Нильс Юхан Рюд. Эхо старой усадьбы

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
   НИЛЬС ЮХАН РЮД. ЭХО СТАРОЙ УСАДЬБЫ
RUD, NILS JOHAN. EKKO I DET GAMLE TUN
OSLO, GYLDENDAL, 1982, 227 S.

 опубликовано в сб «Современная художественная литература за рубежом» , 1988, №1, ВГБИЛ

 

      Для норвежцев, да, пожалуй, и для всех скандинавов, Нильс Юхан Рюд (род. в 1908 г.)*живой классик, блестящий стилист, продолжающий эстетическую традицию Гамсуна. У Гамсуна Рюд усвоил самое ценное — любовь к родной   земле,   природе,   тонкое   и   глубокое   понимание   национального   характера.
 С именем Рюда тесно связана и  социально-критическая тенденция в норвежской литературе. В 1932 г. он основал «Арбейтермагасинет» («Рабочий журнал»). Рюд -редактор активно поддерживал молодых рабочих писателей, многие из которых завоевали впоследствии международное признание:  Ингвалл Свинсос, Бьёрн Ронген и др. В романах, созданных Рюдом в эти годы: «У нас будет ребенок» (1933), «Украденный дом» (1934), исследуется трагическая судьба «маленького человека», безжалостно перемалываемого жерновами экономического кризиса.
 В годы Второй мировой  войны Рюд — борец с фашизмом, активный участник движения  Сопротивления. Теме войны посвящен сборник его рассказов «Свободная земля» (1945) и трилогия: «Сыновья мира» (1947), «Женщины  в  ожидании Рождества » (1948), «Мы любили эту землю» (1945).
Рюд — признанный мастер малой формы. Главный герой его новелл, эссе, «посланий и историй», опубликованных в сборниках «И зима, и весна» (1952), «Субботним вечером» (1959), «Дороги для пешеходов» (1967), «Цветение ледника» (1980)—родная природа, чьи состояния и настроения Рюду удается передать блестяще.
Романы, написанные в 70-е и 80-е гг., в той или иной форме рассказывают о встрече с прошлым, будь то реальное возвращение в родные края, как в романах «Колодец» (1971) и «Омуты» (1975), или аллегорическая встреча с самим собой в молодости    в    романе    «Приди  туда, куда  тебя влечет    воображение»     (1978).
Эта же тема исследуется и в романе «Эхо старой усадьбы», удостоенном первой премии издательства «Гюльдендаль» (1982).
Произведения Рюда, как правило, небогаты событийно, нет в них и сквозного сюжета. В центре внимания автора прежде всего внутренний мир героев, сложности их взаимоотношений, ощущение неразрывной связи с природой, родиной. Писатель, по мнению критиков, постоянно как бы пребывает на грани между эпическим и лирическим.
Супруги Эстер и Стенер, владельцы небольшой табачной лавки, приезжают в маленькую крестьянскую усадьбу. Необыкновенное чувство умиротворения и покоя охватывает их. Чтобы не замутить кристально чистую воду ручья, они оставляют машину на другом берегу и босиком идут к дому. Вдыхая деревенский воздух, они словно бы погружаются в мир прошлого и приобщаются к жизни предков. Усадьба прежде принадлежала бедным арендаторам-хусменам, гнувшим спину на богатых землевладельцев. Сыном последнего из арендаторов,  сумевших в конце концов приобрести в полную собственность дом с клочком земли, и был Стенер, уехавший в город. Усадьба зажиточных соседей называется Хаген (Сад)**, и соответственно усадьба Стенера Утхаген (что-то вроде «на отшибе у Хагена»). Этим названиям соответствуют и фамилии соседей. Между двумя усадьбами всегда существовали сложные, неразрывные, исполненные драматизма связи.
И вот теперь, через много лет, когда уже одна семья не зависит от другой, возникают, вернее, возобновляются на новой основе взаимоотношения соседей. Одна из обитательниц Хагена, старуха Агнета, никак не может забыть замечательного мастера, резчика по дереву, который умер, когда ей было всего десять лет. Это был Андреас, один из предков Стенера Утхагена. «В старых стенах живет множество имен»,— говорит теперешняя хозяйка Хагена. Эстер и Стенер начинают думать об Андреасе, ощущать его присутствие. Их как бы обступают «тени далеких предков»...
Постепенно Эстер и Стенер приходят к осознанию того, как бессмысленно прожили они все эти годы, как много потеряли, отдалившись от природы. Сажая картошку, они вдруг понимают, что занимаются простым, но вместе с тем значительным, почти священным делом. В земле им попадаются мелкие предметы, осколки прежней жизни, например стеклянный шарик, которым Стенер играл в детстве, а до него им играла еще его мать. Через них герои как бы физически соприкасаются с прошлым, здесь, в крестьянской усадьбе, самые простые вещи приобретают свой исконный, первозданный смысл, ведь в городе у людей столько лишнего — в общем-то ненужного, -размышляют супруги.
В построении романа — многое от музыкальной композиции: каждая глава разделена на две части, одна из которых относится к прошлому, другая — к настоящему. Они звучат как две совершенно самостоятельные и в то же время неразрывно связанные между собой темы; события, образы, мотивы одной из них оттеняют, усиливают, интерпретируют развитие другой.
   Наиболее значительный образ романа, в котором отразился глубокий интерес писателя к народному искусству (в 1972 г. вместе с поэтом А. Прайсеном он составил фольклорный сборник «Старинные песни»),— это образ народного умельца Андреаса. Неимущий хусман, калека, он, что называется, мастер золотые руки. На его долю выпадает у Рюда немало душевных мук. Он страстно любил свою жену, а она изменяла ему с соседом, Кристоффером Хаугеном, на усадьбе которого вынуждена была работать целыми днями. Андреас вырезал фигурку обнаженной женщины, удивительно похожую на его жену, с ангельскими крыльями за спиной. В минуту душевного смятения, осознав всю горечь унижения, Андреас обрубает ей крылья. Изувеченная статуэтка из ольхового дерева и сама ольха становятся метафорой образа Гру, жены Андреаса. Ольхой опять же неожиданно для себя называет Эстер Торгер Хаген, нынешний обитатель соседней усадьбы. История взаимоотношений Эстер, Торгера и Стенера в чем-то повторяет историю отношений Гру, Кристоффера и Андреаса. Из ревности Стенер едва не убивает Торгера, но постепенно страсти стихают, писатель верит в то, что в людях побеждает все-таки доброе начало... Стенер и Эстер решают насовсем переселиться в деревню, вернуться на землю предков. Они намерены вместе с Хагенами устроить здесь нечто вроде пансионата. Финальный эпизод романа вновь воскрешает прошлое: ожидающая ребенка Гру исполнена признательности и любви к мужу, в семье воцаряются мир и покой.

  * НИЛЬС ЮХАН РЮД умер в 1993 году . До 1990 года  издательство «Радуга»  отказалось издавать роман из-за эротических сцен , а позднее сочли его  не актуальными, даже « пресным»,неинтересным,  особенно на фоне начавшейся издаваться коммерческой серии женского любовного романа  в мягкой обложке .
**В Норвегии часто фамилии происходят от названия крестьянских усадеб.