И снова образование

Елена Гвозденко
«Может, детей стоит учить тому, как „держать“ память, внимание, как классифицировать информацию, как добывать ту информацию, которой можно верить, как вести себя в ситуации бесконечного стресса и цейтнота. Как не бояться сказать, что думаешь, даже если твое мнение не совпадает с общепринятым? Ведь разве не это — пусть к открытиям?

Нам не нужны все эти люди, которые заканчивают университеты и школы с теми знаниями, которые и так у всех есть. Нужны люди с открытым сознанием, у которых открыты глаза, уши, нос принюхивается. Нужны мозги, не залепленные пластилином. И задача образования — развивать эти мозги дальше, а не придушить их поскорее».

Это цитата из выступления на гайдаровском форуме профессора СПбГУ, заведующей кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, руководителя лаборатории когнитивных исследований, доктора филологических и биологических наук Татьяны Черниговской.

Очень точный абрис образования будущего. Нам, действительно, надо определить приоритеты, сделать установку на развитие, а не набор определенных знаний. Зачем нужны преподаватели, пересказывающие в скучном монологе содержание учебника? Современные дети иные, у них другие проблемы и другие возможности. Практически до любой информации сейчас несколько кликов мышкой, так зачем надо куда-то идти, много часов проводить в душных аудиториях, чтобы выслушивать то, что можешь самостоятельно прочитать в комфортных условиях и, возможно, с большей эффективностью? Иное дело, если приоритетом для преподавателя становится не донесение информации, а «погружение» ученика в предмет, Интерес, горящие глаза, «инфицирование» темой. Разумеется, есть фундаментальные знания, которые трансформируясь в навык, становятся даже не знаниями, а скорее инструментами, «языком считывания» иного материала, «кирпичиками» суждений и умозаключений.

Определяя приоритетность развития надо менять маркеры результативности. Не набор каких-то знаний должен стать предметом теста, а умение находить информацию и работать с ней, способность к креативным решениям и комплексному анализу. С этими задачами может справиться только человек с хорошо развитым вниманием, мышлением, с ощущением внутренней свободы, позволяющей строить свои собственные логические цепочки. Внешняя среда стала слишком токсичной для детской психики. Постоянно провоцируя переключение внимания, она приводит к проблемам с его устойчивостью, а значит и мышлением.