Глава шестая. Обращение к вере из книги Рожденный

Виктор Лужецкий
Лужецкий Виктор Константинович
Глава шестая. «Обращение к вере» из книги «Рожденный под блуждающей звездой»


Медицина болезни лечит,
а церковь исцеляет

У Александра была обычная личная жизнь; жена, дочь и внучка. Детство, школа, институт, летно-испытательная работа в НИИГА, бизнес с поездками по странам Европы и Америки, еще один институт и юридическая практика. На свое здоровье он никогда не жаловался.

Инсульт

В начале апреля 2002 года в офисе фирмы «Экскортавиа» во время обеда обсуждалась ситуация судебных дел с ИМНС. Внезапно Александр почувствовал как все вокруг  дернулось и накренилось в правую сторону. Через пару секунд все стало на свое место, и Александр не обратил на это внимания. По окончании обеда Александр ушел в свой кабинет и сел за компьютер. Внезапно все поплыло перед глазами. Он потерял ориентацию в пространстве и перестал контролировать свое тело, почувствовал тошноту. Позвал сотрудников и те перенесли его на диван. Вызвали скорую помощь и позвонили жене. Через 15 минут приехал врач и в течение двух минут выдал диагноз – инсульт. Подьехала жена и Александра на скорой помощи увезли в больницу. Старенький РАФик трясло и подбрасывало на кочках. Лежать на жестком топчане было неудобно, приходилось держаться за ручки, чтобы не упасть на пол. Привезли в больницу и на коляске отвезли в приемное отделение. Уложили на высокую специальную кровать и оставили ждать прихода врача. Через открытую дверь было видно, как пациента, очевидно бомжа, мыли из шланга. Судя по нецензурной лексике, вода была холодная. Минут через сорок жена стала возмущаться, что к Александру никто не подходит и ушла жаловаться к начальству. Вскоре пришел сотрудник больницы, ознакомился с запиской врача скорой помощи, и  Александра повезли на коляске в палату. Старая коляска с неуправляемыми колесами и выбитая плитка на полу коридоров доставили немало мучений Александру. Наконец долгожданная палата. Александр с помощью жены перебрался на кровать. На досках лежал матрац больше похожий на пустой пододеяльник, серого цвета простыня с запахом хлорки и большая подушка, чем-то заполненная наполовину. На вечернем обходе лечащий врач задал несколько вопросов, что-то записал в тетрадке и исчез также быстро, как и появился. Вечером мимо открытой в палату двери с тележкой проследовала работница кухни. Никуда не глядя, задала вопрос:
- Кто ужинать будет?
И не услышав утвердительного ответа, последовала дальше.
Перед сном соседи по палате обьяснили Александру, что спасение утопающих – дело самих утопающих и следует рассчитывать только на помощь родных и ходячих соседей по палате. Утром приехала жена и узнав такое положение дел забрала Александра. Как работник Министерства гражданской авиации, Александр обслуживался в ведомственном госпитале ЦКБГА, куда его и отвезли на машине фирмы.
В ЦКБГА в приемном отделении у него сразу взяли все анализы, сделали электрокардиограмму и отвезли в двухместную палату. Через пару минут ему уже поставили капельницу. Внимание врачей, светлая палата с балконом, прекрасная постель,  отдельный туалет и душевая подавали большие надежды на выздоровление. Неделю Александра возили на коляске санитары, еще через неделю он уже сам управлялся с коляской, еще через неделю сам, держась за стенку, дошел до столовой. Это было близко, не более 20 метров.  Через 21 день с момента поступления в стационар его выписали домой на один месяц. Дома Александр поставил перед собой задачу – каждый день совершать прогулки с постоянным увеличение нагрузки. В первый день он дошел от подьезда до угла дома, на второй – обошел вокруг дома, на четвертый – два круга вокруг дома. Он построил схему прогулок и через месяц за прогулку проходил до 5000 шагов. Снова стационар в госпитале. Капельницы, лекарства, массаж и лечебная гимнастика немного восстановили его физическое состояние. Иногда мучили головные боли и головокружения. После второго курса лечения его, при необходимости уже, возили в арбитражный суд по делам фирмы. До конца 2002 года после трех курсов лечения в госпитале он чувствовал себя, если не хорошо, то уж точно -  удовлетворительно.  За этот год его списали с летной работы и в 57 лет оформили пенсию по инвалидности. Просчитали с учетом налета. Оказалось, летно-испытательного стажа набралось 28 лет, что позволило получать неплохую пенсию.
Жизнь продолжалась. В 2003 году он уже уверенно ездил на своей автомашине за рулем по Москве и Московской области. На многие годы сохранилось остаточное явление: в полной темноте потеря пространственной ориентации, затруднение при ходьбе по белому снегу или черной земле без зрительных ориентиров. Периодически мучили головные боли и головокружения. Но к этому он со временем привык.
В 2010 году в Егорьевском аэроклубе немного полетал с инструктором на спортивном самолете Як-52. Инструктор предложил ему выполнить простые фигуры высшего пилотажа, но Александр отказался. Решил не рисковать.

Онкология

В период работы в НИИГА к своему здоровью Недашковский  относился как к какому-то обязательному приложению к своему телу. В течение 25 лет работы он каждый год проходил полную медицинскую комиссию, перед каждым полетом - предполетный осмотр. Никогда вопросов к его здоровью не возникало. В 2002 году после инсульта и получения инвалидности жизнь заставила относиться к своему здоровью повнимательнее. Особое внимание уделено, как это рекомендует реклама по центральному телевидению России, - предстательной железе.
В ноябре 2014 года Александру по настоянию врача-уролога в ЦКБГА сделали биопсию предстательной железы. Через день ему сообщили, что у него обнаружены злокачественные новообразования в железе и дали направление в Московский научно-исследовательский онкологический институт  им. Герцена для подтверждения диагноза. Он очень надеялся на ошибку медиков ЦКБГА. В течение недели Александр прошел в МНИОИ им. П.А.Герцена полное обследование: ПСА, УЗИ, ТРУЗИ предстательной железы и внутренних органов брюшной полости, радионуклидную визуализацию скелета и рентгенограмму поясничного отдела. Медперсонал заученно высказывал свое сочувствие. В очередях сидели такие же как и Александр больные. Оптимизма в окружающей среде не наблюдалось.
19 декабря 2014 года окончательный диагноз – неоперабельный рак предстательной железы 4-ой последней стадии с метастазами в позвоночнике. Вручая Заключение, врач заметил:
- Александр Алексеевич, в жизни много вариантов попасть «на тот свет»: инсульт, инфаркт, зимой сосульки с крыш падают, лихачи иногда в пьяном виде сбивают пешеходов на официальных переходах или вылетают не снижая скорости на остановки городского транспорта, грабители-наркоманы и т.п. Онкология в этом списке не на первом месте. Живи и не думай о плохом.
Из благодарности к такому сочувствию и приближающемуся Новому году, Александр протянул врачу несколько купюр по 50 долларов США, которые исчезли в приоткрытом ящике стола.
Всю неделю Раиса Васильевна звонила Александру интересуясь результатами исследования.
- Все нормально, завтра следующие анализы - каждый раз отвечал Александр.
После окончательного диагноза сообщил Раисе истинное положение дел - онкология последней стадии.
Вышел за ворота больницы. На улице было по-зимнему холодно и темно. Почему-то вспомнилась Анна Каренина в момент встречи с приближающимся поездом. Вокзала рядом не было, но были трамвайные пути. Александр медленно поплелся к ближайшей станции метро – Динамо.
Все десять дней общих обследований Александр находился один на один со своими мыслями и переживаниями. Никому из родственников не говорил о целях посещения медицинских учреждений. Больше скрывать было бесполезно и он сообщил родным, что у него онкология 1-ой степени и ничего страшного в этом нет. 
  В понедельник 22 декабря 2014 года Александр встал на учет в своем районном отделении онкологического диспансера. Начинался новый этап жизни – лечение от онкологии.
Из Интернета он узнал, что 70% таких больных больше года не живут. Для себя решил, что, начиная отсчет с 3 декабря 2014 года, он должен сделать все, чтобы войти в список 30%. Составил план действий:
- выполнять все рекомендации лечащего врача;
- постоянный ежемесячный контроль ПСА, тестестерона, анализы крови, ежедневный контроль за артериальным давлением, ежемесячный контроль за весом;
- строгая диета для онкологических больных;
- физические нагрузки и прогулки;
- духовное лечение. Основа духовного лечения – искренняя вера в Бога.
В результате за один год в декабре 2015 года  ПСА составляло не  более 4,0 и обьем предстательной железы составлял не более 30.0 см\куб. Это соответствовало норме. Не радовали только исследования костей скелета. Область метастаз  увеличилась, появились дополнительно три очага. Весь 2016 год ежемесячно проводилось лечение гормонами. После каждого укола у Александра 2-3 дня болели все мышцы, все кости и все, что могло болеть.  В такие дни Александр пил обезболивающие таблетки, которые мало помогали, и снотворное, чтобы проспать этот тяжелый период. Обследование в декабре 2016 года показало:  ПСА, обьем простаты и состояние внутренних органов брюшной полости были в норме. Метастазы медленно, но уверенно распространялись. Появились в голеностопном суставе левой ноги и локтевом суставе правой руки. Физически он это никак не ощущал.

Обращение к вере

Всю свою жизнь к вере в Бога Александр относился нейтрально. В церкви заходил, но больше случайно, чем целенаправленно. Ярым атеистом не был.
Детство прошло в Чебоксарах на Волге. Недалеко от дома находился Введенский собор, который в годы СССР не закрывался, и в Соборе регулярно шли службы. В этом Соборе крестила Александра его прабабушка в тайне от родителей. Его отец был членом КПСС и не одобрял подобные мероприятия. Как-то незаметно детство Александра было связано с этим Собором. Часто путь от дома к Волге, к кинотеатру и обратно проходил мимо Собора. Нередко Александр со сверстниками заходили в храм. Икона в спальне прабабушки тоже оказала свое воздействие. Во время проживания в Ленинграде Александр часто заходил в Казанский собор, тогда музей Религии и атеизма. Когда храм был возвращен церкви, Александр посещал Собор уже целенаправленно.
После окончания школы и учебы в институте Александр не упускал случая посещать церкви. Это было, как само собой разумеющееся, без внутреннего напряжения. Впоследствии уже после окончания института, работы в НИИГА и после увольнения из института, Александр посещал храмы на Украине, церкви Костромы, Осташкова, Нилову пустынь на Селигере и другие. Регулярно, находясь в Чехии, посещал православных церкви.
Проживая в Польше, посещал костелы в разных городах. В храмах было очень удобно сидеть на длинных скамьях, наклонные столы и подставки для ног как парты в школе; крючки, на которые можно было повесить сумки. Александр чувствовал себя вполне комфортно. Очевидно, свою роль играли остатки генов от польского католика - прапрадеда Владимира Витвицкого.
Решающим моментом обращения к Богу стал для Александра диагноз онкологии последней стадии.
Александр давно поддерживал связь по телефону с бывшей сотрудницей НИИГА Надеждой. После ухода на пенсию она являлось активной прихожанкой церкви Рождества Христова. Она с огромным сочувствием отнеслась к проблемам Александра. Встреча произошла буквально на следующий день. Надя познакомила Александра с Отцом Михаилом, священником этой церкви. Первая беседа с ним произошла в середине декабря 2014 года и длилась не менее часа.
- Батюшка, что означает покаяние, исповедь и причастие? Чем отличаются эти понятия? – задал первый вопрос Александр.
Ответ священника был прост и понятен:
- Александр, покаяние – это состояние души:  раскаяние, неприятие греха. Покаяние зреет в душе человека, оно очищает и обновляет человека. Покаяние может осуществляться наедине с собой, с помощью внутреннего голоса совести. Исповедь – это итог покаяния, это таинство в присутствии священника. Исповедуемся Господу, а священник - только свидетель при этом! И происходит  это в церкви.
 Считается, что покаяние должно непрерывно сопутствовать деяниям человека. Душа должна постоянно работать над собой, раскаиваясь и отвергая греховные события и поступки. Исповедь же совершается лишь в определенное время и день. К исповеди необходимо готовиться: причаститься и искренно молиться. Понятно, тебе?
- Да, батюшка, понятно.
Священник продолжал:
- Причастие – это одно из важнейших таинств, совершающихся в церкви.
Неделю Александр готовился к  своему первому причастию – читал молитвы и соблюдал пост. За день до причастия исповедался еще раз, священник принял подробную исповедь за всю прошлую жизнь. Так было положено начало духовной работы над собой.
За пару месяцев Александр прочитал: протоиерея Михаила Овчинникова «Между жизнью и смертью» и «Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака», дважды перечитал все четыре Евангелия, дополнительно «Евангелие от Марка» с беседами протоиерея Алексея Уминского, «Евангелие. Псалтырь. Молитвослов. Дорожное издание» и др. Для него не сразу стали ясны понятия: покаяние, исповедь, причастие, акафист, кондак, икос и др. По своей природной любознательности Александр изучил архитектуру православных церквей. Теперь в каждом посещаемом храме он знал где находится главная часть храма - алтарь, средняя часть храма, где притвор и паперть; как по чину располагаются иконы; зачем многоглавие храмов и что это символизирует. То, что крест - главный символ храма, он знал с детства.
Большую помощь на пути к вере оказала Раиса Васильевна с которой он был знаком более сорока лет еще с работы в НИИГА. Впоследствии она была главным бухгалтером фирм «Экскорт» и «Экскортавиа». В Интернете она вычитала об иконе Матери Божьей «Всецарица», помогающей при этом страшном диагнозе. Эта икона, написанная в XVII веке, находится в Греции в храме на Святой горе Афон. Первая копия (список) этой чудотворной  иконы появилась в России в 1995 году и находится в храме Всех Святых в Алексеевском монастыре, вторая -  в 1997 году в храме Новоспасского монастыря в Москве.
Есть пословица: «С хорошим попутчиком и дорога короче». И это неоднократно подтверждалось. Первым делом Александр с Раисой отправились в храм Всех Святых Алексеевского монастыря на Красносельской. Икона оказалось небольшого размера, но вокруг было много прихожан даже между службами. Многие читали молитвы по печатным изданиям.
Следующим был храм Новоспасского монастыря. Большая икона Всецарицы в богатом убранстве, расположенная в золоченном шатре. Множественные приношения, висящие на иконе, свидетельствовали о ее почитании.
Вместе с Раисой они выбрали наиболее почитаемые иконы-целительницы и в течение двух недель Александр купил их:
- икону Всецарицы в церковной лавке Алексеевского монастыря. Там же он купил икону Нектария Эгинского и целителя Пантелеймона;
- икону Матроны Московской купил в Покровском монастыре;
- икону Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя;
- икону Серафима Саровского купил в Дивеево; икону Казанской Божьей Матери в церкви на Красной площади.
Вдвоем они посещали монастыри в Москве, Московской области и Нижнем Новгороде. Ездили в Нилову Пустынь на Селигере и в Дивеево поклониться мощам Серафима Саровского и пройти по «канавке». Вдвоем было проще выстаивать две многочасовые очереди к Матроне Московской, трехчасовую очередь под дождем к мощам Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя в июле 2017 года и к иконе Донской Божьей Матери на службу 1 сентября 2017 года в Донском монастыре.
В ноябре 2017 года Александр посетил за месяц около тридцати церквей в Москве. И только в двенадцати имелись иконы Всецарицы. От скромных небольшого домашнего размера до богато украшенных высотой с человеческий рост (в Соборе Донского монастыря). Церковь Преподобного Серафима Саровского  возле Даниловского монастыря притягивала к себе Александра. Небольшое помещение, мало прихожан, иконы Серафима Саровского и Матроны Московской. Две большие иконы Всецарицы. Молитвы читались легко и непринужденно.
На всех иконах других церквей взгляд Богородицы был кроткий, смотрящий чуть вправо и озаренный внутренней жизнью. И только у одной    иконы этой церкви взгляд был направлен на молящегося. Этот взгляд притягивал Александра к себе какой-то неведомой силой.
В 2015 и первой половине 2016 года мало в каких церквях Москвы имелись иконы Всецарицы. Не было этой иконы и в церкви Всех Святых на Соколе.
Заказав икону Всецарицы в ноябре 2016 года, Александр долго думал какой церкви ее подарить. Первоначально была мысль подарить Введенскому собору в Чебоксарах, где его крестили. Но впоследствии решил подарить икону церкви Всех Святых на Соколе. Можно было просто купить икону «Всецарица» в какой-нибудь лавке в монастыре, но Александр считал, что самому заказать икону в специализированной иконописной мастерской для подарка церкви будет ближе к его намерениям. Икону размером 65х55 см написали в иконописной мастерской «Преображение» при храме Петра и Павла в Ярославле. Разместили икону в храме  Всех Святых на видном месте у окна. В свете дня образ Божией Матери на золотом фоне выглядел завораживающе. После этого Александр стал посещать эту церковь регулярно.
Для себя Александр составил и изготовил повседневный Молитвослов, где были избранные молитвы, которые он читал ежедневно утром:
- Отче наш, молитва в болезни (Христу), 1-ая молитва Всецарице,  2-ая молитва Всецарице, молитва Святой Матроне Московской,  молитва Целителю Пантелеймону,  молитва Нектарию Эгинскому,  молитва Серафиму Саровскому об исцелении, молитва Николаю Чудотворцу об исцелении,  молитва Николаю Чудотворцу о крепком здравии,  молитва и Благодарственная к Ангелу Хранителю,  молитва в болезни (Христу) - читал повторно и Отче наш.
Три молитвы о детях: к Всецарице, к Казанской Божией Матери и к Матроне Московской.
Молитвы, которые он читал ежедневно перед сном:
- Отче наш,  молитва в болезни (Христу), 1-ая молитва Всецарице,  2-ая молитва Всецарице и молитва на сон грядущий.
На стене у себя в комнате Александр разместил иконы:
- Всецарицы,  Иисуса Христа,  Матроны Московской,  Целителя Пантелеймона,  Нектария Эгинского,  Серафима Саровского,  Николая Чудотворца,  Казанской Божией Матери и Ангела Хранителя.
Из текста большинства молитв Александр понял, что все болезни физические являются Божьим наказанием за грехи и беззакония, сотворенные за годы жизни. И  прежде чем просить Бога об исцелении необходимо исповедаться за совершенные грехи. И если грехи не будут прощены, то надеяться на исцеление бесполезно.
В октябре 2017 года Александр заказал в иконописной мастерской себе домой обьединенную икону в состав которой вошли девять изображений икон. Эскиз такой обобщенной иконы он предварительно показал священнику Алексеевской церкви. Написана икона была в той же мастерской в Ярославле, освящена в  Алексеевской церкви в Москве.
 Александр посещал церкви в разных городах России, молился по своему сборнику молитв. Но только с двумя иконами, написанными по его заказу, он чувствовал непередаваемую внутреннюю связь.
Онкологию предстательной железы и метастаз в позвоночнике Александру подтверждали исследования в 2014, 2015 и 2016 годах. Знаковым событием он считал подаренную в феврале 2017 года церкви Всех Святых икону Всецарицы, написанную по его заказу. Все эти годы он усердно молился дома и в различных церквях.
В октябре 2017 года параметры предстательной железы были в норме, а при исследовании его скелета метастаз в костях не обнаружено.

Чудо ли это? На сегодня - ДА!