Ларчик типа без ключа Константин Комаров

Гриш Тарасов 34
Комаров Константин. Невеселая личность: книга стихов. Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2016. – 106 с.

Итак, увидела свет четвёртая по счёту (а точнее – пятая, если считать с наполовину «самиздатовской» 2008 года выпуска, но, всё же, уже – настоящей) книга поэта Константина Комарова. Появилась она на свет Божий в таком обугленном, абсолютно чёрном-пречёрном виде, (если обложку снять), что глазами больно смотреть. А иногда (довольно часто именно в этом случае – и читать). Почему больно? Страшно потому что. Просто страшно.
Но сперва – немного о технике исполнения. Книга выдержана в образцово-показательной силлабо-тонической манере, тексты её завораживающе (до шаманизма некоего, до потери – извращения смыслов) ритмичны, снабжены богатой рифмой, образны, наследуют, кажется, традиции акмеистов в своём «стремлении к острию, грани, вершине», собственно к acme поэтического высказывания. Прямой переклички с «великой шестёркой» при этом не находится. И потом, Анна Ахматова (Горенко) сказала, что седьмого (Георгия Иванова) и не было вообще. Не было – так не было, и ладно. Хотя во втором «Цехе Поэтов» он всё же был.
Стихи Константина Комарова вообще помимо воли заставляют (чуть ли не насильно, но такому насилию, пожалуй, что, и порадоваться можно) припомнить чуть ли не весь Серебрянный Век, от имажинистов до Бальмонта и Блока. Разве что зауми никакой нет и близко, это не «ОБЭРИУ», не Хлебников никакой. Владимир Маяковский... Незримо присутствует ширью, мощью, так сказать, но не впрямую, конечно, как у Андрея Родионова, например.
Почему же всё-таки это больно-то так.... А вот. Которая уже книга, и – до выворота мозговых извилин и полного извержения «хлябей душевных» – об одном. Такой мощью, без преувеличения, и в одну лишь только точку всем своим могучим лирическим героем? Насчёт больно, страшно и черным – черно, беспросветно даже – это не оговорка и не затравки для – это лейтмотив творчества такого вот «кромешного».

Так иди же, собравшийся с духом,
умирать или пьянствовать в сквер,
уловивший отчаянным ухом
беспросветную музыку сфер.

Хорошо хоть, не музЫку пресловутую... Так и хочется иногда спросить автора – а идти... Туда – обязательно? Нигде нельзя, скажем, по пути свернуть? Но нет, похоже, что нельзя, и лирический герой Константина Комарова с каждой новой книгой не растёт, не изменяется, лишь точнее и прочнее утверждая и утверждаясь при этом сам в мысли, что туда, туда. Туда вот только и надо...

Так, моя невесёлая личность
обнажает пред богом свою
адекватную голосу лишнесть
в твердокаменном этом раю.

Или ещё:

но просто быть хамелеоном,
когда ты сам – невоплотим

Оставим пока что эти страсти... И страсти очень нешуточные, не шутовские, настоящие, без надрыва уже... Порвалось. Там, где тонко. Пост... Пост-апокалипсис... Не меньше, если прочитать внимательно и всё, не особо обращая внимание на личные и бытийные привычки, качества и свойства лирического героя поэта Комарова. Да, пьёт много, да, не приспособлен к обывательскому быту категорически, да, кусается... Да, маргинал... Это-то ещё не самое страшное...
Книга, конечно, наследует, развивает, и продолжает, но просодия , тем не менее, уникальная, своя, впрочем, не будь её, и поэта никакого не было бы. Ан есть. По факту и в наличии. И голос такой, что помимо воли читателя погружает его, читателя стихов, в некий объёмный, чудесный по своему мир, где реальность выхвачена чётко и метко, хоть и урывками, иллюстрациями:

Пространство сумерек кромсая,
сквозь плотную густую сталь
с небес идёт дождя косая
прозрачная диагональ.

И ей навстречу – световая –
из неопределённых мест
идёт диагональ другая
и образует с нею крест.

Подошёл-таки разок к окошку, называется... Отметим себе пока, что зрачки лирического героя на свет реагируют очень хорошо, правильные сигналы в мозг подают, вот только источник его (света) остаётся загадочным и вообще неясным. Поэт Комаров – это оксюморон такой получается. Прекрасное вижу. Зрю ужасающую красоту бытия, о чём читателям регулярно сообщаю. (За что и ценят). И тут же скатываюсь в
очередной «алкотрип», поиски людей среди очередной «стаи товарищей», ну конечно, люди – они все там... И так далее по списку, вплоть до уничижений типа «стихай, стихай, стишок» или там, «уснуть, тишину обесточить»...
И здесь же, в этой же книге:

Так любят начинать со слова «так»
стихи о безысходности, однако
из всех иных панических атак
поэзия — последняя атака.

И позволяя миру угнетать
себя, ты избавляешься от ада.
Но всё не так, не так, не так, не так —
как будто бы ты знаешь так, как надо.

Здраво, ясно, цельно, предельно разумно... И опять безысходно... Очередной... Очередная бесполезная попытка... Попытка чего? Оксюморон... Точнее, именно так отчаянный и лихой рубака морских баталий прошлых времён, миноносец ли, эсминец, на всём ходу разгоняется и лупит носом в борт тяжеленного линкора обычного такого, спокойного с виду бытия... В котором тоже весёлого мало... Чего ради вот это всё?
Ларчик открывается непросто, но рискнём... Может быть, повезёт... В одном из своих текстов, почему-то не вошедших в «Невесёлую личность», Константин Комаров, как кажется, абсолютно верно и точно определяет свою настоящую потребность, сокрытую даже от проницательного его, пронырливого и умного не по годам, но усталого уже запредельно от всяческой суеты лирического героя...

Но под злобное лязганье
незаконных зевот
я разбился об ясный и
неживой небосвод.

И остался не на день, и
не на два, не на три,
а навечно — ненайденным
чёрный ящик любви.

А вот и нет, уважаемый... Лирический герой господина Комарова. Ошибочка ваша! Оттого-то и страшно вам (и читателям вашим до одури страшно) – полёт-то не окончен, не разбились вы ещё. Но... Будь здоров как кувыркаетесь... И это – в небе... А вот настоящую свою «полётную карту», в которой любовь прописана, «с пометкою указ», причём настоящий и единственный выполнения стоящий, в «чёрный ящик»-то вы сами и запрятали... Вот он и ключик...
Может быть. И всё остальное маргинально – «оксюморонное» плавно встаёт на свои места. Навроде закономерных в случае зрелого, в общем-то, уже, поэта, вопросов – ну почему часть строф в некоторых стихотворениях – прекрасны, а часть – таки безобразие сплошное? Не просто ведь красного словца одного ради-для... И не одно именно такое стихотворение у поэта Комарова есть, и многие даже в «Невесёлую» его книгу вошли, уравненные в правах с действительно сильными от и до текстами... Можно их и «проходными» назвать... Тренировочными, как бы... Разминка – выпад... Как все...
А если призадуматься всерьёз над такой небрежностью – оплошностью опытного уже давненько и технически обученного весьма поэта?
А зачем тебе любая мощь, хоть бы и правда – силы настоящего Демиурга (прости, Господи, душу грешную), коли некого тебе любить? И найти никак не можешь?
Откуда... Да отсюда вот. И хотелось бы поставить точку... В этом вопросе, но уж здесь Константину Комарову самому решать. И герою его лирическому. Не дураки, сообразят. Очень вероятно, книге этак к… Хорошо бы пораньше, всё-таки. А то и правда – здорово исполнено... Но жуть как страшно. (Не шутка).

Григорий Тарасов