Дорогой, Михаил Семёнович!

Людмила Куликова 3
       Сначала хотела дать название рассказу  в лирической тональности. Передумала,потому что про Михаила Семёновича надо писать жизненно,реалистично. Каков человек,таковы должны быть о нём слова. Давно замыслила, но не знала,как подступиться.  Узнала от коллег,что Михаилу Семёновичу исполняется 80 лет-юбилей,весть разлетелась среди коллег и учеников.

    Набиралась команда для участия в юбилее. Тут не могло быть "избранных". Всем желающим  в новороссийской квартире нашлось бы место всенепременно. Коллега Татьяна засуетилась с подарком. Вот ведь загвоздка: материальное ничего не интересовало нашего любимого М.С. Порадовать могло только душевное,близкое сердцу . Татьяна стала оформлять альбом.Она-художник, отменный. Нужны были тёплые слова, как родному человеку. И тут меня "прорвало" и на память, и на вздохи, и на слёзы. Вспомнила всю нашу совместную интернатскую эпопею,которую могли знать и пережить только мы,работающие на Колыме  с контингентом детей-  беспризорников в возрасте  от 7 до 18 лет. Написала поздравительное письмо в Танюшкино художество. Я альбом  не видела: Татьяна живёт в Туапсе, а я-в Твери. Но подарок оказался достойным,каким и замыслили. Позже Таня написала мне, что ,прощаясь с гостями, Михаил Семёнович растрогался и сказал со слезами на глазах, что наш альбом для него -самый дорогой подарок. Вот он мой  "презент" из альбома:

   "Дорогой Михаил Семёнович! Вам исполнилось 80 лет!Года два назад я узнала,что вы  в Новороссийске занимаетесь с детьми в шашечном клубе,проводите российские турниры,побеждаете,неугомонный Вы наш директор. И это в 80 лет! Я так порадовалась за Вас. И вот сейчас,положа руку на сердце, хочу сказать Вам,что Вы сумели сделать мне великолепные подарки.Да,да-это не опечатка, именно Вы преподнесли  "подарки",которые я берегу в своей памяти, искренние и значимые,как то:  поездки с детьми на городскую игру "Зарница" в "кадиллаке" с буржуйкой(фургон зелёного непонятного цвета) в 40-градусные морозы,  это посещение начальника Магаданского авиаотряда (как визит к Богу).Тогда Вы меня попросили одеться торжественно,парадно,про красный пионерский галстук не забыть. Мы шли просить шефские деньги на поездку во Владивосток для пятидесяти беспризорников и хулиганов. А потом искренне радовались , что  дал денег и на самолёт, и на бюстгальтеры (Ваши слова).Обожала Ваши во всём уместные шутки.

      Благодарю за  Ваше доверие ко мне. Это я про 200 руб,которые вы дали мне в дорогу в секрете от других официальных лиц,сопровождавших нашу команду. Деньги на тот случай,чтобы я подкармливала детей во время непредвиденных обстоятельств. И я тратила их -и ни рубля на сторону честное- пречестное слово, как на духу.

     Спасибо за турне во время  моего летнего отпуска: Владивосток-Русский-Рейнике- Попов(острова),за отдых в палатках под проливным тропическим дождём на протяжении 2-х месяцев,за заливы с морскими ежами,звёздами и даже осьминожками,как желе. Их приносили ребята в ладошках. Ну где бы я ещё  смогла увидеть и потрогать такое диво- дивное !За "прятки"  в катакомбах,оставшихся аж после японской войны,за возможность прикоснуться к пробковым деревьям и нырнуть в волны Японского моря,пособирать с ребятами по побережью "трофеи", сброшенные с японских рыболовецких судов. Диковинки импортные всё-таки!Умудрились привезти  кое-что домой, а ещё я ,поев немытые помидоры в Охотске(там совершил посадку наш самолёт на обратном пути), подцепила дизентерию,которая дала мне законное право продолжить на 21 день отпуск в инфекционной магаданской больнице в самом начале учебного года.

        Да, непременное спасибо за "погони" на вашем  то ли красном,то ли ярко -жёлтом драндулете за "беглецами" в п. Палатку, в п. Хасын,  п.Стекольный (не перечесть-Колыма большая), с замёрзшими  стёклами  в драндулете   из-за мороза,который чем дальше ехать по трассе,тем крепче.Столько приключений за нашу с Вами "совместную" жизнь (по-другому работу в интернате не назовёшь).Воспоминания бесконечны....Это было профессионально и удивительно.

          Поздравляю Вас,замечательного педагога,удивительного человека,неповторимого директора  образовательной системы школ-интернатов в СССР.

      Мы Вас помним,любим. Дай Бог Вам здоровья!

   Пишу рассказ и перед глазами крупный сильный долговязый мужчина,идущий семимильными шагами по школе,постоянно поправляющий большие роговые очки,которые сползают на кончик носа.А,когда этот процесс надоедал,смотрел на всё поверх очков,наклонив свою большую умную голову. Или другая картина: в фойе школы стоял большой шахматный стол с фигурами,и во время перемен вокруг него постоянно толпились в основном пацаны  (по-другому этот контингент не назвать),спорили ,играли ,и неизменно рядом возвышалась молчаливая  фигура заядлого шахматиста-шашиста М. С. Дети обожали его,вот о коллегах не могу так написать: статус разный. Никогда не слышала,чтобы он повышал голос,
 но неловко краснел  от чужой грубости. Не забуду,как он  сказал мне сконфуженно, чтобы я не старалась, "угождая" сорванцам,говорить на их сленге типа "слабо","чувак". "Надо быть достойным звания педагога." Вот так. Макаренко-Сухомлинский вы наш. Мейзнер Михаил Семёнович.