чтобы продлились дни твои на Земле

Людмила Куликова 3
     Однажды я наблюдала такую сцену: к больной пожилой женщине приходила, по-видимому, родственница.Они мило разговаривали,затем гостья поправляла постель,переодевала страдалицу, обтирала, собирала накопившийся мусор и,попрощавшись, уходила.Больная женщина была разговорчивой и,судя по по манерам,интеллигентной.Она с удовольствием  поведала мне интересную историю о том,что ухаживает за ней не родственница,а знакомая ,причём ,по собственному желанию,а не по просьбе и делает это с усердием и  любовью,что было заметно,поэтому я и предположила,что сиделка-дочь болящей.
          
         Суть истории необыкновенная. У сиделки ранее умерла мама. Случилось это в момент,когда никого не было дома. Мама упала прямо около входной двери,видимо,хотела позвать  на помощь, а пришедшая с работы дочка никак не могла открыть дверь,придавленную грузным телом в узком коридоре.Конечно, надеялась,что мама жива,просто ушиблась и не может подняться,ведь сумела же сама дойти до двери.
     Потом она казнила себя за то,что не смогла быть с мамой в момент смерти,не смогла спасти,оказать необходимую помощь. А теперь ухаживает за больной родственницей,как за мамой,вроде как выполняет свой долг,дочерний долг.

   Мне это показалось очень странным,непонятным. Ведь ухаживание было долгим:не день,не два.Как обычно бывает,мы приходим отдать  дань вежливости,что-то приносим(фрукты,сладости и пр.), На такое внимание и участие тогда я была бы просто не способна. Из-за непонятного "долга".Умерла так умерла.Конечно,горе,конечно,боль от потери любимого человека. А при чём здесь это? И с такой любовью и непритворным участием! Став верующим человеком, я прочла в Библии заповедь,данную людям Богом:"ПОЧИТАЙ ОТЦА И МАТЬ,ЧТОБЫ ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ЖИЗНИ ТВОЕЙ НА ЗЕМЛЕ". Она несколько раз написана и в"Ветхом завете", и в" Новом завете".
          
        В жизни ничего не бывает случайным,это не я придумала.А эту многолетнюю историю жизнь оставила мне в назидание,  когда тяжело заболела моя мама:перенесла два инсульта,потеряла память,не узнавала меня,не узнавала собственный дом,требовала овезти её в какой-то свой дом,не спала ночами,прятала вещи,документы..Мой сын тогда служил в армии, муж Лёвочка тоже мучился, глядя на меня.Памперсов тогда не было, но я не позволяла себе расслабляться. Откуда только брались силы при постоянном  недосыпании,нескончаемой стирки,как за младенцем. И,конечно,надрывная душевная боль от того ,как тяжело переносила мама страдания. В моменты просветления памяти я чувствовала её муки ,особенно ,если мне помогал Лёвочка. Помню,как я мыла ей голову,а Лёва держал её за плечи над ведром. Мама стонала,качала головой,давая понять,что ей неловко быть беспомощной,угнетало участие мужчины. Таковы были женщины того времени. Я её понинимала,но выхода не видела:помощь мужа нужна была постоянно.

       Неспроста я так щепетильно описываю свою историю.Мне часто приходится слышать от людей,что у них не проходит отчаяние от какой-то сыновней недоделанности  после смерти родителей,мучает  совесть,снятся тревожные сны. Теперь я понимаю,что это закономерно и напрямую связано с великой мудростью.

       Я успела, я сумела всё пержить,помочь мамочке до последнего часа её  жизни. Это не обманчивая самоуверенность, а душевный покой и совесть говорят мне об этом.Не переживаю,вспоминаю с любовью и поминаю,как всегда это делается тоже по неземному закону.

     Понятней история,с которой я начала рассказ. Конечно ,она дана  в назидание и мне, и тем,кому не удалось быть рядом в печальный момент жизни родителей."Природа не терпит пустоты".Вот таким образом сиделка заполнила свою сердечную пустоту,помогая родственнице,возможно,уходящей в ту,другую непонятную для нас жизнь. Зачтётся.
      Ещё при жизни мамы мой младший брат пропал бЕз вести. Он был травником. Ушёл в горы и не вернулся.Через год,по весне нашли его останки и сообщили маме. А она уже переехала ко мне в Тверь .Мы пошли в Тверской храм и заказали молебен. Мама торопила меня сделать это,боялась не успеть . Батюшка дал нам в руки кулёчик с земелькой,чтобы рассыпали её на могиле брата. Мама заволновалась:могилка  в далёкой Алма-Ате.Как это сделать?Батюшка успокоил её,сказав,чтобы мы прикопали земельку в любую заброшенную могилу.Я нашла старый погост в глухом уголке рощи,туда заходили люди  из любопытства,как в музей, и в заросший бугорочек с замысловатым железным старинным крестом прикопала земельку."Люда,какое великое дело ты сделала для меня,даже не понимаешь",-сказала мне мама.Лицо её просветлело.Длительное беспокойство закончилось,сработала "обратная связь" божественной заповеди ,и пустота заполнилась.Это было понятно маме,но не мне.Великое вселенское таинство безграничности человеческой души и вечной памяти.