Честномама

Людмила Куликова 3
    Мне достаточно "годков" для мудрости житейской,и каждый свой новый день я благодарю Бога за свою семью, перечисляя имена,боясь кого-то пропустить.Семья большая,обычно не хватает одного листка "О здравии" ,который я заполняю при посещении храма. Это бывает не часто,2-3 раз в год. Одно из них приходится на Христорождественский Тверской  монастырь:полюбила я его,хотя он в вечном ремонте, в лесах внутри и снаружи,еле видны  старинные фрески какого-то века,слабое освещение. Там мне впервые дали книжку афонского старца Паисия.С неё и началось моё ,можно сказать, "просветление ума". В мудрости старца я нашла ответы на многие свои житейские вопросы. Мой рассказ пойдёт о семье. Много об этом написано,не счесть пословиц и поговорок  народной мудрости. Честно,лет до 25 я не представляла себя в семье,своей роли,своего места,хотя все подруги уже имели семьи,ну жили себе и жили,плодились ,разводились, снова сходились.Такой  У меня сложился образец семейного счастья.А я вроде как мечтала о "прынце",живущем где-то далеко.Начиталась книжек.

            Моя собственная семья не была примером,но я считала,что так и должно быть. Как сказала моя мама,что так все живут,иногда притворяются,что всё хорошо.  Как-то появились на свет  мы с братом,выросли будто сами по себе,  потом в зрелом возрасте пропал без вести брат, родители разошлись,состарились,повторяя судьбу своих предков. Но что-то не так,всё-таки что-то такое должно объединять родных до самой смерти,вроде осенней паутины,которая всё держит и не выпускает на ветер ни листочка,пока те не замёрзнут  в причудливом узоре.

      Мне было лет двадцать пять,
когда меня направили работать в сельскую школу.Прижилась я быстренько,фантазии,как всегда, во мне бушевали : то литературный вечер проведу при свечах,то в поход на осле в санях еду с пятиклашками,а потом организовала ансамбль с учениками. И вот меня в гости приглашает парень односельчанин. Как потом рассказывала мне его сестра,что он всех в семье подготовил к этой встрече,поведав о моих удивительных педагогических "способностях".Семья оказалсь поющей,талантливой и непосредственной,начиная с  младшего брата до главы семьи.Меня сразу с этой вечерней "посиделки" удивили отношения в семье.Щедрое непринуждённое гостеприимство,переходящее в семейное пение ,а потом- на сольное, затем мой друг разделил нас на голоса:"Ты поёшь первым,а ты-вторым". Я любила петь, а с ними забыла,что я-гость,пела от души,репертуар подсказывали. Звучала изумительно гитара, а мы пели одну песню за другой.Все смеялись ,радовались. Коля ( так звали парня) хотел удивить меня и, конечно, удивил. Но не пением и гостеприимством, а своей семьёй. Я стала частой гостьей ,своим человеком в доме. Наконец-то узрела ту самую невидимую паутину между родителями и детьми.Она называется любовью.

      Как в семье дорожили друг другом! Младшая сестра  приносила в школу в кастрюльке еду старшему на перменках.Особой привилегией в доме считалась ночь,проведённая с мамой.Решали семейным советом,без обид,кто ночью удостоится этой чести. Умиляла картина сидящих на полу у ног мамы  детей,  голосующих за счастливца, а мама закатывалась от смеха,прикрывая рот натруженной рукой. Сколько любви и доброты было в этом удивительном моменте.С доброй завистью я наблюдала за всем происходящим в доме, и сама бы поучаствовала в незатейливом споре, хотя бы разочек ,хоть на краюшке "лежаночки ",хоть на коврике у ног скоротать ночь с тётей Ниной,чтобы поболтать с ней в темноте,пошушукаться о своём, о девичьем, услышать её удивительный ласковый смех или горькое всхлипывание. Здесь не стеснялись радоваться и плакать,шутить и посмеиваться над каждым. Здесь все счастливы,любимы,а потому и устроены в жизни.

 Рассказ я назвала "Честномама". Здесь нет ошибки. В  семье "не работали" слова "честное слово","честное пионерское". Для провинившегося клятвой было интересное слово "Честномама". Через много лет старшая сестра Сара,которая была моей подругой,рассказала,что "Честномама"  прижилось и в её семье. Да,я не сказала ни слова про отца .  Завсегда главный,он-кормилец,единственный работающий в семье мужчина,местный участковый. Он добродушно наблюдал  за детьми,говорил мало и по делу,был честным и порядочным человеком. Таким его и вспоминают односельчане. Паутинка любви окутала и меня так, что через много лет я ею "обволокла" свою семью,чтобы и с моего древа не отпал ни один листочек из волшебного узора.
         Я безумно люблю своих детей,про внуков меня каждый поймёт. Мне подарили такую любовь,открыли моё срдце,А заглавный,конечно, Лёвочка-муж,папа,дед,отчим,опекун и даже любимый дядя. В молитве за семью он у меня первый,потом все-все...и только в конце,как у Окуджавы: "И не забудь про меня". А святой Паисий своим "ключиком"  открыл мне семейный секрет,как  собрать эту божественную любовь  в себе,как уберечь её  от обид, от страхов,от ссор. Конечно, в семье всякое бывает,но с Божьей помощью всё-таки получается.