Могилы у порога

Евгений Кошелев
Формально в Пензенской области не было войны. Но там высаживались немецкие шпионы, падали советские бомбардировщики и захоронены вражеские солдаты.

* * *

Хотя военных действий в области не было, она относилась к прифронтовой полосе, и на её территории были подготовлены оборонительные сооружения. Немецкие самолеты в первые годы войны, а особенно во вторую половину 1942 года, активно появлялись в небе нашего края.

Мама вспоминала, как в вечернее и ночное время в селе, где она жила, применяли светомаскировку от пролетающих почти каждую ночь над селом фашистских самолетов. Иногда они летели очень низко, отчего дрожали стекла в рамах окон.

В официальных документах отмечается, что в Пензенской области было зафиксировано около 150 пролетов, цель - заброска диверсантов-разведчиков, фотографирование военных и промышленных объектов с высоты(1). За лето и осень 1942 года на территории края было задержано более 60 диверсантов. Но, вероятно, остались и такие, которые затерялись среди местного населения

В ночь на 6 октября 1943 года в поле вблизи Пачелмы немцы выбросили десант из троих парашютистов. Двое сдались добровольно, а третьего задержали на железнодорожной станции Выглядовка(2). 

В начале войны над территорией нашего района (Пачелмского) проходил маршрут передислокации тяжелых бомбардировщиков ДБ-3 третьей эскадрильи 1-ой  Рязанской высшей школы штурманов. Их перегоняли с аэродрома г. Ряжска на новое место назначения. И в районе Пачелмы произошли две авиакатастрофы:

Около 16 часов 21 октября 1941 года самолет ДБ-3 (бортовой № 13) экипажа летчиков составе 4 человек – командира ст. л-та Муратова Романа Георгиевича (уроженец г. Грозного), Романова Михаила Степановича, Слуева Михаила Федоровича, Ширина Леонида Александровича - низко летел вдоль ж. д. дороги. Видимо, задел телеграфный столб, развернулся почти на 90 градусов и полетел перпендикулярно ж. д., за которой был овраг. Если бы на том месте оказалось поле, возможно, он благополучно бы приземлился. Однако он влетел в овраг и жестко ударился о его стенку. Погибли все (место авиакатастрофы в одном  километре от Пачелмы в сторону разъезда Толковка)… Экипаж похоронен на местном кладбище, на могиле установлена памятная плита.

Второй самолет ДБ-3 (бортовой № 7) разбился в окрестностях поселка Плуг и Сеялка (местный колхоз имени Жданова). Он был не только разбит, но и наполовину сгорел(3).

В лихое военное время в поселке на базе бывшей районной средней школы были развернуты два госпиталя для лечения раненных бойцов Красной Армии: № 1338 (действовал всего полгода, до 22 ноября 1942 года) и № 2916 (существовал до осени 1944 года). Не все солдаты дожили до светлого праздника Победы, от ран умерло несколько бойцов, которые и были похоронены на территории школы, у ограды. Обидно, что в настоящее время эти могилы не ухожены. Хотелось бы, чтобы местные краеведы, а также общественность райцентра обратили на это внимание и отдали дань памяти воинам, покоящимся на нашей земле.

* * *

Я думаю, будет уместно рассказать в этой статье и о военных других государств, умерших от ран и похороненных в Пачелме.
 
По окончании войны военный госпиталь был закрыт. Но так как в плену на территории Советского Союза находилось много раненых военнопленных немцев, то было принято решение временно использовать здание школы рабочего поселка Пачелма как госпиталь для военнопленных. Он просуществовал до конца 1947 года.

Недалеко от железнодорожного вокзала был открыт приемный первичный санитарный пункт для прибывающих раненых военнопленных немцев. Я предполагаю, что он находился в деревянном здании железнодорожной школы. Еще есть живые свидетели, которые могут это подтвердить или опровергнуть. Одна из свидетелей -  это житель райцентра Пачелма, ныне здравствующая А. Кочетова (очень надеюсь на ее вспоминания).

Санитарный приемный пункт временного содержания использовался как карантин для раненых пленных, где их подлечивали и переводили в госпиталь, расположенный в здании средней школы. Тетя Нюра (Кочетова) ходила на этот пункт подрабатывать. Некоторые из прибывших военнопленных были в тяжелом состоянии и вскоре умирали.

Их хоронили на краю поселка, возле оврага. Умерших хоронили сами же военнопленные, для рядовых солдат могилы копали общие и неглубоко, а для захоронения офицерского состава могилы были выкопаны глубже. В 1954 году на месте оврага был сооружен пруд, берега которого засадили соснами.

Рабочий поселок бурно застраивался в 1950-х годах, заселялись новые территории. Так, за парком культуры в сторону пруда была образована новая улица. Улица была очень широкая, начиналась она от парка культуры и в простонародье ее называли «немецкой», почему-то никто из администрации поселка на это не обращал внимания. На наши вопросы взрослые отвечали, что после войны в этом месте хоронили пленных немцев.

Мои родители, имея большую семью, мечтали построить просторный дом на окраине поселка. Отец долго выбирал место для будущего дома, и, наконец, он с мамой решил построить дом на берегу пруда на окраине улицы. Дом был выстроен, и в 1972 году семья моих родителей переехала в него.

Старший брат Виктор работал в эти годы в Пачелме на стройке промышленного объекта. И большую часть времени жил у родителей в дому. Отец обратился к нему с просьбой подвести водопровод поближе к дому, водопроводная колонка находилась в соседнем проулке. Брат согласовал все технические вопросы и, после приобретения материалов, прокопал траншею экскаватором. Работы закончили поздно вечером и на следующий день хотели укладывать водопровод.

Утром, выходя в сад, отец увидел, что возле траншеи копаются люди. Оказалось, что в вырытой земле находились человеческие останки (кости). В челюстных костях останков находили золотые коронки. Новость быстро разнеслась по поселку. Приехали представители администрации поселка, СЭС на место раскопок, и траншею пришлось закопать. Администрацией райцентра были направлены запросы в соответствующие официальные органы, в том числе и в архивы министерство обороны.

Двадцать лет спустя, в начале 2000-ых годов, Пачелму посетили представители посольства Венгрии. Они осмотрели места захоронений, и в 2001 году напротив родительского дома было облагорожено место и установлена памятная плита с надписью о похороненных военнопленных венграх. Так неожиданно война напомнила нам о себе буквально у порога нашего дома.

* * *

Отгремели бои, и вернулся с войны ветеран.
Но не могут оставить в покое солдаты
Безымянных могил: и родных, и врагов.
И не павших в бою, а умерших от ран.

Спи спокойно, солдат, здесь никто не забыт
Останков твоих не коснется рукой следопыт.
У нас никто не забыт, и ничто не забыто.
Вечной памяти вам - плита с осколка гранита
__________
(1) Соболев А.Н. Люфтваффе над Пензой // Наша Пенза: газета. – Пенза, 2015. – 29 апреля
(2) Соболев А.Н. Пенза против абвера // Наша Пенза: газета. – Пенза, 2011. – 25-31 августа
(3) Солдат без имени не бывает // Родная земля: газета. – Пачелма, 1999 http://dmitrovsk1943.mybb.ru/viewtopic.php?id=1303