3. Пилат, Иисус, Иуда-8 Евангелий и -Мастер и М-та

Сангье
ИЛЛЮСТРАЦИЯ. Иисус перед Пилатом. Художник - Джеймс Жак Тиссо (1836-1902)
___________________________________________________________

ПИЛАТ, ИИСУС И ИУДА В ЕВАНГЕЛИЯХ КАНОНИЧЕСКИХ И НЕ КА-Х: ПАРАЛЛЕЛИ С "МАСТЕРОМ И МАРГАРИТОЙ"

-- Мы  теперь  будем  всегда вместе, --  говорил ему (ПИЛАТУ) во  сне оборванный
философ-бродяга,  неизвестно каким  образом вставший  на дороге  всадника  с золотым копьем. -- Раз один -- то, значит, тут же и другой! Помянут меня,-- сейчас же помянут и  тебя! Меня -- подкидыша, сына неизвестных  родителей, и тебя -- сына короля-звездочета...
 -- Да, уж  ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, -- просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида,жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне. -- Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
_______________________________________________

                ПОНТИЙ Пилат - времён распятия Христа римский наместник в Иудее в ЕВАНГЕЛИЯХ -- как он изображён? Давайте сравним кратко и строго по теме в них явления Пилата. В Канонических Евангелиях является он всегда после предательства Иуды и перед распятием Христа -- самый драматический -- поворотный момент мировой истории. Поэтому вот уже скоро 22 века когда поминают Иисуса, скоро помянут и Пилата.

В Евангелиях не канонических - представляющих как бы куски рассказа (не всё дощло до нас) Пилат иногда вообще не является, а иногда чрезмерно много действует в роли чуть ли не праведникап (Е-е от Никодима).
                *     *     *

I. КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ - т.е. включённые в канон - в Новый Завет. Включены они были волею церкви как организации, так что включение в канон - не всегда есть полный гарант историчности. К каноническим текстам предъявляется немало за пределами историчности требований: сюжетная законченность, идеологическая выдержанность и т.д. и т.п.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Предание называет автором Матфея – сборщика податей, который последовал за Христом. Однако, учёные полагают, что текст Евангелие был написан позже описываемых событий – в 70-80 гг. н.э., поэтому авторство Матфея весьма условно. До Главы 26 в этом Евангелии речи об Иуде нет.

                ОТ МАТФЕЯ. ГЛ. 26: 1 <...> И и с у с... сказал ученикам Своим: --2. --  вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. -- 3 - 5. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять И и с у с а хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе... <...> -- 14 -16. Тогда один из двенадцати, называемый  И у д а  Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его <...>

-19-21. УЧЕНИКИ... приготовили пасху... –-20-- Когда же настал вечер... и когда они ели, сказал (И и с у с): истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. --22-23. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? –-23 - 24. Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. –-25. При сем и И у д а, предающий Его, сказал: не я ли, Равви?  И и с у с говорит ему: ты сказал.

                ПОСЛЕ ВЕЧЕРНИ Господней, в Гефсимании, в ту ночь, как ученики его спят,  И и с у с, бодрствуя, молится. Помолившись Иисус: --45.-46. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им... встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. –-47-49. -- И, когда еще говорил Он, вот И у д а, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: р а д у й с я  Р а в в и! И поцеловал Его. –-50. -- И и с у с же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на  И и с у с, и взяли Его. <...> --56-57. ...Тогда все ученики, оставив Его, бежали. А взявшие  И и с у с а отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. <...>

                У МАТФЕЯ  ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ на пришедший вместе со стражей народ – наученный первосвященниками и ловящий "врага народа" народ. ВЫЗЫВАЮТ Изумление и слова И у д ы  при поцелуе... Они, впоследствии, дадут некоторую возможность - намёк на не каноническое толкование действий  И у д ы  как сговор с Иисусом: Иисус должен был погибнуть торжественно именно накануне Пасхи,но первосвященники колебались, следовало их предательством "подтолкнуть"               
                ________________________________________

                МАТФЕЙ. ГЛАВА 27: -1.-2.-- Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об И и су с е, чтобы предать Его смерти -- 2.-– и, связав Его, отвели и предали Его ПОНТИЮ Пилату, правителю. –-3-5.-- Тогда И у д а, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: "что нам до того? смотри сам."  И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. <...> --11-12.-- И и с у с же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский?  И и с у с  сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13.-- ТОГДА ГОВОРИТ Ему П и л а т : не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? –-14.-15.-- И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. –-16.-18.-- Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им П и л а т: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или  И и с у с а, называемого Христом? Ибо знал, что предали Его из зависти.  –-19.-- Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. –-20.-- Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а  И и с у с а погубить.

21-23.-- ТОГДА ПРАВИТЕЛЬ спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. П и л а т говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. –-24.-- П и л а т, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. –-25.-- И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. –-26.-- Тогда отпустил им Варавву, а И и с у с а, бив, предал на распятие.

27-30.-- ТОГДА  воины правителя, взяв И и с у с  в преторию, собрали на Него весь полк  и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. -–31. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. <...>

                ДАЛЕЕ СО СТРОФЫ 33 по 45 собравшийся у креста народ издевается над распятым: -- 40.- Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста <...> --44.-- Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.
______________________

ОТ МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИЕ ГЛАВА. 27:45-46.-- ОТ ШЕСТОГО ЖЕ часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил И и с у с  громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ... --50. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. –-51-52.-- И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли...  <...> --57-58.-- Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф... он, придя к  П и л а т у, просил тела И и с у с о в а. Тогда  П и л а т приказал отдать тело...

62. -- На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к  П и л а т у –-63.-- и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; -- 64.-- итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. –- 65.-- П и л а т  сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете...
                ____________________________________________

               
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА.  По церковной традиции, автором считается ученик апостола Петра –- Марк, писавший с опорой на слова Петра - Симона. При этом имеется и не включённый в канон отрывок, приписываемый самому Петру (о нём пойдёт речь после 4 канонических евангелий)

ОТ  МАРКА ГЛАВА. 14: --1.-- ЧЕРЕЗ ДВА ДНЯ надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его (Иисуса) хитростью и убить; <...> -- почти дублирующий Матфея текст. Только слова о намерении Иуды предать, идут ниже: Женщина возливает на чело Иисусу драгоценное миро. Ученики ропщут: --5.-- Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. –-6.-- Но Иисус сказал... --8.-– Она... предварила помазать тело Мое к погребению. --9.-- Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

1.- И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. –-11.-- Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его. <...> (П о л у ч а е т с я, что щедрость женщины и слова самого Иисуса о своей смерти как бы подтолкнули Иуду... - мастерский литературно сюжетный ход!)

НА ПРАЗДНИК ПАСХИ:18. --  И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. –- 19.-- Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? –-20.-- Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
 
ДАЛЕЕ УЧЕНИКИ ИИСУСА СПЯТ В ГЕФСИМАНИИ. Иисус говорит: --42.-- Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. –- 43.-- И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. -– 44.-- Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. --45.-- И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Р а в в и! Равви! и поцеловал Его. –- 46. -- А они возложили на Него руки свои и взяли Его.

ГЛАВА 15: - 1.-- Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. --2.-- ПИЛАТ  спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. -–3.-- И первосвященники обвиняли Его во многом.

4.-- ПИЛАТ  же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. -– 5.-- Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что ПИЛАТ дивился. –- 6.-- На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. –- 7.-- Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. -– 8.-- И народ начал кричать и просить ПИЛАТА  о том, что он всегда делал для них. -– 9.-- Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? –- 10. -- Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. -- 11.-- Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

12. ПИЛАТ СКАЗАЛ им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? -– 13. -- Они опять закричали: распни Его. –- 14.-- ПИЛАТ сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. -– 15.-- Тогда ПИЛАТ, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. –-16.-- А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк...» -- то же, что и у Матфея до кончины.

В 9 ВЕЧЕРА  РАСПЯТЫЙ  Иисус «испустил дух»: в храме завеса разрывается, но у Марка нет ничего про разверзшиеся гробы:

42. -- И как уже настал вечер, –- потому что была пятница, то есть день перед субботою, -– 43.-- пришел Иосиф из Аримафеи... осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. -- 44.-- ПИЛАТ удивился, что Он уже умер (из трёх распятых Иисус первый умер), и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? –- 45. -- И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу... -- в отличие от Матфея, нет ничего про просьбу фарисеев к Пилату охранять могилу...
 

                ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Вместе с «Деяниями апостолов» авторство приписывается ученику апостола Павла -– Луке. Древние христианские писатели (Ориген и Тертуллиан и др.) подтверждают авторство Луки. Косвенным подтверждением авторства считается подробное описание недугов, от которых исцелял Иисус: согласно Посланию к Колоссянам, Лука был врачом и мог подробно описывать болезни и симптомы. Создано Евангелия от Луки по всей видимости, после Евангелий от Матфея и Марка и раньше Евангелия от Иоанна. Традиционно временем создания считаются 60-е или 80 гг. н.э.

ГЛАВА 22: -- 1.-- Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, -- 2.-- искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. –- 3.-- Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, -- 4.-- и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. –- 5.-- Они обрадовались и согласились дать ему денег; -- 6.-- и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. –- 7.-- Настал же день опресноков, в который надлежало заколоть пасхального агнца...

- 14. -- И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, -- 15.-- и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания... <...> -- 21. -- И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; -- 22. -- впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. –- 23.-- И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. –- 24.-- Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим...

В ГЕФСИМАНИИ ИИСУС БУДИТ УЧЕНИКОВ: -- 37.-- ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. <..> -- 46. -- и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. –-47.-- Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. –-48.-- Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

ГЛАВА 23: 1. И ПОДНЯЛОСЬ все множество их (первосвященников и книжников, и повели его к ПИЛАТУ, -- 2.-- и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.
- 3.-- ПИЛАТ спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.
   
- 4.-- ПИЛАТ сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. –-5.-- Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. –- 6.-- ПИЛАТ, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? –- 7.-- И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.

 -8. - ИРОД, УВИДЕВ ИИСУСА, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое нибудь чудо, --9.-- и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. –-1 0.-- Первосвященники же и книжники стояли и усиленно обвиняли Его. –- 11.-- Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. (ЛОВКО Ирод отвертелся от утверждения приговора!) –-12. -- И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.

 - 13.- ПИЛАТ же, созвав первосвященников и начальников и народ, -- 14.- сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; -- 15.- и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти; -- 16.-- итак, наказав Его, отпущу. -- 17.-- А ЕМУ и нужно было для праздника отпустить им одного узника. –- 18.-- Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. –- 19.-- Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

-20. -- ПИЛАТ СНОВА возвысил голос, желая отпустить Иисуса. –-21.-- Но они кричали: распни, распни Его! –-22.- ОН В Третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем... -– 23.- Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. –- 24.-- И ПИЛАТ решил быть по прошению их, -- 25.- и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
 
                В КАНОНЕ  ТОЛЬКО У ЛУКИ (и далее в апокрифе от Варнавы) есть притча о кающемся разбойнике и подробная и правдоподобная история про отсылание подсудимого на суд к Ироду, так как суд тогда должен был вершиться именно на земле, где родился подсудимый. Не ничего про разодранную завесу в храме и раскрытие гробов, поэтому такое не запредельно чудесное Евангелие кажется более приближенным к действительности.
                _______________________________________________

               
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА будто бы написано «учеником, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Г о с п о д и! кто предаст Тебя?». Апостол Иоанн после воскрешения Иисуса долго проповедовал в устной форме и лишь под конец жизни записал свои воспоминания. Другой возможный автор -- из группы последователей апостола Иоанна с его слов. В любом случае автор выказывает знакомство с первыми «синоптическими» евангелиями, и пишет на них как бы дополнение – заметки   о забытом, но важном.
      ___________________________________

В ГЛАВЕ 17. Иисус молится Отцу:- -25.-- О т ч е  праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. –- 26.-- И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

ГЛАВА 18: - 1.-- Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. –- 2.-- Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. –-3 .-- Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.

- 4.-- Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? –- 5.-- Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. –-6 .-- И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. –- 7.-- Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. –- 8.-- Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, -- 9.-- да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого...

-- 12.-- ТОГДА ВОИНЫ и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, -- .-- и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. –- 14.-- Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.... –-19.-- Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. –-20.-- Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. –- 21.-- Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.

- 22.-- Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? –- 23.-- Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? –- 24.-- Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе...

- 28.-- ОТ КАИАФЫ ПОВЕЛИ ИИСУСА В ПРЕТОРИЮ. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. – -29.-- ПИЛАТ вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? –- 30.-- Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. –- 31.-- ПИЛАТ СКАЗАЛ им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, –- 32.-- да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

- 33.-- ТОГДА ПИЛАТ опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? -- 34.-- Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? –- 35 -- ПИЛАТ отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? –-36.-- Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

- 37.-- ПИЛАТ СКАЗАЛ ЕМУ: итак Ты Царь? - Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
 
– 38. -- ПИЛАТ  СКАЗАЛ Ему: ч т о   е с т ь   и с т и н а? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу. --  39.-- Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? – 40. -- Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.

ГЛАВА 19. –- 1.-- Тогда ПИЛАТ  взял Иисуса и велел бить Его... –- 4.-- ПИЛАТ  опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. –- 5.-- Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! –- 6.-- Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! ПИЛАТ говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. –- 7.-- Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

- 8. - ПИЛАТ, услышав это слово, больше убоялся. –- 9.-- И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. -- 10.-- ПИЛАТ говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? –- 11.-- Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему б о л е е  г р е х а  на том, кто  п р е д а л  Меня тебе.
 
- 12.-- С ЭТОГО ВРЕМЕНИ Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. –- 13.-- ПИЛАТ, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по еврейски Гаввафа.
 
- 14.-- Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал ПИЛАТ Иудеям: се, Царь ваш! – 15. -- Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! ПИЛАТ говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. –- 16.-- Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели...

- 19.-- ПИЛАТ же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. – 20. -- Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по еврейски, по гречески, по римски. –- 21.-- Первосвященники же Иудейские сказали ПИЛАТУ: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. –- 22.-- ПИЛАТ отвечал: что я написал, то написал...

-- 31. -- Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, --  просили ПИЛАТА, чтобы перебить у них голени и снять их. –- 32.-- Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. –- 33.-- Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, -- 34.-- но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. –- 5.-- И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. – 38. -- После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и ПИЛАТ позволил...
                *      *       *

                ВЫВОДЫ. Во всех 4 евангелиях   в е с ь м а   м а л о   говорится об Иуде: его предательство совершенно не вызывает изумления (Запомним это!).  НО! -- ТОЛЬКО МАТФЕЙ сообщает о раскаянии и самоубийстве предателя Иуды, что хоть как-то делает его «героем»!!! Что М. Булгаков, естественно отвергает на фоне доносов на "врагов народа" в Москве. И из незаметного персонажа евангелий в "Мастере..." Иуда превратится в весьма заметного - более чем отрицательного персонажа: Иуда превращается в носителя стихии добровольного зла и античеловечности.

-- ТОЛЬКО у Матфея есть интересный эпизод с символическим омовением рук Пилатом. Однако, при общей наклонности Матфея к «спец - эффектам» –- раздирающейся завесе храма и вскрывающимся гробам, -- эффектное омовение рук Пилатом с точки зрения реальности можно подвергнуть серьёзному сомнению: этой сценой талантливый "режиссёр" Матфей стремился подчеркнуть виновность язычников – евреев. Когда бы эта сцена в претории происходила на самом деле, то кто мог бы видеть её?! За пределами претории* народ видеть никак не мог. Значит могли видеть около двух десятков окружавших Пилата знатных евреев и римских воинов. Но никто из очевидцев воспоминаний об этом не оставил. Возможно, Матфей и писал с чьих-то слов, - но это только возможность 50 на 50.
__________

*Преторий или Преториум (лат. praetorium) — палатка полководца и место под неё в лагере римской армии, позже, в Римской империи, этим термином называли штаб императорской гвардии, административное здание, присутственное место, центральную площадь. В контексте суда над Иисусом это здание, отделённое от площади с народом более высоким положением и балюстрадой (низкие иперила из фигурных столбиков).
____________________________________


ПИЛАТ  И  ИУДА. К ЛИЧНОСТИ римского наместника - префекта ПИЛАТА в Евангелиях проявлено гораздо более внимания, чем к Иуде. Если древнееврейские историки Тацит и Флавий (2) затушёвывая вину старейшин и первосвященника и старейшин, выставляли Пилата «свирепым чудовищем», то, естественно, воюя с евреями, первые Христиане с Пилата перекладывают вину на первосвященника со старейшинами. И эта позиция кажется более близкой к истине: кто такой Пилат с точки зрения истории?! Пилат - римский военный чиновник, первостепенной задачей которого было сохранить хоть видимость мира между "нашими" и "вашими". Ибо того желал император Тиверий.

ВСЕ 4 ЕВАНГЕЛИСТА-КАНОНИКА к ПИЛАТУ, в общем, благосклонны, как только могут быть благосклонны христиане к язычнику.  В сочинённом не евангелистами Символе Веры слова  "Он распят за нас при Понтийском Пилате" — христианская церковь считает «с т р а ш н о й   а н а ф е м о й»... Но ведь это, скорее, просто констатация факта!  "О н  (Христос) распят за  н а с" не тоько при Пилате, но - и при первосвященнике Каифе, и при императоре Тиверии, и при царе Ироде; и при всех, оравших «Распни его!»... Все они вместе с Пилатом равно – язычники!
 __________________________

КОЗЁЛ  ОТПУЩЕНИЯ  -  НЕ ХРИСТИАНИН   И ЛИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ  РАСЧЁТ  И  ПСИХОЛОГИЯ  В  ДЕЛЕ  О  ПИЛАТЕ. Подзабытая в древних деталях, но по сути во все века одинаковая политика всех церквей видится даже за формулой христианского символа веры: Каифа был, всё-таки, первосвященник, - не будем его проклинать. Рим же пал, и римляне сошли со сцены истории: вот по поговорке как на мёртвого римлянина на - прокуратора всё и взвалили. Но политический расчёт вошёл в противоречие с одной во все времена общей чертой психологии человека: лица, сделавшие что-нибудь выдающееся, вне зависимости от морали поступка всегда вызывают интерес.

Простые люди всегда интересуются биографией великих бандитов более многих культурных вещей. Ведь казнь Христа -- событие выдающееся?! И много ли простых людей, тщательно перечитывают все четыре Евангелия, чтобы в одном из них найти имя Каиафы?! Когда же некто и поинтересуется событиями начала христианства, то Тацит и Иосиф Флавий в своих трудах вперёд первосвященника так ярко опишут ненавидимую ими фигуру римского наместника, что интерес, к Пилату, опять-таки, может только усилится.

                ТАК ВОТ и выходит, что интерес к "пилатчине" -- к анафематствованному Пилату возник много позднее самих событий начала христианства. Этот интерес инициирован самой христианской церковью: пусть теперь она и не пеняет за устойчивый литературный интерес человечества к этой теме. Но конечно, всякие апокрифические сказания и откровенные сказки о превращения Пилата, то в уверовавшего праведника, то в проклятого навеки и преданного дьяволу к истории уже совсем не имеют отношения.

                Уже скоро 22 века мы рассуждаем совсем не о реальных ИУДЕ и ПИЛАТЕ, но о созданных воображением всей христианской части человечества с проекцией недостатков этого человечества на литературных героев - Иуду и Пилата. Можно сказать, что Иуда и Пила потому так неугасающе интересны, что как бы дают возможность мысленно отмежеваться от них: отмежеваться от общечеловеческих недостатков хотя бы в мыслях. И даже странно было бы, когда писатели не воспользовались бы такой востребованной темой!
  ___________________________________________

               
 В КОНТРАСТЕ  С 3 ПЕРВЫМИ Евангелиями (считаем, как они обычно помещаются в Библии)  – последнее «ОТ Иоанна Святое Благовествование» совершенно затушёвывает Иуду (недостойный внимания мелкий шпион – предатель) и выдвигает Пилата на первый план: верующие в истинного бога евреи не колеблясь требуют распятия невинного, а более духовно возвышенный Пилат колеблется.

ПИЛАТ НЕ ТОЛЬКО КОЛЕБЛЕТСЯ, НО ДАЖЕ говорит с арестованным об и с т и н е  и  о том, что "б о л е е   г р е х а  на том, кто  п р е д а л   Меня тебе..." -- на Иуде, то есть. Кто бы ни был Иоанн, он –- гениальный повествователь! Евангелие от Иоанна -– настоящий мини-роман: образ Иисуса более выпукло, более человечно выписан, психологически достоверные колебания Пилата (как он нервно ходит от народа в преторию и назад -- есть только у Иоанна!). Всё это подбавляют древним иудеям кровожадности, всей ситуации – драматизма, читателям -- интереса.

-- ТОЛЬКО Иоанн приводит некоторые отсутствующие в других 3 Евангелиях подробности: имя первосвященника – Каиафа, и топологические названия: в том числе поток Кедрон, который будет переходить Иуда из Кириафа «Матере и Маргарите».

-- ТОЛЬКО Иоанн намекает на от римского императора реальную опасность для Пилата миловать царя иудейского – само это наименование по римским тог времени законам было государственным преступлением. Автор Иоанн, скорее всего, был знаком с текстами – Историями от евреев Тацита и Флавия (в них Пилат изображён крайне негативно: см. примеч. – 2) и прямо противоречил им – противоречил грамотно, с фактами.

-- Только у ИОАННА Пилат, стремясь разжалобить толпу видом избитого узника, говорит "СЕ  ч е л о в е к!". Что и дало повод Льву Толстому ориентировать на это евангелие знаменитую сцену из своего романа «Война и мир», когда после пожара Москвы арестованного французами как поджигателя Пьера Безухова приводят для утверждения приговора к жестокому генералу Даву. Сидевший не поднимая глаз генерал нечаянно смотрит в глаза арестованному - и уже не может расстрелять его. Потому что глаза в глаза смотрит только человек - человеку. Судья может послать на расстрел. Разбойник может зарезать путника. Но Человек - Человека убить не может: христианин - христианина не должен убивать.

-- ТОЛЬКО у ИОАННА формальные вопросы судьи – прокуратора почти перерастают в заинтересованную беседу двух  л и ч н о с т е й.  Как повествователь талантливый, Иоанн оставляет читателю возможность домысления между строк.  Именно Евангелием от Иоанна было удобнее воспользоваться романисту. И Михаил Булгаков был уже не первый им частично воспользовавшийся. (Просмотр не  краткого мирового перечня не входит в планы этой статьи.)

РЕАЛИСТИЧНО ЛИ БЫЛО ДЛЯ  ПОЗИЦИИ ИОАННА ПИЛАТОВО УМЫВАНИЕ РУК? Умывание рук Пилатом не подходит для темы «ч е л о в е к  перед ч е л о в е к о м». Потому что «умывать руки» -- это жест не человека, а именно судьи перед толпой. Ведь наедине со своей человеческий совестью руки умывать – какой смысл?! Безумная леди Макбет безуспешно будет пытаться это сделать. Но леди Макбет – яркая роль злодея в трагедии, где именно нужно символично явить зрителю - "напоказ". Для замысла Михаила Булгакова это не подходило.

ПОНТИЙ  ПИЛАТ  И  ВСЕ  ЛЮДИ. Сделав Пилата просто мучающимся раскаянием человеком – как все люди – Булгаков повернул тему, ещё раз литературно обессмертив прокуратора уже после всех о нём многочисленных легенд. Если Пилат "как все", то кто из читателей хотя бы раз за всю жизнь и хотя бы "по мелочам" не был в пилатовой ситуации?! Поэтому Пилат и будет прощён в конце романа.

                «МАСТЕР... крикнул  так,  что  эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам: " С в о б о д е н! С в о б о д е н! ОН ждет т е б я!" Горы превратили  голос  мастера  в  гром,  и этот же гром  их разрушил. Проклятые  скалистые  стены  упали... Протянулась  долгожданная прокуратором лунная дорога, и  первым  по ней кинулся  бежать остроухий пес. Человек  в  белом плаще  с  кровавым  подбоем  поднялся  с кресла  и  что-то прокричал хриплым, сорванным голосом.  Нельзя  было  разобрать, плачет ли он или  смеется, и что он кричит. Видно было только, что вслед за  своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он...»

      ____________________

1.  Единственными источниками существования Иисуса и Пила являются труды древнееврейских историков: Публия Корнелия Тацита (середина 50-х — ок. 120 г. н.э.) – «Анналы», и Иосифа Флавия (ок. 37 — ок. 100 н.э.)  – «Иудейская война» (о восстании 66—71 годов) и «Иудейские древности» — история евреев от сотворения мира до Иудейской войны
                           _________________________________________________________

II. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ  ЕВАНГЕЛИЯ - 1. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ  АПОСТОЛА ПЕТРА (СИМОНА), УЧЕНИКА  ИИСУСА. Учеником Петра был Марк - Е-е (приведено выше)и считается каноническим. Сохранившийся от Петра отрывок сразу начинается с середины суда над Иисусом:

-- Из иудеев же никто не умыл рук, ни Ирод, ни кто-либо из судей Его. И когда никто не захотел омыться, поднялся ПИЛАТ. - 2. - Тогда Ирод-царь приказывает взять Господа, говоря им: "Что я приказал вам сделать с Ним, сделайте".


- 3 -. Был там Иосиф, друг ПИЛАТА и Господа (о б р а т и м внимание  на  общего друга!) и, видя, что очи намереваются распять Его, пошел к ПИЛАТУ и попросил тело Господа для погребения. - 4. - И ПИЛАТ послал к Ироду просить о теле. - 5.- Ирод же сказал: "Б р а т  Пилат, даже если никто и не попросил бы, мы бы погребли Его, так как суббота настает  ибо написано в Законе: солнце не должно заходить над умерщвленным." - и передал Его толпе перед первым днем праздника опресноков.

- 6.- И они, взяв Его, гнали и бежали, толкая Его, и говорили: "Гоним Сына Божия, получив власть над Ним". -- 7.-- И облачили Его в порфиру и посадили Его на судейское место, говоря: "Суди праведно, царь Израиля". -- 8.-- И кто-то из них, принеся терновый венец, возложил его на голову Господа. -- .-- А одни, стоящие (рядом) плевали Ему в глаза, другие били Его по щекам, иные тыкали в Него тростниковой палкой, а некоторые бичевали Его, приговаривая: "Вот какой почестью почтим мы Сына Божия".


- 10. И привели двух злодеев и распяли Господа между ними в середине: Он же молча. как будто не испытывал никакой боли... -- 15.-- Был уже полдень, и мрак окутал всю Иудею... -- 19.-- И Господь возопил: "Сила моя, сила, ты оставила меня!" И, сказав это, он вознесся. -- 20.-- И в тот же самый час разорвалась завеса в храме Иерусалима надвое.


- 21.- И тогда вытащили гвозди из рук Господа и положили Его на землю. И земля вся сотряслась, и начался великий страх. --22.-- Тогда солнце засветило, и стало ясно, что час еще девятый (13). --23.-- ...И отдали Иосифу тело Его, чтобы он похоронил тело...

- 25.-- Тогда иудеи, и старейшины, и жрецы, поняв, какое зло они сами себе причинили, начали бить себя в грудь и говорить: "Увы, грехи наши! грядет суд и конец Иерусалима". --26.-- Я же ( а п о с т о л  Пётр) с товарищами моими печалился, и, сокрушенные духом, мы спрятались, ибо нас разыскивали как злодеев и тех, кто хотел сжечь храм...

-- 28.-- Собравшиеся книжники, и фарисеи, и старейшины услышали, что народ весь ропщет и бьет себя в грудь, говоря: "Если при смерти Его такие великие знамения явились, то видите, сколь Он праведен". -- 29.-- Испугались они и пошли к ПИЛАТУ, прося его и говоря: -- 30.-- "Дай нам воинов, чтобы мы могли сторожить Его могилу три дня, чтобы Его ученики не пришли и не украли бы Его и народ не решил, что Он восстал из мертвых и не сделал бы нам зла".

- 31. -- ПИЛАТ же дал им Петрония-центуриона, чтобы охранять гробницу. И с ними пошли старейшины и книжники к гробнице. --3 2.-- И, прикатив большой камень, вместе с центурионом и воинами привалили к входу в гробницу. - но это не помогло: наутро "небеса раскрылись", на землю сошли два "юноши" ангела.

- 39. - ...Увидели выходящих из гробницы трех человек, двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. -- 40.-- И головы двоих достигали неба, а у Того, кого вели за руку, голова была выше неба. --41.-- И они услышали голос с небес: "Возвестил ли Ты усопшим?" -- 42. -- И был ответ с креста: "Да" .

- 45. Увидавшие это вместе с центурионом поспешили к ПИЛАТУ, оставив гробницу, которую охраняли, и возвестили обо всем, что видели, в сильном замешательстве и волнении, говоря: "Истинно, Сын был Божий".

- 46. -- Отвечая же, ПИЛАТ сказал: "Я  ч и с т  от крови Сына Божия, вы же так решили". -- 47. -- Тогда все просили его приказать центуриону и воинам никому не рассказывать о виденном. -- 48. -- Ибо лучше, говорили они, нам быть виноватыми в величайшем грехе перед Богом, но не попасть в руки народу иудейскому и не быть побитыми камнями. -- 49. -- И приказал тогда ПИЛАТ центуриону и воинам ничего не рассказывать.

- 58. -- Был же последний день праздника опресноков, и многие расходились, возвращаясь по домам своим... -- 59. -- Мы же, двенадпать учеников Господа, плакали и горевали, и каждый, удрученный совершившимся, пошел в дом свой. - 6О. - Я же, Симон Петр, и Андрей, брат мой, взяв сети, отправились к морю. И был с нами Левий, сын Ллфеев, которого Господь... - т  е к с т  Евангелия от Петра обрывается.

ЧУДЕСНОЕ  ВОСКРЕСЕНИЕ  И  УМЫВАНИЕ   РУК. В а ж н о! Что в Е-лии от Петра ПИЛАТ не в прямом, но в переносном смысле умывает руки уже после чудесного воскресения Иисуса: т о л ь к о  после чуда Пилат почти уверовал.
- Т о л ь к о  у Пера еврей Иосиф вдруг оказывается другом Пилата.
- И  т о л ь к о у Петра весьма поэтично описано как свет померк в полдень со смертью Иисуса. Последнее, вероятно, и превратилось в "Мастере и Маргарите" в грозовую тучу, "накрывшую." Ершалаим.

РЕАЛИЗМ  И  ИДЕОЛОГИЯ. Е-е от Петра поражает замечательным знанием народной психологии и поступков испугавшихся чиновников: у первых быстрых переходов от проклятий к обожествлению, и у вторых - сокрытие событий. И правду похоже на слова немолодого проповедника, не раз спавшего свою жизнь. Почему же Е-е от Петра не включено в каноны?! Потому, вероятно, что нет полной картины жития - деяний Иисуса. Но важнее то, что в канонах реалистичная картина и не была нужна.
                    _____________________________________________________

АПОКРИФ - НЕКАНОНИЧЕСКОЕ  ЕВАНГЕЛИЕ  ОТ  НИКОДИМА - некто "облёкшийся в достоинство святого крешения" Эмий нашёл рассказ "еврейскими буквами " Никодима о том, что "совершили евреи "в  правление Понтия Пилата". Восторженный христианин Эмий записал этот рассказ по-гречески, "дабы поведать о том всем поклоняющимся имени Господа нашего Иисуса Христа, и совершил я это в царствование Флавия Феодосия, в восемнадцатый год, и в правление Валентиниана Августа".

Флавий Феодосий получил стал править Римской империей единолично в 394 г. Т.е Евангелие - весьма позднее, и честно говоря, весьма похоже на роман или пьесу с подробно выписанными и идеологически однонаправленно выдержанными ролями-репликами.

ПРО  ИУДУ  В ЭТОЙ ПЬЕСЕ НЕТ НИ  СЛОВА.!!! А  ПИЛАТ - важный много говорящий герой, противостоящий евреям. Для начала в диалоге еврейских старейшин и Пилата пересказываются деяния и детство Иисуса:

«ВО  ДНИ  ОНЫ  пришли Анна, Каиафа... старейшины иудейские к Пилату, свидетельствуя против Иисуса. Они обвинили Его во многих делах нечестивых, говоря: "Мы знаем Его, что Он сын Иосифа-плотника, рожденный от Марии; а Он говорит, что Он Царь и Сын Божий. Кроме сего, Он нарушает субботу и хочет разрушить Закон отцов наших".

ПИЛАТ СКАЗАЛ: "Какие дела нечестивые сотворены Им?" - "Каким деянием волшебным сотворил Он сие (чудеса)?"
И ОВЕЧАЛИ ЕМУ ИУДЕИ: "Он чародей и именем Вельзевула, князя бесовского, изгоняет бесов, и того ради все повинуется Ему".

ПИЛАТ СКАЗАЛ: "Не силой духа нечистого, но могуществом Божиим изгоняют бесов"« (откуда в этом убеждён римлянин вперёд рождения христианства?).

Таинственным образом Пилат хорошо знает много позже его смерти оформленный Новый Завет! Далее идёт совершенное изменение сюжета канонических евангелий: ПИЛАТ велит: «П у с т ь  приведут сюда Иисуса, с кротостию». Гонец выполнил это так, что даже «послал перед ним  (Иисусом одежды свои»: «Господи! Гряди, ибо правитель зовет Тебя». Далеек гонец рассказывает, что он «видел Иисуса, сидящего на осле, и дети еврейские, держа ветви в руках своих, кричали: “Радуйся, Сын Давидов!”

- «ТОГДА СКАЗАЛ ПИЛАТ: "Какое восклицание произносили они по-еврейски?" - И иудеи отвечали: "О с а н н а".

И СПРОСИЛ ПИЛАТ: "Ч т о  оно означает?"  Иудеи отвечали: "Оно означает – радуйся, Господи!"

ПИЛАТ СКАЗАЛ: «Сим вы сами утверждаете, что дети выражались так; чем же виновен гонец сей?» - И замолкли иудеи.».

ДАЛЕЕ  как из рога изобилия сыпятся чудеса: «Когда Иисус входил, знамена у знаменосцев наклонились сами собою и воздали честь Иисусу» - ПО ПРИКАЗУ ПИЛАТА этот опыт бы произведён дважды с одинаковым результатом: чудо напоказ повторилось: «Иисус сделал так, и когда Он входил, знамена преклонились и воздали честь Ему».
         _______________________
 
ГЛАВА II. Пилат, видя то (преклоняющиеся знамёна), был объят ужасом... (можно его понять!) - здесь супруга Пилата Прокула присылает рассказать про свой чудесный сон:

«ПИЛАТ, услышав сие (сон Прокулы), сказал всем иудеям: "Вы знаете, что жена моя язычница и что она выстроила вам множество синагог (вполне фантастический факт!); она прислала сказать, что Иисус человек праведный и что этой ночью она много пострадала за Него" - Иудеи ответили Пилату: "Не говорили ли мы, что Он чародей? Вот, Он наслал сон жене твоей"» - это место вошло во многие литературные произведения, но Булгакову в "Мастере..." лишний персонаж не понадобился.

ДАЛЕЕ  У  НИКОДИМА: «ПИЛАТ, обратившись к Иисусу, сказал Ему: "Не слышишь ли, что они говорят против Тебя, и Ты не отвечаешь ничего?"

ИИСУС ответил: "Если бы они не имели власти говорить, они не говорили бы; но отныне увидят, что всякий, имея уста, может говорить и доброе, и дурное...» - в дальнейшем Иисус ведёт себя не менее, чем его схватившие, гордо, и, практически нарывается на казнь, лишая Пилата любой возможности помочь.

 «ПИЛАТ... двенадцати свидетельствовавшим... СКАЗАЛ им: "П о  к а к о й  причине иудеи хотят погубить Иисуса?" И они ответили ему: "Они возмущены потому, что Он творил исцеления в день субботний". - Пилат сказал: "Значит, они хотят за добрые дела погубить Его?" - И они ответили: "Да, господин"».

 
ГЛАВА III. ЗНАМЕНИТЫЙ  РАЗГОВОР  ОБ  "ИСТИНЕ": «ПИЛАТ, исполненный гнева (его можно понять!), вышел из претории и сказал иудеям: "Б е р у  солнце в свидетели, что я не нашел никакой вины в этом Человеке... Возьмите Его вы и судите Его по закону вашему... Вам, а не мне Богом заповедано: “Н е  у б и й”

... ПИЛАТ позвал Иисуса одного и СКАЗАЛ Ему: "Царь ли Ты Иудейский?" ...ИИСУС  ответил: "Ты говоришь, ибо Я – Царь. Я на то рожден и на то пришел, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины – услышит голос Мой!"

ПИЛАТ СКАЗАЛ: "Что есть истина?"
ИИСУС ОТВЕТИЛ: "Истина приходит с неба".
ПИЛАТ СКАЗАЛ: "Значит, нет истины на земле?"
ИИСУС  СКАЗАЛ  ПИЛАТУ: "Взгляни, как те, кто говорят истину на земле, судимы теми, кто имеет власть на земле"...»

 

ГЛАВА IV. «ПИЛАТ... приблизившись к иудеям, сказал им: "Я не нахожу на Нем никакой вины... Неповинен я в крови Праведника сего, вы смотрите". - Иудеи сказали: "Кровь Его на нас и на детях наших"...

ПИЛАТ, призвав старейшин и священников, и левитов, тайно сказал им: "Не поступайте так; несмотря на ваши обвинения, я ничего не нашел в Нем достойного смерти...". - Священники... сказали Пилату: "Т о т, кто говорит хулу на цезаря, повинен смерти. Этот – Он хулит Бога"». - очень грамотное сравнение цезаря с богом. А Иисус ещё усугубляет положение, заявляя: «Моисей и пророки предсказали это страдание и Мое воскресение».

«ИУДЕИ  СКАЗАЛИ  ПИЛАТУ: "Мы хотим, да будет распят" - Пилат сказал им: "Это несправедливо"». - опять следуют длинные, и начинающие вызывать скуку препирательства о вине-безвинности Иисуса:
 
И Пилат сказал иудеям: "Ч т о сделал Он достойного смерти?" И они ответили: "Он сказал, что Он был Царем и Сыном Божиим". (далее как свидетельские показания пересказываются все сотворённые Иисусом исцеления)... Правитель, услышав сие, ужаснулся и сказал иудеям: "Ч т о  нам в пролитии крови невинной?" (Гл. VIII)
________________

ГЛАВА IX - ОБ  УМЫВАНИИ  РУК: «И ПИЛАТ, взяв воды, умыл руки свои перед народом, говоря: "Н е п о в и н е н  я в крови Праведника Сего, размыслите, что делаете вы?" - И ответили иудеи: "Кровь Его да будет на нас и детях наших!"

ТОГДА  ПИЛАТ ...сказал, разумея свидетельства против Иисуса: "Т в о й  народ отрекся от Тебя как царя; посему повелеваю бичевать Тебя по законам древних князей. - И приказал он распять Его...»

Далее в соответствии с официально евангелическим сюжетом уверовавший в Христа еврей Иосиф похоронил тело Иисуса в своей гробнице. Первосвященники обозлились на Иосифа, заключили его в темницу и хотели казнить. Раздосадованный Пилат снова мыл руки, и после того Иосиф чудесно исчез из темницы. А Иисус, как положено, воскресает.

«ИУДЕИ, услышав это (про воскрешение), убоялись и говорили между собою: "Е с л и народ услышит это – все поверят в Иисуса". И, собрав много денег, они отдали их воинам (римским), говоря:
- Скажите, что в то время, как вы спали, ночью пришли ученики Иисуса и похитили тело Его. И если правитель ПИЛАТ узнает это, мы покроем вас пред ним, и ничего не сделает вам. - Воины, взяв деньги, сказали так, как хотели иудеи».
________________________

СКУЧНАЯ  ИСТОРИЯ. И ДАЛЕЕ с Гл. XV по Гл.XXIX следуют 11 глав о дальнейших чудесах и проповеди Воскресшего. Надо думать, что именно этими 11 главами доведённый уже до белого каления ПИЛАТ в конце романа является в еврейский храм (хотя римлянину - даже наместнику - именем Тиверия под страхом казни запрещено было туда входить!) - проверять еврейские предсказания о возможности явления мессии:

ПИЛАТ (Гл. XXIX) СКАЗАЛ (через край вежливо для наместника Рима!): «З а к л и н а ю  вас Богом, отцом вашим... не утаивать истины... Сказано ли в писаниях этих, что Иисус, которого вы распяли, есть Сын Божий, который должен прийти для спасения рода человеческого, и сколько лет исполниться должно было до пришествия Его?"

Так понуждаемые, Анна и Каиафа удалили из святилища всех бывших с ними, затворили сами все двери святилища и храма и сказали Пилату...» - по тексту этого не канонического евангелия они вынуждены признаться, что такие предсказания есть, но по оплошности не были ими к Иисусу отнесены: «И  т а к  открывается, что Иисус, распятый нами, есть Иисус Христос, Сын Божий, Бог истинный и всемогущий. А м и н ь». - КОНЕЦ Евангелия  от Никодима

"АМИНЬ! - хочется ещё раз воскликнуть в честь избавления от этой канонической скуки, где нет ни правдоподобного Иисуса, ни сколько-нибудь реального Пилата.
________________

ПОЧЕМУ  В КАНОНАХ   ОТВЕРГНУТО  ЕВАНГЕЛИЕ  ОТ  НИКОДИМА?! Помещать в Новый Завет Евангелие от Никодима было нельзя в том числе и потому, что - кто бы это дочитал до конца без зевоты? Гораздо эффективнее были 4 более коротких и тем более "ударных" - более убедительных Евангелия. А Евангелие от Никодима есть - труд слишком литературный: наподобие грешащей длиннотами и восклицаниями курсовой работы слишком въедливого студента.

 
МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что Е-е от Никодима могло оказать на Михаила Булгакова обратное влияние. В романе Булгакова будут отрицаться все утверждаемые Никодимом нравящиеся толпе эффекты: «У  м е н я  и осла-то никакого нет, игемон, – сказал он (Иешуа). – Пришел я в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея, и никто мне ничего не кричал, так как никто меня тогда в Ершалаиме не знал...» («Мастер и Маргарита»). В романе Булгакова "Мастер и Маргарита" и Иешуа, и Пилат, в десятикратном от 4 канонических Евангелий размере кратки в словах, что выглядит весьма жизненно для допроса какого-то бродяги самим римским наместником.
   ____________________________________________


ЕВАНГЕЛИЕ  ОТ НИКОДИМА И  «МАСТЕР И МАРГАРИТА» -- ПАРАЛЛЕЛЬ "БЕЗЖАЛОСТНОГО  СОЛНЦА" - Один один эффектный у Николима мотив Булгакову, кажется, мог понравиться!

"БЕРУ  СОЛНЦЕ  В  СВИДЕТЕЛИ!"  - У  НИКОДИМА В ГЛАВЕ III. «ПИЛАТ, исполненный гнева (его можно понять!), вышел из претории и сказал иудеям: "Б е р у  с о л н ц е в свидетели, что я не нашел никакой вины в этом Человеке... Возьмите Его вы и судите Его по закону вашему... Вам, а не мне Богом заповедано: “Не убий”». - это эффектная сцена,  правдоподобная для язычника - римлянина.

В «Мастере...», произнося приговор Иешуа, не будет клясться солнцем, но солнце будет играть важную роль: «Д а  з д р а в с т в у е т  кесарь! 0 Пилат задрал голову и уткнул ее прямо в солнце. Под веками у него вспыхнул зеленый огонь ... Тут ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши. В этом огне бушевали рев, визги, стоны, хохот и свист...» - злое убивающее солнце здесь символизирует ненависть, трусость - всё самое худшее. Одновременно, солнце как бы играет роль судьи: ни забыть - "затемнить" свою трусость, ни избежать суда потомков прокуратору не удастся. 

У Никодима в Гл.IX в последний раз евреи препираются с Пилатом по поводу затмившегося при казни солнца, - знамение это или нет: «БЫЛ ЧАС шестой, и мрак сошел на землю, даже до часа девятого. Солнце померкло, и вот завеса в храме разодралась на две части сверху и донизу.

И около часа девятого Иисус воскликнул громким голосом: "...Боже мой, Боже мой, зачем Ты оставил Меня? ...Отче! В руки Твои предаю дух Мой!" И, сказав это, Он испустил дух.

Сотник, видя происшедшее, прославил Бога, говоря: "Воистину праведником был Человек сей!"  И все бывшие при том, устрашенные виденным, возвратились домой, бия себя в грудь. И сотник донес правителю о том, что произошло; правитель (Пилат), услышав это, был охвачен большим волнением...

И ПИЛАТ, допрашивая иудеев, сказал им: "В и д е л и  ли вы происшедшее?" И они ответили правителю: "С о л н ц е  затмилось так, как  о б ы к н о в е н н о  бывает». - солгали упрямые иудеи.

Как помнится, в «МАСТЕРЕ...» - в начале романа, в Москве стояла необыкновенная жара в параллель с безжалостно и без устали сжигавшим Иерусалим перед казнью Иешуа "злым солнцем", затмение которого тучей без всяких видимых чудес наводит на мысль о необыкновенности затменияния!

КРОМЕ ТОГО, булгаковский роман из всех на тему о распятии Христа текстов - лояльнейший к евреям: отвечают за казнь невиновного - первосвященник и знать, а народ... Да, в азарте и науськиваемый знатью народ требовал казни Иешуа. Но ведь так поступали все народы в промежутке от казним Иисуса до современной Булгакову Москвы: правительство велело, - и народ искал "врагов народа"...
                ________________________________________________

ДРУГИЕ НЕКАНОНИЧЕСКИЕ - АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ:

- ЕВАНГЕЛИЕ  ОТ  ВАРНАВЫ О  ЖИЗНИ  ИИСУСА- САМОЕ НЕПРИМИРИМОЕ К ПРЕДАТЕЛЮ ИУД. Варнава, предположительно, - сопровождал Иисуса. Настоящее имя Варнавы - Иосия, однако апостолы нарекли его Варнавой, что означает “сын утешения”. (“Деяния”, гл.4, ст.36). Два манускрипта с текстом от Варнавы были обнаружены в начале XVIII века, и их содержание было достаточно известно ещё до 1917 г..

Полное название апокрифа: «И с т и н н о е  Евангелие об Иисусе, называемом Христом, новом пророке, посланном Богом в мир, по описанию Варнавы, Его апостола» — рассказ от очевидца событий должен бы быть близок к исторической реальности! Но близок к истории этот рассказ только до момента ареста Иисуса. Далее в этом мусульманском сказании (в Коране немало красивой фантастики!) Иуда предаёт Иисуса, но Господь изменяет облики: Иуда приобретает внешность Иисуса и схвачен стражниками. Настоящий Иисус живым и невридимым вознесён на небо. (См. цитаты ниже)

АПОКРИФ ОТ ВАРНАВЫ. ГЛ. 217-218 "РАСПЯТИЕ  ИУДЫ": «З а т е м, все еще связанного, они (священники) привели его (Иуду вместо Иисуса) к правителю (к Пилату). Тот в тайне любил Иисуса. Уверенный в том, что Иуда – это Иисус, он позволил ему пройти в его комнату и спросил, почему первосвященники и народ выдали его ему.

ИУДА  ОТВЕТИЛ: "Если я скажу тебе правду, то ты все равно не поверишь мне, так как тебя обманули, точно также, как обманули первосвященников и фарисеев"....

ПРАВИТЕЛЬ (ПИЛАТ) сильно удивился, услышав это. Ему хотелось освободить его. Он вышел, и, улыбаясь, сказал: “И з  д в у х  вещей, по крайней мере, есть одна, из-за которой он достоин не смерти, а скорее помилования. Он говорит, что он не Иисус, а некий Иуда, который привел воинов, чтобы схватить Иисуса. И он также говорит, что это Иисус из Галилеи, кто изменил его образ своим колдовским искусством. Если это поистине так, то убийство его будет большим грехом, поскольку он невиновен. Но если это Иисус, и если он отрицает это, то он, несомненно, потерял разум и будет безбожно убить слабоумного!”

Первосвященники... книжники и фарисеи закричали: “Э т о Иисус из Назарета, которого мы знаем... И он совсем не сумасшедший, а скорее всего хитрый обманщик. Он хочет ускользнуть от нас такой уловкой!” - Чтобы отделаться от этого, ПИЛАТ, таково было имя правителя, сказал: “Он из Галилеи. Царь в Галилее – Ирод, и я не могу судить данный случай. Отведите же его к Ироду!”

ТОГДА его (Иуду)привели к Ироду. С давних пор он хотел, чтобы Иисус пришел к нему... Ирод опросил Иуду на разные темы, но Иуда отвечал невпопад и отрицал, что он Иисус. Тогда Ирод посмеялся над ним и заставил облачить его в белое, как это делают с умалишенными. Затем он отправил его к Пилату со словами: “Не будь несправедливым к народу Израиля!” Ирод написал это, потому, что первосвященники, книжники и фарисеи дали ему значительную сумму денег.

ПРАВИТЕЛЬ (Пилат) сделал вид, что хочет освободить Иуду, так как он тоже хотел денег. Он заставил своих слуг, чтобы те побили его плетьми, но книжники, заплатившие им денег, желали видеть его умершим под плетью. Но Господь, постановивший то, что должно произойти с Иудой, сохранил его для страшной смерти на кресте. Он не дал ему умереть под плетью, хотя воины били его так, что с его тела стекала кровь...»

В понимании мусульман Господь не выглядит ли мстительным?.. к Пилату Варнава равнодушен: Пилат - просто римский чиновник, даже и не злой чиновник. Каким, скорее всего, исторический Пилат и был.
__________

И В ИТОГЕ У ВАРНАВЫ -  ИУДА РАСПЯТ ВМЕСТО  ИИСУСА: «Первосвященники... видя, что Иуда не умер под плетью и, боясь, как бы Пилат не освободил его, дали деньги правителю. Получив их, тот выдал Иуду книжникам и фарисеям, как заслуживающего смерти. Вместе с ним они приговорили к смерти на кресте и двух воров.

Они привели его на Голгофу, где вешали преступников. Там они распяли его нагим для того, чтобы люди как можно больше насмехались над ним. Иуда только то и делал, что кричал: “Б о ж е, почему ты оставил меня, ведь злодей сбежал, а меня убивают по ошибке?”» - это, практически сатира, которая дальше обращается на не распознавших за внешностью истинную суть: т.е. - на христиан.

ВОИН  АЛЛАХА  - ИИСУС. С точки зрения сурового мусульманства воин Господа Аллаха - Иисус не мог на кресте взывать с жалобой даже к Отцу небесному: это недостойное воина поведение. А вот Иуда - мог и должен был вести себя позорно: предательство учителя - несмываемый грех!

У, безусловно, заслуживающего прочтения мусульманского "Евангелия от Варнавы" нет прямых параллелей с "Мастером..." Но могут быть заимствованные элементы: только Варнава вводит мотив якобы сумасшествия мнимого Христа-Иуды.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ВАРНАВЫ - ЕСТЬ БОРЬБА С ХРИСТИАНСТВОМ: спасение человека Иисуса ликвидирует платформу христианства. Философия и богатый событиями сюжет (222  главы!) в мусульманском апокрифе забавно соединены  с  с а т и р о й на христианство, - так и не понявшее Христа... А вот это как раз могло навести на мысль! Ведь и сюжет "Мастера" - романа в романе построен по сходному же принципу:

- Эти добрые люди, – заговорил арестант (Иешуа)и, торопливо прибавив: – игемон, – продолжал: – ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной... Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там написано, я не говорил.

Ко времени написания "Мастера и Маргарита" религиозная "путаница" продолжалась уже достаточно "долгое время" - 1939 лет. И доселе этой "путаницы" с иногда весьма кровавыми разборками (нередко между исповедующими единого бога христианскими конфессиями) пока не видно конца.
                 

- АПОКРИФИЧЕСКОЕ  ЕВАНГЕЛИЕ ОТ  ИУДЫ  ИСКАРИОТА (Папирусный Кодекс Чакос с Евангелием Иуды, радиоуглеродным методом датируется ок. 220-340 гг., впервые опубликован в 2006 г.) - в контрасте с Е-м от Варнавы представляет Иуду самым избранным среди учеников - эдаким супергероем:

«ИИСУС (Иуде), СКАЗАЛ: "Т ы  с т а н е ш ь  тринадцатым (апостолом) и будешь проклят остальными поколениями. И ты будешь одолевать их. В последние дни они будут […] твои обращения ввысь, к поколению святому". Сказал Иисус: "Пойдём, Я научу тебя о [сокровенном, которого не] видел ни один человек...» - можно сказать, что этот текст как бы понимание Булгакова "наоборот" - антибулгаковский текст. Но подобные же мнения уже мелькали в мировой литературе и философии: едва ли Булгаков их не знал.
________________________

- ЕВАНГЕЛИЕ  ОТ ФОМЫ (350 Г. н.э.);
- ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРИИ МАГДАЛИНЫ (является коптской - т.е., египетской) версией более раннего греческого или сирийского текста. ок. перв. пол 2 в.; найдена в Египте в 1896 г..): в обоих этих евангелиях о Иуде и Пилате не говорится.

- ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ФИЛИППА ученика Иисуса Христа (обнаружено археологами в 1945 г. в Египте) и др. - представляют собой Иисуса философские высказывания или почти руководство к медитации, естественно, не оформленное в жанре жития, поэтому ни Иуды, ни Пилата в этих апокрифах нет: проблематика их совсем другая, для нашей темы не актуальная.

Кроме  того, попадаются апокрифы, соединяющие христианство с индуизмом,  где, тем более, нет Иуды и Пилата - персонажей сугубо европейских, в смысле наследования Европой греческой культуры опоры на Слово, какому для высказывания всегда нужен подходящий носитель - деятель - персонаж. Наконец, есть ещё дошедшие из древности в плохом состоянии кусочки различных "евангелий" с научной точки зрения интересные, но ничего нового не открывающие.
    

ЧИСТАЯ  РЕКА  ЖИЗНИ. В КОНЦЕ "МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ" «ПИЛАТ морщился и склонялся к самому пергаменту, водил пальцем по строчкам. Ему удалось все-таки разобрать, что записанное представляет собой несвязную цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических отрывков. Кое-что Пилат прочел: "С м е р т и нет... Вчера мы ели сладкие весенние баккуроты (фиги скороспелки)..."

Гримасничая от напряжения, Пилат щурился, читал: "М ы  у в и д и м  чистую реку воды жизни...  Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл..."» - этот вольный пересказ ИЗ Пророчества Иоанна Богослова в оригинале звучит так:

- ...И (ангел) показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов... (21.-9)

Так что Булгаков сам указал, - и можно больше не искать прямые истоки его знаменитого романа в неканонических Евангелиях: с ними аналогии есть, - нельзя же на тему писать, не зная темы! - но истоки романа - во времени его рождения и в фантазии автора с опорой на лучшую мировую классическую литературу.