Мы шли по берегу реки, болтали обо всем, кидали гальку в отраженные в речной глади облака. Особенно лихо получалось у Сашки. Он быстрее всех выбирал плоские камешки из береговых камней и чуть согнувшись, ловко закручивая в броске, посылал их вдоль воды.
Ударившись и выбив брызги, сделав блин на воде, камешек отскакивал и прыжками пек еще несколько. Сегодня его рекорд был семь блинов – семь касаний камешка о воду, прежде чем он пошел на погружение.
Высматривая очередной, Сашка присел на корточки, что-то потянул, пошатал из стороны в сторону и, не без усилия вытянул из грунта потускневший, но хорошо сохранившийся морской кортик с резной ручкой, украшенной непонятной надписью Veritas Vincit.
Мы с восхищением и некоторой завистью смотрели на счастливчика дружка и старались получше рассмотреть находку. Кортик побывал в руках каждого из нас и вернулся к его новому обладателю.
Слушайте, здесь наверное есть клад, воодушевился Толик - младший из нашей дружной компании.
А че, конечно есть! Убежденно подтвердил Саша. Нужно только раскопать.
Пацаны кинулись искать палки или что то, пригодное для раскопок, только Толик остался выбирать камни и гальку, на месте находки, отбрасывая их в сторону.
Через короткое время, вооружившись тем, что попало под руки, новоявленные археологи с энтузиазмом начали ворошить береговые отложения: камешки, ракушки, ил, песок, наносной грунт.
Мы так увлеклись раскопками, что не заметили, как к нам подошел наш односельчанин, Николай Петрович – университетский преподаватель. Мы часто видели его на закате дня на берегу Волги – он любил возвращаться домой, прогуливаясь по берегу,
Успеха в раскопках! Червей копаете?
Нет, клад ищем, почти хором ответили мы.
Клад, а почему именно здесь?
Я здесь кортик нашел, ответил Саша.
Покажи.
Вот. Наш друг протянул находку Николаю Петровичу.
С интересом рассматривая холодное оружие, преподаватель увидел и прочел вслух надпись: Veritas Vincit – это написано по латыни и означает: «истина побеждает», объяснил он.
Потом, вернул кортик, постоял немного с нами и уходя, предложил.
Когда закончите поиски клада, заходите ко мне, я вам про настоящие клады расскажу и где их нужно искать так, чтобы наверняка.
Ладно, пообещали мы и вновь принялись ворошить землю.
Дальнейшие наши раскопки ничего нам интересного не принесли и мы, играя кортиком, побрели восвояси.
Когда уже собрались расходиться по домам, Никита вспомнил, а к учителю пойдем?
Конечно, единодушно согласились мы, ведь он, как найти сокровища, хотел нам рассказать, прокомментировал общее желание Толик.
Хозяин сидел за столиком на веранде своего дома, пил чай и читал какой то журнал. Из открытого окна доносилась симфоническая музыка.
Он усадил нас, налил каждому по стакану горячего чая, выложил в вазу пряники и поставил банку с вареньем.
Мы вдруг почувствовали сильный голод и нас уговаривать не пришлось. И чай, и пряники и варенье пришлись очень кстати.
За чаепитием, наш односельчанин задал нам вопрос: А что такое клад? Что такое сокровище?
Мы, перебивая друг друга делились своим познаниями.
Ну, это что то спрятанное, укрытое, что то ценное.
Молодцы. Одобрил преподаватель наши познания.
Это действительно какие-то ценности, некогда спрятанные владельцами, что бы их никто у них не смог забрать, да так и оставшиеся в месте их укрытия на многие годы, а то и столетия. Кладами могут быть рукописи, книги, драгоценности, ритуальные предметы, деньги, оружие, продовольствие, боевые доспехи, одежда.
Есть клады-сокровища – очень ценные, делающие богатыми нашедших их людей.
Однако, очень многие такие счастливые, как думается многим, находки, чаще всего приносят их обладателям большие неприятности и даже беды.
Мы удивились. Какие же беды от драгоценностей могут быть?
А как вы думаете, ребята, почему народ сокрытые в кладах золото, монеты, бриллианты и тому подобное, понятием сокровище обозначил?
Не зная, мы потупили головы. Никто не решился придумать хоть какой ответ.
Я вам объясню. Сокровище - от слова сокровенное, то есть тайное, скрываемое, не предназначенное для знания о нем других людей.
Ага, мы так и думали, заявил я и чуть было не покраснел.
Но, не только это значение, у этого емкого слова. Есть и второе, страшное, означающее - со кровИще(й), то есть добытое через пролитие крови, через насилие. Вот, как известные вам пираты делали, эти негодяи грабили и убивали людей на захваченных ими кораблях, а награбленные сокровища, нередко прятали в кладах на пустынных островах.
Вот поэтому, многие клады-сокровища, приносят тем, кто нашел и присвоил их себе, беды...
Однако, я хочу вам рассказать об особо важном сокровище, важнейшим на свете, каковое каждый из вас способен отыскать сам, отыскать для себя и для пользы других людей, не навредив никому.
Мы завороженно молчали, ловя каждое слово. Только попросили еще чаю, такой он был вкусный и ароматный. И варенья, и, если еще есть, пряников.
Все нашлось, к нашей большой радости и Николай Петрович продолжил.
Скажите, спросило он нас, вы слышали о Ломоносове, Пушкине, Менделееве, Лермонтове, Циолковском, Попове, Королеве, Вернадском, Павлове? Он назвал еще много имен но я их все не упомнил.
Конечно, и слышали и читали, знаем, знаем, переглядываясь между собой, что означало признание друг другу в том, что знаем не всех, закивали мы головами.
Улыбнувшись, преподаватель продолжил.
Вот все эти люди, и, еще очень и очень многие, нашли величайшие сокровища, настолько великие, что прославили и себя, и свой род, и нашу любимую страну. И не только прославили, но и сделали ее сильной и прекрасной, помогли ей сохраниться и не стать добычей врагов.
Что это за сокровища и где они их отыскали? Эти вопросы срывались у нас с языка и именно их и хотел услышать добродушный хозяин.
Эти сокровища находятся у каждого из вас в голове. Они есть у каждого без исключения человека, да вот не каждый трудиться, что бы их отыскать, не каждый их находит.
Какие могут быть сокровища в голове и как их оттуда достать, не поверили мы услышанному.
Если будете внимательно слушать, поймете, что это за сокровища, откуда они берутся и как ими пользоваться.
Так вот, бесценное сокровище, о котором я вам говорю - это новые, совершенно неизвестные никому, но очень нужные и полезные людям знания. Они не известны и вам самим. Вот это и есть бесценное сокровище, о котором я говорю Они скрыты в каждом человеке, но, далеко не каждый их находит и дарит людям.
Мы даже рты раскрыли, настолько интересно и сказочно говорил преподаватель.
Он ненадолго замолчал и я воспользовался возникшей паузой.
А что это за сокровище, о котором мы сами не знаем? И как его добыть, если не знаю, что это такое? И никто не знает? Друзья согласно закивали головами.
Хороший вопрос, Володя. Теперь, будьте особенно внимательны, что бы понять то, что я вам скажу.
Преподаватель поднялся, сходил в дом и вышел с большой, похожей на альбом книгой.
Открыв и полистав ее, он показал нам какую то таблицу.
Это Таблица Менделеева, пояснил он. Вы в каких классах учитесь? Спросил и посмотрел на нас.
Мы трое – в седьмом, а Толик – в шестом.
Вот, когда будете изучать химию, с восьмого класса, вы узнаете и про эту таблицу и про нашего великого ученого Менделеева, составившего ее. Эта таблица – выдающееся научное открытие, прославившее и Менделеева и нашу отечественную науку.
Я не буду вам пока рассказывать что она означает, скажу лишь, что с ее помощью ученые всего мира сделали много новых открытий для пользы людям.
Так вот, этой таблицы до Менделеева, никто не знал. И сам Менделеев ничего о ней не знал много лет. Но, как говорит легенда, однажды, он увидел ее во сне и утром перенес на бумагу. Но это только легенда, а на самом деле ученый извлек ее из своего ума после двух десятков лет изысканий.
А, я тоже так бы смог! Тут же заявил Сашка, пропустив мимо ушей два десятка лет. Чего проще, увидел и нарисовал.
Николай Петрович улыбнулся и разочаровал его.
Нет, Саша, это тебе только кажется, что ты бы это смог сделать. Или ктото другой.
А почему же тогда это сделал Менделеев? Ведь он и сам про нее ничего не знал, это же вы сами сказали, вставил я.
Вот ребята, Таблица Менделеева, это самое настоящее сокровище, а отыскал его Менделеев, не случайно. Он очень долго, много лет его искал, провел бесчисленные поиски в научных книгах и сидя за вычислениями, получил много необходимых для этого сведений, узнал и изучил массу наук, и в процессе постижения все новых для себя знаний, в голове его, незаметно ни для кого, незаметно для него самого - формировалось новое бесценное сокровище.
Так вот, используя приобретаемые новые знания, как инструмент поиска, Менделеев, в конце концов, нашел новое, неведомое до того никому знание - сокровище, нашел его в своей голове и предъявил его всем людям, всему миру.
Вот, ты, Саша, говоришь, что и ты бы смог, увидя таблицу во сне, нарисовать ее. Я тебе ответил, что это не так. И вот почему. Таблицу или еще что то выдающееся, можно конечно увидеть во сне. Но, увиденное, нужно понять: и целиком, и каждое значение, понять логику и взаимозависимость значений, символов и элементов.
Вы знаете ребята, однажды, во сне, я увидел и услышал, как женщины пели чудесную по словам и мелодии, неведомую мне песню. И, знаете, еще во сне, я очень сильно расстроился, что я не поэт и не композитор, что, проснувшись, не смогу воспроизвести ее для людей.
Помню только, что это была изумительная песня о маме…
Да, так вот, я и говорю, продолжил он сморгнув, и обращаясь ко мне: вот ты, Володя, я знаю, увлекаешься радиотехникой. Сам чтото там паяешь и собираешь. Я не ошибся?
Да, дядя Коля, мне нравится собирать из микросхем радио устройства и чинить старую электронику.
А как ты это делаешь, сам сочиняешь или по схемам делаешь?
По схемам конечно, правда еще много не понимаю в них, но смотрю в справочниках, в учебниках, у папы – вы же знаете, он радио мастер – спрашиваю, что непонятно.
Очень хорошо. Тогда легко поймешь аналогию. Скажи мне, вот если тебе или кому-то еще, не знающему вообще или недостаточно знающему, во сне приснится электронная схема сложнейшей вычислительной машины, ты сможешь проснувшись ее правильно нарисовать?
Да он и несложную не сможет, засмеялись ребята. Они были правы, не было у меня для этого никаких знаний.
Вот и Менделеев, никогда бы не смог составить свою Таблицу, если бы не приобретал глубокие знания по химии, по физике, по другим наукам, с помощью которых он отыскивал новое, неведомое никому знание – его сокровище, и, приложив много усердия и труда, открыл его.
Точно так же отыскали в своей голове сокровища и дарили их людям Королев, Калашников, Туполев, Илюшин, Сухой и многие, многие прославленные люди нашей земли и всего мира.
А знаете ребята, вы даже можете выбирать, какое сокровище вы хотите найти. Это может быть музыкальное, научное – в любой науке, инженерно-конструкторское, историческое, литературное. Любое - любое. Все зависит от ваших наклонностей и выбранной вами дороги познания. Ну, и конечно же, от упорства и трудолюбия в приобретении знаний. И тогда каждый из вас обретет в своем уме свое собственное сокровище.
Удачи вам!
27.01 2018