Сорокоумовы

Лидия Шевчук
Виталий Сорокоумов (фото 1941 года)

(по воспоминаниям
Кировой (Сорокоумовой) Зинаиды Михайловны из Ирбита)

     Село Красное образовано в 1624 году боярским сыном Степаном Молчановым. Самое крупное и богатое торговое село  в Слободотуринском районе – здесь ежегодно проходило три ярмарки: Крещенская, Ильинская и Екатерининская. Были мелкие предприятия, к примеру, ирбитский купец Старков владел там стекольным заводом, а помещики и заводчики братья Виноградовы открыли спиртово-водочный завод. Со временем село стало именоваться Красная Слобода. В Краснослободской было несколько кузниц, магазин, три торговых лавки и гостиный двор для приезжающих на ярмарки купцов из Ирбита, Тюмени, Туринска и других мест.
     Одной из лавок владел Александр Павлович Сорокоумов, была у него и маслобойня, и кони, и коровы, была земля и большой кирпичный дом. Крепко на земле стоял мужик. Приходилось брать наёмных работников в горячую сезонную пору, особенно, когда сын Михаил ушёл на Гражданскую. Когда он вернулся и обзавёлся семьёй, Александр Павлович передал ему бразды правления хозяйством.
      Семью из семи человек раскулачили летом 1930 года и выслали в Ирбит. Невиданный случай, но погрузили на свои подводы (две лошади) Сорокоумовы несколько сундуков. Там была и одежда, и обувь, и посуда, даже фарфоровые сервизы. Было и кое-какое золотишко и серебро. Но на долго ли хватит любого количества добра, если не наживать, а только проедать? Конечно Сорокоумовым легче было, чем большинству переселенцев, переносить тяготы первых лет ссылки. Они сразу смогли приобрести корову, но в семье было пятеро взрослых и двое малышей. Потом ещё родилось трое детей. 
      «Богатство» Сорокоумовых, видимо, не давало покоя коменданту посёлка Кондрашину. В отсутствие взрослых он неоднократно приходил и перерывал сундуки, даже обыскивал дровяник и пригон для скота. Дети не знали, уносил ли с собой что-то комендант, а родители велели им молчать и сами молчали.
      Сначала все члены семьи, кроме восьмидесятилетней бабушки Фёклы, сына Виталия 6 лет, да годовалой дочки Зины, работали на котловане, готовящемся для фундамента цехов завода. Когда наладилось производство, Михаил Павлович с женой Клавдией Дмитриевной стали работать в цехе обжига кирпича. «Люди работали в жаре, в пыли поднимающейся от золы и сажы»      
      В 1937 году начались аресты. Зинаида Михайловна вспоминает: «Жители посёлка находились в постоянном страхе и говорили – надо верёвки готовить…  Но всё-таки люди между собой жили дружно и старались создать уют. Между бараками и заводом был разбит сквер. Росла сирень, рябины, акация и другие кустарники, были и цветы. Молодёжь находила время погулять по аллеям сквера. А малышам и вовсе радость великая. Перед войной, когда навезли вербованных, сквер был разрушен, практически уничтожен».
     Пришло известие из Свердловска, что в городе средь улицы арестовали брата Клавдии Дмитриевны – Попова Андрея Дмитриевича. Он работал на Уралмаше технологом, за усовершенствование производства литья был награждён Сталинской премией. Родные ничего не знали о нём до конца войны, пока он не вернулся в 1945 году. Андрей Дмитриевич никогда ничего не рассказывал, где он находился всё это время.
     В 1942 году призвали на фронт Виталия Михайловича Сорокоумова. Он был очень приветлив, хорошо учился в школе, неплохо рисовал и всё время читал…
     Командир пулемётного взвода, гвардии младший лейтенант 249 стрелкового Гвардейского полка 85 Гвардейской Краснознамённой дивизии Сорокоумов Виталий Михайлович погиб 14 августа 1944 года, захоронен: Латвия, Модонский уезд, в 300 метрах северо-западнее д. Битис.

Сорокоумовы:
Глава семьи – Сорокоумов Михаил Александрович 1901 г.р.
жена –  Клавдия Дмитриевна 1903 г.р.
отец – Александр Павлович 1876 г.р.
мать – Анастасия Александровна 1878 г.р.
бабушка – Фёкла 80 лет.
сын – Виталий Михайлович 1924 г.р.
дочь – Зинаида Михайловна 1929 г.р.
в ссылке родились:
сын – Геннадий Михайлович 1934 г.р.
дочь – Елена Михайловна 1936 г.р.
сын – Анатолий Михайлович 1939 г.р.