еще одна пауза.
- Ну я спросил, - негромко послышался голос одного из младших.
- И я… интересно же было… всем интересно, - заранее оправдывался второй.
- Ну что, понравились ответы? – с интересом продолжал старший.
Пауза.
- Ну мы ж не знали, что он так…
- Сейчас знаете? – с наездом продолжал второй старший.
- И что, всегда так? – осторожно спросила я.
- А ты проверь, - с сарказмом улыбнулся первый старший.
Я восприняла это как вызов. И вероятно на моей физиономии это было написано, так что не успела открыть рот для ответа, как второй старший меня опередил –
- Почти всегда, не нарывайтесь, не советуем.
Два раза нам это не надо было объяснять. Стоять и слушать длинные лекции никто не любил. И с тех пор, если у кого-то были вопросы, он подходил с ними после тренировки, когда всю группу отпускали.
Обычно вопросы задавали самые терпеливые, способные выдержать долгий «мозговой штурм». Я к их числу, конечно, не относилась, но вопросы временами появлялись. Сообразив, что подруга может спокойно выслушивать длинные объяснения, я просила ее узнать нужную мне информацию, а потом вкратце изложить мне.
Выглядело это примерно так – «Узнай пожалуйста, почему в первом комплексе мы делаем удары вертикальным кулаком, а в том, который начали учить сегодня, кулак идет горизонтально. Как все-таки правильно?» И оставшись в раздевалке, переодевшись, покрутив нунчаки, умывшись, поотжимавшись, выйдя в фойе и снова покрутив нунчаки, когда терпение подходило к финишу, дожидалась своего ответа. Примерно так – «переваривая» все только что услышанное, выдохнув, она начинала – «ну, если не считать рассказов о разнице в религиях, мастерах, проповедовавших эти религии, если не учитывать историю, как они пришли к этому, то… в общем зависит от стиля. В основных стилях ушу – горизонтальный кулак, в стиле винчун и его производных – вертикальный. Всё.» С довольной улыбкой она смотрела на меня.
- И это он тебе тридцать минут рассказывал? Просто разные стили? Ага. Понятно, спасибо.
- Да пожалуйста. Если что, обращайся. – так же с улыбкой говорила она.
По пути домой я думала, что это было с ее стороны? Сарказм? Наверное она в это время про себя думала «да что бы я еще хоть раз…» Хотя со стороны она выглядела довольной и спокойной. А вдруг ей действительно интересно все то, о чем он говорит? Да нет, бред. Религия стиля монаха отшельника… Не, вряд ли. Может она пытается быть просто вежливой? Не, на нее не похоже. Мне бы она точно сразу в лоб сказала – не хочу. Значит, ей интересно. Да нет, бред. Может она в него влюбилась? От этой мысли меня разорвал хохот. Прохожие оглядывались на меня, а остановить этот смех было не так просто. Проснулся мой чертик. Лениво зевая он со скукой в голосе сказал – «С ума сошла, он женат, у него маленькие дети. Фигней не страдай.»  Да, тупиковый вариант развития мысли. Вероятно, ей все-таки интересны эти рассказы. Странно.    

60.
Школьная физкультура.
Ничто не предвещало опасности. 2 мата в зале. Но тут в дверях показалась спина физрука. Он что-то тащил. Козел! В руках у физрука был гимнастический козел! Мальчишки обрадовались. Девочки стояли озадаченно. Все знали, что через эту штуку надо прыгать. Мальчишкам это не сложно, они каждую перемену через парты прыгают. А вот девочки при мне так ни разу не скакали. Посмотрим что будет. Из кладовки вынесли мостик (подкидная доска). Довольный физрук с оптимизмом демонстрировал эти новые для нас спортивные снаряды. Сначала мы учились разбегаться и толкаться с мостика, приземляясь на мат. Потом между мостиком и матом поставили козла. Учитель нам доступно объяснил как ставить руки, как толкаться, как прыгать, и даже продемонстрировал это. Мальчишки нетерпеливо ждали своей возможности прыгнуть, и полетели один за другим как кузнечики, только мостик скрипел и подскакивал. Настала очередь девочек. Никто не решался быть первой. Козел был выше уровня талии, и решиться перепрыгнуть его вот так просто, не потренировавшись на партах в классе, нам было страшновато. Но физрук всех успокоил, сказав, что поможет нам, протаскивая за руку вперед во время прыжка. Я решила посмотреть на всех и встала самой последней. В момент прыжка, когда девочки ставили руки на козла, он подхватывал их руку и протаскивал вперед, поддерживая при приземлении на мат. И так с каждой. Тут я совсем успокоилась и когда подошла моя очередь, разбежалась хорошенько и сделала сильный толчок ногами от мостика… такой сильный, что мои руки не достали до козла, они оказались выше… и почему-то физрук не подхватил меня за руку… не имея возможности оттолкнуться руками, без страховки, я летела через козла головой прямо в мат! Не знаю, как у меня получился тот самый кувырок через плечо, который мы так долго отрабатывали на ушу, как-то машинально, но размаха хватило, чтобы меня закрутить еще на один кувырок уже по голому полу. И по наработанной привычке, после этих самых кувырков встала в боевую стойку. Выдохнула. Ну, вроде все нормально, без травм, синяки не считаются. Я развернулась и пошла обратно в очередь на следующий разбег. И тут увидела, что на меня все ошарашенно смотрят. И тишина. Физрук наконец тихо спросил – «Все в порядке?» Впервые в его глазах был страх. Я поспешила уверить его, что все в порядке. Все продолжили прыгать, но за спиной я слышала шушуканье. Терпеть не могу эти обсуждения за спиной. Когда подошла моя очередь, он спросил – - Может лучше не будешь прыгать, посидишь на скамейке?
- Да не, я прыгну, только лучше поддержите меня в этот раз.
И он встал в стойку вратаря, готовый меня ловить! Я заметила это когда разбегалась и меня внезапно пробрал смех… и хороший толчок я сделать не смогла… приземлилась верхом на козла.
- Давай ты все-таки сегодня не будешь больше прыгать,  – начинал уговаривать он.
- Еще раз, и если не получится, то больше не буду сегодня.
Наш физрук был мужчина уже не молодой, с проседью. И мне кажется, после этого урока седых волос у него стало немного больше. Трудно быть учителем.
В этот день я так и не прыгнула, меня распирал смех, когда он вставал в позу вратаря, чтобы ловить меня, хорошего толчка не получалось, и прыжка соответственно тоже.
Хорошо, что на следующем уроке он забыл, что меня надо ловить, и постепенно освоила этот прыжок сама.
В течение всей жизни мне много раз пригодились умения падать и кувыркаться, и принимать решение за доли секунды… Бесценные навыки! Спасибо вам, тренер!

61.
Отдельное спасибо за уроки выдержки и терпения! Хотя они дались мне труднее всех умений вместе взятых. И до сих пор я понимаю, что все-равно не хватает терпения. И до сих пор «взрываюсь», когда события затрагивают мои «больные темы». И до сих пор с трудом переношу его длинные лекции. И не так давно даже призналась ему в этом.
 Долго не решалась, но потом все же поняла, что когда-то надо это сделать – «Хотела вас попросить… я уже не ребенок и не подросток, уже давно сама тренер… я вас очень прошу, можно не читать таких длинных лекций, они меня убивают. Я уже давно знаю их наизусть. Готова отжиматься, стоять в стойке всадника… да что угодно… но если вам не сложно, можно обойтись без них?» Говорила как можно тише, стараясь не обидеть его ничем. После паузы он спокойно ответил – «Хорошо».
Придя вечером после работы домой, и открыв электронную почту, увидела от него письмо, которое содержало 60 видеозаписей!!! И подпись – просмотри пожалуйста эти видео с разными стилями и выбери что будешь учить.
Просмотрев несколько присланных им видеозаписей, я оценила масштаб бедствия. Думала будут слезы, а вырвался нервный смех. На просмотр всего присланного потребуется не меньше недели. Это что, очередное испытание? Или обиделся и это месть?
И следом еще одно сообщение – «послезавтра увидимся, скажешь какие понравились».
Послезавтра! Точно издевается.
Отошла от темы. Да, спасибо за уроки выдержки и терпения!