Пыль

Марианна Никульникова
     День. Обычный субботний день. За окном  погода «намекает» на солнце, которого уже нет довольно долго. Смотрю по телевизору канал Наука. Красота: по телевизору  объясняют научные факты, а у меня горячий кофе и аромат по всей квартире. Ну и чем не  кофе-брейк на конференциях?  И вдруг, в эту «научную ауру», прорывается звонок в дверь – соседке надо срочно ко мне, просто промедление смерти подобно. Пришлось открывать, иначе потом следовал бы «телефонообстрел» мобильного телефона с расспросами.

     Открываю дверь и на пороге возникает … Ничего на пороге не возникло, хотя  звонкий голос моей гостьи слышался откуда-то снизу, где она умудрилась начать вести переговоры с курильщиками на лестнице. Высказав им напоследок о существовании различных законов и вреде курения для организма, она  влетела ко мне, чертыхаясь,   мастерски  перестроясь  с табачной тематики на обычные житейские разговоры.

- О, открыла! Чего так долго-то?  Это я. Закрывай быстрее дверь, иначе опять накурят и вся квартира провоняет.  Только своего отучила дома курить, так эти повадились. Что смотришь?  А, науку свою. Посмотрим, - сказав это, соседка  взяла стул и, удобно  на нем устроившись, основательно  прилегла всей грудью на стол, разложив  аккуратно  перед собой телефон  и  связку ключей.- Ну и чего там, путное чё есть?

- Наука! Давай, присоединяйся кофе пить. Будешь? – предложила я, но особенно не торопилась  вставать за кружкой, так как  эти «соседские» желания давно изучила.

- Нет. Хотя, минут через пятнадцать попью. Сейчас приду в себя, успокоюсь и тогда попью. Надо  получать удовольствие от  употребления кофе. Согласна? Иначе не пойдет впрок. – С этими словами, она  выпрямила спину и уставилась в экран телевизора.

    Помолчав некоторое время, я спросила: - Это ты так  нервничаешь из-за курильщиков? Да фиг с ними, пусть курят. Пока в мозге не будет сигнала о вреде для здоровья, переубеждать бесполезно.

     Мы замолчали и слушали  рассказы  научных деятелей о научных достижениях в стране. Соседка, далекая от точных наук, а от ядерной физики и  подавно,   слушала рассказы ученых, молча, но какая-то мысль не давала ей покоя. Мне было интересно: сидит, молчит, а сама  пальцами то ключи  перебирает, то телефон посмотрит, то скатерть начинает  поглаживать - нет покоя. Ладно, думаю, сейчас спрошу цель визита: - Ну, что стряслось-то, чего  такая нервная?
Соседка мгновенно оживилась и, повернувшись ко мне вполоборота, стала рассказывать.

- Представляешь, покоя нет! Сегодня спасу нет, сплошные нервы! Моему все не так, прямо с утра! Холодильник открыл, смотрит в него долго. Холодильник начал пищать – закрывать надо. А он не закрывает, стоит и смотрит. Потом  говорит, вроде и не мне: «Опять в холодильнике бардак! Накупит, напихает, а потом и не знает где и что лежит.  Вот нормальные хозяйки все в порядке содержат. Откроешь, а у них все по полочкам лежит». Я сразу спросила, где это он так порядок наблюдает, у какой хозяйки. Ну, ты меня же знаешь, ну и понеслось! Слово за слово, переругались, короче. А,  еще он мне стал выговаривать за пыль! Это  ВАЩЕ! Сразу свою родню вспомнил, где все чистюли с самого рождения. А я ему вспомнила, как его брат ходил в мятых брюках на концерт… Давай кофе, я уже успокоилась  немного.

    Налив  ей кофе, я достала еще и  разных  конфеток, сухариков. Некоторое время сидим, пьем  кофе молча, слушаем физиков. На телеэкране речь зашла о токамаках.  Соседка, разгрызая конфетку, спросила: - Слышь, а для чего они  этим занимаются? Применение в народном хозяйстве находит это?

     В это время  ученый физик рассказывал о трудностях при работе на установках, о разработках зарубежных ученых. Соседка потребовала вторую порцию кофе, а я стала пытаться ей объяснить, в доступной форме, для чего это все. Рассказала про термоядерную реакцию, про плазму. Она слушала, слушала и высказалась о том, что надо было в школе физику все-таки учить. Я согласилась  с этим высказыванием (мысль умная, только запоздала) и мы продолжили  просмотр  научного фильма дальше.

     Ученый стал рассказывать о трудностях в работе этих термоядерных установок. Услышав, что Токамак представляет собой тороидальную вакуумную камеру,  и, посмотрев  картинку установки, соседка  сказала: - Смотри-ка, на подкову похоже.  Да? Интересно и чего там в этой подкове  делается?

     Ученый продолжал объяснять принцип работы: «Из вакуумной камеры сначала откачивают воздух, а затем заполняют её смесью дейтерия и трития. Затем, с помощью индуктора, в камере создают вихревое электрическое поле…»  Затем шел рассказ о том, что, оказывается, внутрь вакуума  откуда-то  попадает пыль, которая взаимодействуя с дейтерием, уменьшает количество газа. Услышав про «неведомую» пыль, соседка онемела с конфетой за щекой. А я, ей еще высказала: - Вот, смотри-ка, теперь своему мужу так и говори, что даже термоядерщики не могут бороться с пылью, а он к тебе претензии предъявляет! Так ему и скажи, что пыль бессмертна!

- А что ж они, на самом деле не могут справиться? И что делать будут?

- Ну, может, еще какие результаты получат. Может быть,  подтвердят или  опровергнут теорию рождения Звезд из Туманности.  Ученый же сказал, что пыль взаимодействует с газом внутри  установки.   Считали, что Туманность это скопление газа и пыли, из Туманности образовалась Галактика и Млечный путь, в которой и находится наша планета. Вот так.  Вот у нас в школе был предмет Астрономия, мы даже в планетарий ходили. Интересно было.

- А я, после  восьми классов, пошла в техникум и у нас такого предмета не было. Жаль… Ладно, - уже перестроясь с ностальгии на   реальность, соседка собралась домой. – Пойду-ка я домой. Приду и уже с научной, как ты любишь говорить, точки зрения расскажу мужу о бессмертной пыли. Теперь пусть он начинает борьбу с ней, а я уже поняла: раз  такие ученые в растерянности, то  мы, простые граждане, будем ждать их  решения этой проблемы. Верно? Да! Все, пока. Конфеты вкусные и кофе. – С гордо поднятой головой, в хорошем расположении духа, она пошла к дверям, не забыв захватить телефон с ключами. А я продолжила просмотр научных фильмов, представляя себе, как  она будет мужу рассказывать содержание фильма и…  Удивительно, как  коварна и не так проста эта ПЫЛЬ!