Подходящая позиция

Ефим Шейнис
- Алан Кларк, - объявил секретарь, - зайдите.
Алан прижал к груди папку со своими документами и вошел в кабинет. Третий месяц он искал работу, свое резюме разослал двум десяткам организаций и вот первая ласточка. Он тщательно готовился к интервью, от корки до корки проштудировал книгу 130 самых трудных вопросов на интервью и как на них отвечать, купил красивую папку для своих резюме, тщательно побрился, (а вдруг интервьюером будет женщина), и смазал новые ботинки, чтобы они не скрипели. 
Менеджером оказался мужчина спортивного сложения в строгом черном костюме, который открывал свежую белую сорочку с красным галстуком. На его столе стояла фотография молодой красивой женщины с девочкой на руках. Так незамужние посетительницы сразу узнавали, что у них никаких шансов нет.
- Рад познакомиться, - приветливо сказал менеджер и подал руку, - садитесь.
Такой молодой, а уже менеджер, подумал Алан, я бы тоже мог быть уже менеджером, и у меня на столе была бы такая фотография, если бы не… Он ответил фирменным рукопожатием, сел и положил свою папку на стол.
- Мы познакомились с вашим резюме, у вас хорошее образование и есть опыт работы. Надеюсь, все, что вы написали в резюме - правда?
- Конечно, правда, вот мои документы, - Алан открыл свою папку.
- Я вам верю. Иначе мы бы вас не пригласили на интервью. Для вас есть подходящая позиция: кредитный инспектор. Вы будете встречаться с клиентами, обращающимися к нам за кредитом, и проверять…
- Я знаю, в чем состоят обязанности кредитного инспектора, - перебил Алан, - а нет ли у вас другой должности, я хотел бы поработать простым клерком.
- Не понимаю, - удивился менеджер, - я вам предлагаю престижную работу с хорошей зарплатой. Правда, у нас принято устанавливать трехмесячный  испытательный срок, но вы закончили известный колледж и должны справиться. Зарплата стартовая, покажете себя, мы вам прибавим. В чем проблема? Позиции клерка у нас нет.
- Эта работа связана с разъездами, а у меня больная нога. Я бы предпочел работу за столом. Значит позиции клерка у вас нет?
- Нет.
- Тогда извините, не буду отнимать у вас время. До свидания, - Алан закрыл свою папку и встал.
- До свидания, передумаете - звоните. Вот моя визитная карточка.

Алан солгал, у него не болела нога, просто эта должность не для него. Однажды он уже попробовал себя в роли кредитного инспектора. Это было год назад. Память услужливо напомнила ему события, о которых он хотел забыть…
Выпускной вечер студентов финансового колледжа начался с ярмарки работ. В зале стояло несколько столов, за которыми сидели представители банков, лизинговых фирм, кредитных союзов, инвестиционных компаний и других организаций, регулирующих денежные потоки. Одни их них находились в том же городе, где колледж, другие в разных уголках страны. Колледж, который оканчивал Алан, был широко известен, поступить в него и учиться в нем было нелегко. Алану почему-то понравился средних лет мужчина, сидевший за столом с табличкой директор Ист-банка Билл Вильямс, небольшая бородка и открытая улыбка делала его похожим на отца Алана. Он подал свое резюме, после чего состоялся небольшой разговор, во время которого Алан рассказал о себе, а директор банка сообщил, что у Алана будут большие перспективы, а для начала его возьмут на должность клерка.
- Если у вас большая семья, мы вам оплатим переезд, - сказал директор.
Алан поблагодарил и сообщил, что он не женат и директор банка вручил ему уведомление о приеме на работу.

Через неделю Алан уже сидел у окошка кассы и принимал вкладчиков. Ему удалось недорого снять комнату в этом приятном маленьком городке, жизнь налаживалась.
В первую же субботу директор пригласил Алана к себе домой на ужин.
- Это традиция нашего банка, - сказал директор, - я знакомлюсь с новыми сотрудниками в неформальной обстановке.
За столом, уставленным дорогой посудой и хрустальными рюмками, сидела вся семья директора, обслуживала ужин домработница. После холодных блюд подали горячие, Алана расспрашивали о его родителях, чем он увлекается и как проводит свободное время. Посредине ужина в столовую вошла девушка, оказавшаяся дочерью директора банка. Она приветливо улыбнулась Алану и подала руку.
- Это моя старшая дочь Элизабет, или просто Лиз, - представил девушку директор, - будущая известная актриса.
- Папа, перестань! - капризно сказала Лиз, - вечно ты со своими шутками.
Свободное место за столом оказалось рядом с Аланом, и вскоре он с Лиз непринужденно беседовал.
После ужина все перешли в гостиную, где Лиз села за рояль и немного поиграла.
Красивая девушка, подумал Алан, и хорошо воспитана.
- Вам нравится наш городок? - спросила Лиз, - а, вы только что приехали, хотите я покажу вам самые интересные места?
Весь воскресный день они провели вместе и договорились о новой встрече. Так начался их роман. Похоже, что папа знал об этом, так как через полгода Алан получил повышение по службе. Он стал старшим клерком и услышал как претендовавший на это место сотрудник, сказал кому-то по телефону, что обещанное ему место занял будущий зять директора. Вскоре Алан сделал Лиз предложение, которое было принято, и они устроили помолвку. На работе это событие было отмечено новым повышением, Алан стал кредитным инспектором.
- Вот твое первое задание в новой должности, - сказал будущий тесть, - у нас попросила большой кредит компания «Южные алмазы». Я не слышал раньше о такой компании, съезди, познакомься, посмотри, что там за люди, и, главное, какое залог они представят: солидную собственность, серьезное поручительство, в общем, чем они смогут отвечать в случае неуплаты долга.
Готовясь посетить офис компании «Южные алмазы», Алан составил для себя перечень шагов по проверке ее деятельности. Оказалось, что компания имеет свой вебсайт, в котором приведены снимки открытого ими месторождения алмазов в Южной Африке. Однако, пошарив в Интернете, он нашел эти снимки в старом журнале National Geographic. Еще больше настораживало, что в известном бизнес-справочнике текущего года этой компании нет. Поэтому он решил более внимательно присмотреться к офису и к людям, с которыми он будет иметь дело.

Офис компании находился в центре города в самом большом здании. В красиво обставленной приемной было много посетителей. Что это за люди? Алан недавно прочитал историю о том, как владелец кафе, выставив его на продажу, пригласил сесть за столики своих родственников и знакомых, чтобы создать для покупателей видимость успешного бизнеса. Его пригласили вне очереди и проводили к президенту, где он был приветливо встречен. Президентом оказался довольно молодой человек.
- Сэм Брэдли, - представился президент, - рад вас видеть, зовите меня просто Сэм. Я уверен, что сотрудничество моей компании и вашего банка будет взаимно выгодным и приятным.
- Алан Кларк, зовите меня просто Алан.
Сначала, как принято, поговорили о посторонних вещах. Обсудили последний футбольный матч и шансы местной команды.
Во время разговора Алан незаметно осмотрел комнату. Она была обставлена совсем новой мебелью, скорее всего, взятой на прокат? Стены были увешаны все теми же фотографиями прииска, что он нашел в старом журнале National Geographic. Их разговор часто прерывали телефонные звонки, во время которых Сэм давал указания подрядчикам и субподрядчикам. Звонки тоже могут быть заранее подстроенными, подумал Алан.
- Давайте обсудим ваше обеспечение кредита, - попросил он.
Сэм развернул карту Южной Африки.
- Наше обеспечение, - сказал он, - прииск Южные алмазы. Этот прииск оценивается в 3 миллиарда долларов. А мы просим у вашего банка всего десять миллионов. Надеюсь, это убедительно?
- А кто оценивал стоимость вашего прииска? - спросил Алан, - можно посмотреть документы?
- Алан, к сожалению, это секретная информация, - сказал Сэм, - мы просим у вас кредит, чтобы купить прилегающие участки, куда уходит алмазная жила, владельцы этих участков ничего не должны знать.
- Спасибо. О результатах нашей встречи я доложу завтра утром директору банка. Если у вас есть от нашего банка секреты, не думаю, чтобы мы доверили вам такой большой кредит.
Он встал.
- Не спешите, - сказал Сэм, - у нас есть еще и ценные бумаги. Вот они. Посмотрите, надеюсь это достаточный залог?
Он поднял атлас Южной Африки, под которым оказался большой конверт. Ногтем указательного пальца Сэм подвинул конверт к Алану. Алан взял конверт и раскрыл, в нем оказались несколько стодолларовых купюр новеньких как из типографии. Только одна, самая верхняя была посредине смята – ее уже складывали. Это была взятка. В колледже им часто объясняли, что взятка, это уголовное преступление, которое карается законом, причем виновными являются оба: и тот кто дает и тот кто берет.
- Этот залог не подойдет, - сказал Алан. Он положил конверт на стол, - до свидания.
- Вы пожалеете, - сказал Сэм, - прощайте.

По дороге домой Алан снова и снова проигрывал в уме заключительную сцену встречи.
Рассказать шефу о том, что ему предложили взятку? Но нет никаких доказательств. Надо было взять с собой маленький звукозаписывающий аппарат. Впрочем, и это ничего бы не дало. Дома Алан сел за составление отчета о встрече, в котором сделал вывод о ненадежности этой компании и необходимости тщательной проверки найденного ими месторождения алмазов. О взятке он решил не писать, а рассказать директору при встрече.
В дверь постучали. Это был сам директор банка. Лицо его было озабочено.
- Алан, что ты там натворил? Как ты мог?
- Простите сэр, я вас не понял.
- Мне только что позвонили из компании «Южные алмазы» и сообщили, что ты за положительное заключение потребовал у них взятку.
- Это неправда, все было наоборот.
- Они сказали, что ты положил на стол конверт и потребовал вложить убедительные бумаги. Этот конверт они уже отнесли в полицию, там есть отпечатки твоих пальцев.
- Это неправда.
- Ты можешь это доказать?
- Не знаю. Вряд ли.
- Тебя завтра утром арестуют. Мой тебе совет: собери быстро вещи и поспеши на вокзал. Если ты исчезнешь, никто тебя разыскивать не будет.
- Я хотел бы попрощаться с Лиз.
- Ее нет в городе. Я тебя переоценил, прощай, мне очень жаль. Вот твоя последняя зарплата.
С этими словами директор банка удалился.
Алан растерянно раскрыл конверт с зарплатой. 
В нем оказались несколько стодолларовых купюр новеньких как из типографии. Только одна, самая верхняя, была посредине смята - ее уже складывали. Быстро собрав свои вещи, он распрощался с хозяйкой, сказав, что получил телеграмму о болезни матери, и вскоре поезд мчал его на Запад.
Спустя какое-то время Алан прочел в одной из газет: Ист-банк сообщает своим вкладчикам об объединении с компанией «Южные алмазы», а ниже было уведомление о предстоящей свадьбе дочери директора Ист-банка Элизабет Вильямс с президентом компании «Южные алмазы» Сэмом Брэдли.