Свобода выбора и фараон

Александр Машковский
          

  Свобода выбора предполагает возможность
свободно выбирать между добром и злом.
  Это теоретически. Практически, из-за страха наказания мы не только не совершаем противоправных действий( например, очень часто хочется убить, украсть, ограбить ), но даже добрые дела бывает боязно совершать.
Вряд ли, кто-то из нас знаком с человеком, абсолютно свободным в своем волеизьявлении.
  Как же можно говорить о свободе выбора, когда свободы как раз и нет.
  С другой стороны, Тора гарантирует свободу выбора, утверждая, что она — единственная абсолютная свобода, присущая человеку.
  Верующий человек верит, что свобода у него
есть, но глаза его видят совершенно другую картину; ему остается либо верить, вопреки очевидности, либо выйти из веры, либо начать филосовствовать: « верую, ибо абсурдно», или же что-то каббалистическое принять: абсолютная свобода выбора возможна лишь на определенном этапе.
  Данное противоречие разрешается  довольно просто: свобода выбора конечно же существует, — проблема не в ней, а в ее реализации. Ее реализация в современном мире проявляется в крайне трансформированном виде. Не нарушая уголовный кодекс, пользуясь исключительно гуманными методами, у человека забирают душу, жизнь и судьбу. Крадут, грабят, насилуют, превращают в рабов, прикрываясь самыми благородными целями. Так в современном мире выглядит наиболее популярная массовая реализация выбора зла: она трансформировалась в проявлении социально ненаказуемых действий. Убивать и воровать напрямую невыгодно, глупо — лучше стать великим раввином, политиком, общественным деятелем, журналистом, владельцем рекламных агентств и телекоммуникаций — разнообразие возможностей ошеломляет.
  Выбор добра зачастую означает всю жизнь называться « пострадавшая сторона», мелкий склочник, завистливый мерзавец и т.д. вплоть до законченного вероотступника.
  Для того, чтобы не ошибиться в том, кто есть кто, необходимо обратиться к Торе и вычленить из текста примеры абсолютной реализации свободы выбора.
  Мы видим, что Адам, Хава, Каин обладали свободой реализации в полном объеме: у них просто-напросто отсутствовал страх социальных наказаний, а опыт страданий от разрыва отношений с Творцом они еще не пережили.
  Первые люди согрешили, а Ноах, например, нет; Адам  выбрал непослушание, а Ноах послушание; один привел смерть, другой дал возможность существовать человечеству. Но вопрос свободы выбора остается: может быть Ноах был умнее других и не грешил не из-за любви, а из-за страха.
  Нам надо найти примеры абсолютной реализации вопреки любым внешним обстоятельствам, и, даже, вопреки самому себе.
  Пример такой реализации — Авраам. Он не только не боится сгореть во имя небес в печи, он идет на жертвоприношение Ицхака, вопреки собственному разуму и милосердию. Для него единственная благодать — Го-подь. Он делает правильный выбор из глубины сердца, а не разума; из глубины безграничной любви, а не отточенных логических выкладок.
  Интересно, что Яаков и Йосеф идут ещё дальше: они находят способ поделиться полученной благодатью с самим Все-шним. И это опять вопреки логики: разве Все-шний друг? Как можно чем-то поделиться с тем, кто и так все имеет?
  Яков и Йосеф нашли, что любовь способна и на такие подвиги.
  После примеров любви обратимся к примеру ненависти: к фараону. Мы видим, что фараон абсолютно свободно выбирает зло. Причем, опять таки руководствуясь исключительно желаниями собственного сердца. Только его сердце не любит, его сердце ненавидит.
  Мне могут возразить: " Но, фараон действует не по своей воле, это Все-ышний ожесточил его сердце".
  Все-ышний именно потому ожесточил сердце фараона, чтобы тот ничего не боялся и действовал сообразно своим желаниям. Причем, его, в отличии от Адама, никто и ничем не соблазнял.
   Весь Египет готов был со страха отдать последние драгоценности, лишь бы евреи убрались восвоясии. Но фараон вплоть до десятой казни оставался непреклонным, абсолютно неадекватным создавшейся ситуации. Б-г ожесточил его сердце и он сопротивлялся до конца. Б-г подарил ему абсолютную реализацию свободы выбора, — и он выбрал зло.
  Моше тоже получил от Все-ышнего подарок: Б-г предложил ему произвести от него святой народ, но евреи должны были за свои грехи погибнуть.
  Моше не только отказался от такого подарка, но даже предложил вообще стереть свое имя из Святой книги, если Б-г не удовлетворит его просьбу о помиловании еврейского народа.
  Мы видим, что Моше не просто выбирает добро, он совершает нечто невообразимое и еще небывалое: Яков и Йосеф поделились добром с Источником добра; Моше ухитрился выбрать добро из добра и стать компаньоном Того, кто в никаких компоньонах не нуждается и никто не может быть Ему компаньоном по определению. ( Пусть меня Б-г простит за то, что я перевожу высшую должность в духовной иерархии « раб Всевыш-го» словом компаньон).
  Прошли века, мы продолжаем лгать, красть, убивать, порабощать, лжесведетельствовать, насиловать, строить Вавилонскую башню, поклоняться золотому тельцу, клеветать на Эрец Исраэль и отказываться туда входить; мы продаем брата и служим другим богам — мы продаем душу — даже фараону такое не снилось — у него не было святой души.
  Вот почему сижу я и плачу, вот почему слезы горькие лью: — Ну, почему я родился генетическим уродом ? — все вижу, как оно есть: смотрю на себя, а вижу фараона —  жестокое сердце в пустом проеме, проданной святой души.
  Говорили, ведь, мудрецы древности: " Не делай из Торы лопату": нельзя из святости извлекать выгоду, и вплоть до Рамбама так и было. Но потом поднялись великие раввины — его критики —  и заявили, что за информацию надо платить — и цель и средства поменяли местами; — и стало много тор, много псевдотор — ложь и лицемерие пробрались в Святая Святых — исчез барьер между любовью и проституцией.
  А ведь, Б-га надо любить...
  Куда мне пойти, у кого попросить совета, к какому раввину обратиться?: — кто занимался Торой во имя ее самой, кто преподает ее, не получая за это никакой выгоды.
  Пошел бы я на суд, чтобы судили во мне фараона, да и утопили бы его в море, но идти мне некуда: кругом Лаваны, Биламы сидят, а Йов молчит себе в тряпочку, сам ничего понять не может.
  Как же мне не плакать, когда я и слезы свои заранее продал, и к тому же имею подозрение, что не существую я вовсе, а все мое существование — сплошное надувательство — триллер по телевизору.
  Удрать бы из виртуального мира, но куда?
  И все же, если существует ложь, то истина и подавно.
  Я еврей, я свидетель, я помню, как стоял у горы Синай, а еще раньше я помню, как утонуло войско фараона.
  Вся Тора — рассказ обо мне, и мне есть куда идти: надо зарезать египетского божка, окропить его кровью косяки дверей, потом взять посох и отправиться служить Б-гу — выйти из рабства на свободу. Я потомок Аврраама, Ицхака и Якова, я потомок царя Давида, и куда бы я ни пришел, даже, если существуют миллиарды миров — всюду я найду Б-га. Потому что путь к Нему не где-то за горами — он внутри моего сердца — в глубине изучения Торы ради её самой.