деревня на палах

Клеопатра Тимофеевна Алёшина
ДЕРЕВНЯ НА ПАЛАХ


В синем зале;сьи за дальними по;ймами на горах Вепской возвышенности жила когда-то на земле Обонежской, примерно в сорока  верстах от Погоста «Воскресенье на важнях»(теперь это город Вытегра) небольшая деревенька с загадочным названием «Ве;ртосельга». Очевидно, название деревни «ВеРТОсельга», расположенной на «Кривой Сельге»(кривой горе) пошло со времён, когда  для пахоты стали освобождали  земли  от лесов - лес  подсекали, секли (рубили), корчевали, росчисти палили, а по вепски  «верт» означает «палёная подсека».
Но и до этого там жили люди- язычники, об этом говорит оставшийся  после языческих ритуальных кострищ  «зольни;к», расположенный в пятистах метрах влево от деревни, на горе за Лузяной корбой над Могильным болотом (за кладбищем по Ежезерской дороге). 
     Более трехсот лет на высокой горе на обрыве, над болотом Подгорним («…а как до Вертосельги-то, дак всё в гору – в гору! Можно с Коне;цькой в Новостройку, а там Пивка, а можно и со Старцева, тоже до Новостройки и через Пивку, опеть в гору. Она – Пивка-то, ие некак не обойдеш, как с Алмозера-то,ак Пивка по леву руку от тебя. С Алмозера до Вертосельги: тут Мудосско озеро…там дальше, вото где, Пиявочно болото, да. А пиявки там водились. Ак их ловили да в банках держали. У ково как зубы болят, ак к дёснам прикладывали»  - М.Г. Калязина); Можно предположить, что «Пиявочное» болото и называлось когда-то «Упырь- болото».
       Первопоселенцы деревни Вертосельги  (возможно, ушедшие в горы от притеснений  русичи-староверы) занимались подсечным  земледелием, корчуя и паля деревья, высвобождая из-под леса земли для пахоты. И от того, что деревня родилась на росчистях, на «палёной подсеке» русичи называли её «Деревня на пала;х»; аборигены же – вепсы называли деревню «Vеrtа Sеlgа»(В словаре вепского языка  Марии Ивановны Зайцевой, к стати, она вытегорка, читаем: «Vеr//tа» - палить подсеку);  Значение слова«сельга» - второго составного  в названии «Ве;ртосельга»  неоднозначно: оправдано и значение «Се;льга» - продолговатая, поросшая  лесом возвышенность;   и «сельква» - сухое, возвышенное место среди болотистой местности, т.к. Вертосельга, как раз, и стояла на обрыве крутой горы среди непроходимых болот  и  многочисленных озёр. А возможно, «Сельга»  от вепского «Sеlg аhs» - кривая спина (деревня  Ве;ртосельга и в начале ХХ века слыла в округе как «кривая Ве;ртосельга». Возможно, «кривая» -  это оттого, что деревенька сбегала с горы на гору. (В словарях  «гора»: *** «фин. Ѕ;lgа, а вепское  S;lgа = кривая спина, хребет, горб. *олон.- гора,креж, хребё;т);   А если учесть что  в округе  Вертосельгу называли «Кривая Вертосельга», напрашивается вывод - это та самая «Кривая сельга» = «Деревня на палах», упоминаемая в «писцовых книгах Обонежской пятины» 14 – 16 в.в..
            Самое раннее упоминание о деревне с названием «Вертосельга» я встретила на «Плантъ-карте Олонецкого Уезду Российской Империи» 1728г.  (составленной вытегором Акимом Клешниным). Стало быть, уже в 1728 году Вертосельга числилась «деревней», а не «починком», и, значит, предки наши там обосновались давно. В Вологодском архиве есть «Дело о переписи населения за 1891год. в Коштугской волости (Ежезерское сельское общество) в деревне Вертосельге число домохозяев – 13. а домохозяйств – 14;
         В 18-м  веке Вертосельга писалась в Ко;штугском  приходе Вытегорского уезда, затем  приписана к Тагажмозе;рскому  приходу,  потом к Ежезе;рскому.  В метрической книге Воскресенского собора (фонд № 496 Вологодского архива опись №9 дело №92) Вертосельга записана сразу в трёх приходах: жених из деревни Вертосельги Ежезерского прихода, невеста из д. Вертосельги Тагажмозерского прихода, а поручитель из той же деревни Коштугского прихода.  В 19-м  веке Вертосельга числилась за Вытегорским Погостом, а в советское время за Ежезерским сельским советом, Вытегорского района, вошедшего в состав Вологодской области в 1937-м году.
       Белым яблоневым букетом цвела деревня над болотами, мхами, лесами. И спокойной тенью парящей птицы проносилось над ней время, изменяя Жизнь ежедневно, ежечасно: поколение за поколением рождались и умирали, и вновь рождались люди; опадали и вновь расцветали яблоневые сады; рядом со старыми, вставали новые дома…Жила когда-то на земле «Ве;ртосельга». Но настал день, когда петух не скукарекал  рано на заре, не скуковала кукушечка в ближнем лесу….
       Затонули в болотах га;ти, проложенные когда-то предками.  Зарастают лесами торные дороги. Тишина белых ночей нарушается, разве что шёпотом листьев, да изредка соловьи перекликаются с лягушками. Пустынна гора. Лишь трава шелестит сухим стеблем, да  ветер  баюкает сосны.  И вряд-ли когда ещё нога человеческая примнёт сухостой над родным печищем.. Кто черпал воду из этих бездонных колодезьных ям, кто и когда здесь жил? И придут-ли сюда ещё когда-нибудь их потомки, и встретит-ли их яблонька у родного дворища .    (К.Т.Алёшина-Матюшина )