Бытовая беседа о творчестве. Сулес и Артемов

Екатерина Адасова
Бытовая беседа о творчестве. Сулес и Артемов

Редкий случай, когда получилось поучаствовать в беседе, которую обычно ведут дома за чашкой чая или с использованием другого напитка. Встречались ведущий передачи Евгений Сулес и Владислав Артемов. Слушатель был рядом, но создавалось такое домашнее ощущение, что тебе тоже нужно думать о собеседниках, не встревать в их беседу, но и для себя извлекать много полезного. Кроме того, думать о том, чтобы и на столе не было пусто. Пусть хоть бутерброды бы появились.

Самым привлекательным в беседе, что обычно не услышишь, был рассказ о многочисленных занятиях Владислав Артемов, которые ему пришлось освоить после изменения строя в стране, и не только строя, но и территории страны. Оказалось, что писательский труд уже не давал средств к существованию. И звучал рассказ о работе и сторожем, и наемным писателем. Когда, не свои темы вносит писатель в литературу, а те, которые требовались издателям для их успешного коммерческого дела. И не было в том пафоса, когда все кричат, что из дворников вышли, а говорилось все обычным человеком, которому требовалось жить и не терять себя.

Хотя, этот путь несколько другой, чем выбирался другими, когда сначала была работа, врачами или чиновниками, а потом и творчество. Могло быть все и одновременно. Но получалось, что требовалось проучиться в Литературном институте, а потом идти вместе с другими на рудовую заводскую смену.
Рассказ о Литературном институте, был таким, какой и каждый может рассказать о своей учебе. Перенесся Владислав Артемов в то студенческое время и в нем и растворился. Отметил и важный момент о необходимости института в то время.
 
Окончив институт, мог уже рассчитывать на определенные финансовые возможности, которые появлялись с публикацией даже небольшого произведения. Потом, молодой поэт или прозаик не оставался один, а мог и при центральных газетах влиться в литературные объединения. Сейчас ты можешь только попасть в кружок по интересам, небольшой, в котором не ради денег все собираются, а чтобы не одному оказаться на бесконечном поле поэзии или прозы. Хороши были приметы того времени, когда о поездках за границу начинали рассказ с того изобилия, которое там увидели.
Но веселый и интересный рассказ растворился в печали нашего настоящего времени.

 И о выпускниках Литературного института несколько с печалью отозвался Владислав Артемов. И печаль его была связана с тем, что и за стены славного института проникли денежные отношения. Некоторым за учебу нужно платить. И может оказаться не выученным тот, который хотел бы сказать свое особое слово. Наступила массовость.

Подумалось, что писателям хорошо было тогда, когда их было мало, а читателей без счета. А теперь весы качнулись, и равновесие нарушилось, точнее тот перекос нарушился. Писателей много, а читателей мало. Кому плохо? Вот и сказал слова Владислав Артемов о массовом ширпотребе.  Оттого имя писателя появляется и исчезает быстро.
 
Сразу вспомнилось о быстротечности времени. Все ускорилось, все заспешили. Быстрое время. Время, которое меняет свойство.
Не просто молодым авторам в наше время, но они уже знают к чему идут. И все же есть те двигатели, которые и в наше время направляют деятельность писателя. И Владислав Артемов назвал их – гордость и тщеславие. Конечно, в этом мало материального, но о них говорили. Писатель сам себе создает праздник, когда издает книгу, но достатка за этим не будет. Но Владиславу Артемову верится, что писатель все переможет и придет время, когда такая система изменится. Безгонорарная.

Эта часть беседы, о материальном в литературе, была очень полезной для любого пишущего. Особенно для того, кто это дело начинает. Без иллюзий должны все входить в мир прозы и поэзии.
Коснулся Владислав Артемов и выбора друзей в творчестве, и отметил, что кроме себя хорошо бы рядом находились и классики. Тогда не собьешься с верной дороги. И, действительно, имена классиков в разговоре звучали, словно они такие же собеседники, а совсем не те, кто скрылся в прошлом.
 
Коснулся в беседе Владислав Артемов и графоманов, отведя им крайнее место, на другом крайнем были гении. Между ними размещались все остальные. Порадовало, что было отмечено общее свойство гением и графоманов – упорство. Мне было приятно, что меня не забыли, как графомана, но сказали такими добрыми словами, что подумалось, что место такое все же нужно, а, если никто не займет это место, то будет не с кем себя сравнивать тех, кто идет в гору. Евгений Сулес отметил, что графоман не меняется, не совершенствуется, а остается на том уровне, с которого и начал. И мне вспомнилось, что когда мне сказали, что стихи стали лучше, то я возразила, что этого не чувствую. Оказывается, что Евгений Сулес прав, когда об  этом говорит. Появились такие и интересные выражения в разговоре – «прут в литературу», «лозунг – деньги и слава», «монареское дело писателя».
 
О своем творчестве Владислав Артемов говорил просто, не приукрашивая действительность. О романе, который пишет десять лет. Отметил автор будущего романа, что себя видит и в качестве писателя и в качестве читателя. Так появилось это объединение неожиданно. Но отразило точно современное состояние литературы. Книги поэтов читают поэты. Книги писателей читают писатели. Приметы современности о литературе в таком разговоре появляются и остаются важными приметами.

Понравилось еще сказанное о графоманах – «графоман растит свой лопушок». Вспомнила, что у меня есть миниатюра, которая так и называется – «Лопух в народной медицине». Лечение свалилось в лопухи, там же оказались и графоманы, в лопухах. Но польза от лопуха есть, он скрывает заброшенность, закрывает ее.
И еще много и другого полезного извлекла для себя в этой беседе. Простой, домашней, нормальной, без крика и шума, с мягким юмором, без набивания себе цены.