Лихой ас

Альберт Шаров 2
               

         Стояла морозная зима 1941-го года.Германские войска очень близко подошли к Москве и готовились к её захвату.Наше село Великий Двор находится к северо-востоку в 100 километрах,но обстановка у нас  была уже прифронтовая.В сторону Москвы шли эшелоны с войсками,техникой и снабжением.А обратно,в тыл тоже полностью загруженные составы.Много раненых солдат,в том числе и с тяжелыми ранениями.Каждый день в село приходили письма с похоронками,люди теряли своих сыновей,отцов и не только.Ужас войны,а самое главное,нашего разгрома дрожал в морозном воздухе.
         Но это заставляло людей тыла удваивать свои силы,работать и работать на оборону страны.Мне было 4- 5 лет и я был сыном сельской учительницы,которая работала в нашей школе начальных классов.
         В наши места часто залетали немецкие самолеты и бомбили железную дорогу.       
         Детсад или площадку временно закрыли ,потому что она стояла на краю деревни и чуть в отдалении. Это здание могло привлечь внимание немецкого бомбардировщика. Работали только ясли в центре деревни , для совсем маленьких детей. Уже было известно ,что немцы бомбили детсады , школы и другие заметные дома , где было много людей. У них было полное господство в воздухе ,потому что наших самолётов не было. Вся наша фронтовая авиация была уничтожена на аэродромах в первые дни внезапного нападения немцев. Немецкие самолёты свободно летали в нашем небе , в нашем тылу , всё высматривали , разведывали и охотились даже за отдельными гражданскими машинами и повозками. Были случаи , когда немецкий лётчик гонялся и мучил до смерти деревенскую корову или лошадь , пока она не упадёт замертво. Разгоняли пасшиеся деревенские и колхозные стада. В нашей деревне зениток не было. Их не хватало на фронте. Зенитки были только на проходящих эшелонах, на станции.
           Рано утром , ещё темно, мать поднимала меня и заставляла мешать ложкой манную или другую кашу. Каша варилась на трёхногом таганке , которая топилась щепками. Примусы были , но не было достаточно керосина. После такого завтрака я шёл с матерью в школу. Оставаться в такой темноте дома было не очень удобно и небезопасно.  В той обстановке в деревню иногда заходили бандиты и ножами убивали жителей. В классе матери я садился на свободное место и занимался рисованием или просмотром какой либо книжки. Иногда слушал урок. Когда через час или два становилось светлее , то я отправлялся домой. Дома я мог обедать , потому что в печи , в углях был суп с грибами и тушёная картошка , которую тогда хорошо умели делать. Надо было принести дров , воды из колодца , накормить кур , коз и другие мелкие дела.
           Однажды я пошёл домой не по улице деревни , а прямиком , через поля , напрямик к дому .Как говорили , идти задами. Расстояние было примерно с километр. Я нормально и привычно шёл по чуть заметной тропинке заснеженного равнинного поля. Вокруг полей  деревни в те времена был хороший взрослый лес. Утопая валенками в рыхлом белом снегу, я протаптывал себе эту дорожку на следующий день. А может кто то ещё пройдёт здесь. Будет хорошая дорожка по снегу. День уже наступил и он был солнечным и чистым.
             Вдруг ,с характерным и зловещим шумом мотора, из- за вершин деревьев леса
В небе , слева сбоку , прямо на меня выкатился самолёт. Мне было четыре года. Я уже знал всё. Немцы бросали бомбы в первую очередь на школы и дет. cады с детьми. Самолёт был немецкий без всякого сомнения , по звуку мотора и по всему виду. Наших тут вообще не было. Перед глазами лётчика на белом от снега равнинном поле была черная точка идущего человека. Самолёт шёл низко и атаковал именно меня. Он снижался и целил на меня своими шасси. Всё было понятно и известно. Немец был опытным лётчиком и вёл самолёт над равнинным полем , может на высоте 5 метров или менее. Он игрался как пацан и лыбился от удовольствия. Скорости тогда были порядка 300 - 400 км в час ,т.е. небольшие и полёт над равниной на малой высоте был простым. Самолёт целился и шёл прямо на меня .Этот самолёт был с неубирающимися шасси или он специально их выпустил , чтобы поиграться и доставить себе удовольствие. Он мог даже посадить свою машину на поле , совершенно спокойно и безнаказанно. Ударить сверху или напугать человека , было его детской забавой. Скорости самолётов тогда были сравнительно небольшие ,но всё равно это была скорость полёта. Страха у меня не было ,я всё знал и понимал ,и что было сил, побежал к сараю с сеном ,который был метрах в двадцати от меня. Самолёт не будет снижаться ниже крыши сарая , а если ударит из пулемёта по сараю , может и не попадёт в меня.
В этом сарае мы играли и уминали сено при его подвозе. Я успел прыгнуть в дыру ворот ,как сверху ,с рёвом мотора, и крестами на крыльях просвистел самолёт фашистов. Специфический , не наш, гул мотора самолёта быстро затихал и самолёт удалялся.
           Страха не было ,поскольку я всё сделал правильно. Этот момент помню , будто он был вчера. Разум ребёнка был точно таким же , как и потом в тридцать лет или сейчас в 70 лет. На крене самолёта я успел заметить довольное , сытое и откормленное лицо очень молодого немецкого лётчика , который откровенно с большим удовольствием , лыбился и лихачил , как хотел. Конечно , он прекрасно видел ,что по тропинке шёл ребёнок , но это был фашист , которые убивали и сжигали детей. На станции эшелона с зенитками не было и он вытворял , что хотел. Я лежал на сене в сарае и слушал затихающий гул удаляющегося самолёта. Мне всё было понятно. Нашей авиации нет , в воздухе только немцы. На земле фашисты вплотную приблизились к Москве и были от нас в районе Яхромы, что то порядка  50 км.
           Подождав , пока полностью затих гул мотора самолёта , я выпрыгнул из сарая и снова пошёл к дому через поле по заснеженной тропе. Пройдя несколько десятков метров и утопая валенками в рыхлом снегу , я снова увидел чёрную точку самолёта над крышами деревенских домов . Характерный неприятный звук мотора немецкого самолёта нарастал каждое мгновение. Я бросился бежать обратно к сараю что было силы. Но я отошёл уже довольно далеко. Скорость военного самолёта и ребёнок в валенках по колено в снегу. Мне уже было понятно , что немец сверху следил за мной . Он выждал момент ,когда я вылез из сарая ,отошёл от него ,и теперь он снова атакует меня. Деваться некуда. Я снова успел добежать до щели в воротах сарая ,как самолёт с диким рёвом  прошёл над моей головой. В кабине накренённого самолёта , близко, как в кино, я снова увидел и запомнил на всю жизнь самую наглую физиономию немецкого молодого откормленного лётчика , который снова лыбился , и у него были полные штаны радости. Это был натренированный многими вылетами и часами налёта немецкий пилот , типа аса , конечно, и в полной безнаказанности . Ему было лет 25 -30 , по моему впечатлению. Они пришли нас убивать с радостью и улыбкой , это было их детской забавой. У нас тут совсем не было самолётов , не было хорошего оружия в достаточной мере , не было обученных солдат и уже не было хлеба.
        Сейчас я долго сидел в сарае и долго осматривал небо. У самолёта должен был когда – то закончиться бензин и он уйдёт на аэродром. Потом вышел и ближайшим путём  быстро направился  в деревню.
         После этого случая я долго больше не ходил полем. Следующий раз я шёл по улице деревни. Это было более безопасно , чем на ровном поле. Здесь самолёт не будет так лихачить над  крышами домов и растущими большими вековыми деревьями.
          Я не стал рассказывать этот случай матери . Мать работала в две смены , да и забот было полно. Обстановка была такая , что за два месяца немцы почти подошли к Москве , практически был разгром нашей армии . Казалось , что у нас нет никаких сил, чтобы остановить немцев. Немцы захватили всю Украину , все основные наши поля хлеба и овощей. Оставшийся от огня пожарищ урожай попал к немцам. У нас не было хлеба и продовольствия. От Яхромы до Москвы было примерно 45 км.. От Яхромы до нас было порядка 50 -55 км.  Немцы , имея первоклассную технику , там даже солдаты имели мотоциклы или велосипеды , много машин , снабжения и продовольствия, могли атаковать Москву без всяких опасений. Даже , если бы я рассказал про этот самолёт, то был бы сам виноват , что пошёл открытым полем. По улице деревни было бы безопасно .

      У меня были ещё, пяток или чуть больше, стычек с немецкими самолётами , но не так близко, и я уже был начеку , чтобы коротким путём перебежать на улицу деревни и под высокие деревья. Я так же понял, что немец в воздухе, контролировал тогда пространство над нами и один человек, как чёрная точка, на белом снегу, очень заметен. Немец пилотировал и работал на испуг, выстрелов не последовало. Атаковал, как настоящую цель и очень лихачил, с переворотами направо и налево низко над головой. Я в свои четыре года считал, что мог меня задеть крылом, шасси или пропеллером, но обошлось.

Несколько позже,в начале ноября,по Красной площади прошел парад и Красная армия разгромила немецких захватчиков под Москвой.Германские асы перестали у нас летать,в нашем подмосковном небе.Они были отброшены далеко на запад.Но я отлично запомнил,как самодовольно,нагло и безнаказанно вёл себя в нашем небе немецкий ас.

Иллюстрация.Школа начальных классов в селе Великий Двор.

Фото из интернета.

27/01/18