Глава 10. Разумная природа

Андрей Митран
Что же такое разум? Являясь одной из трех несозданных вещей, он продолжается в нашем существе в виде многомерной структуры восприятия, обработки, организации, хранения и использования различных типов информации и знаний. Разум не выделен в отдельный орган, не имеет тканей и клеток. Разум – это связь между сознанием, подсознанием, бессознательным и всем непознанным.

Рассмотрим это в деталях и разберемся с этими понятиями.

Сознание – это высшая форма психического воспроизведения нашего внутреннего мира и восприятия окружающей среды; это естественное состояние человеческого головного мозга в период бодрствования, одной из функций которого является мышление; это высшая форма отражения материальных явлений действительного мира. В психологии сознанию дается следующая формулировка: сознание – это форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредованного, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Результат лингвистического анализа дает нам еще одно представление о феномене сознания: «со» – приставка, объединяющая объект, значение; «знание» – соглашение, договоренность по тому или иному факту. Таким образом, сознание – это уровень бытия, основанный на совместном знании чего-либо.

Подсознание – это область зародившихся, но еще не вполне осознанных мыслей и представлений. Подсознание содержит не ясный сознанию смысл и не управляемую им логику. В подсознании происходят разумная координация мышления, формирование намерений, принятие решений, но мы не осознаем этого. Это неподконтрольно нам. Мы сталкиваемся лишь с результатами этих процессов. А поскольку человек в течение дня по большей части подвержен реактивному и стихийному мышлению, то наше поведение, привычки и образ жизни зачастую обусловлены подсознательными реакциями и убеждениями. И незначительно – сознанием. К подсознательному относятся наши автоматические реакции и рефлексы, но не физиологические, а имеющие психологическую природу. Подсознание – это не физиология, а физиология – не подсознание. Подсознание – это область человеческой психики, отвечающая за безусловные рефлексы, а также за хранение и обработку поступающей информации.

Бессознательное – это совокупность процессов, происходящих в период нашего нулевого восприятия, когда мы не желаем или не можем воспринимать окружающую действительность. А все непознанное – это все то, что не имеет ни осознания, ни формулировки, ни пояснения – таинственное и непостигнутое информационное пространство, сокрытое от разума людей.      

А теперь рассмотрим пять основных функций разума: восприятие, организация, обработка, хранение и использование информации и знаний.

Восприятие. Это входящий поток. Через него разум получает информацию, как выборочно, так и хаотично, обо всех процессах и явлениях окружающей среды, равно как и тех, что происходят внутри нас. Выборочное получение информации происходит за счет наличия цели и обращения внимания на тот или иной предмет познания, хаотично, когда находится в покое. Эти два способа всегда взаимосвязаны. Даже находясь в покое, мы воспринимаем окружающую действительность через органы чувств, то и дело останавливаясь на каких-либо ее деталях, привлекающих наше внимание. И наоборот, в процессе познания целевое восприятие сопровождается неконтролируемым потоком информации, проникающей в наш разум из окружающей среды.
 
На службе у разума находится целая система чувств, отвечающих за восприятие, она включает в себя такие органы, как глаза, отвечающие за зрение, уши – за слух, язык – за вкус, кожа – за осязание, нос – за обоняние. Данные органы являются индикаторами событий внешнего мира. Они проводят информацию в центральный аппарат управления – мозг, который отвечает за весь спектр физиологических процессов. И если мозг является центральным аппаратом управления, то разум – его невещественным ядром, энергией, запускающей все механизмы и процессы.
 
Организация. Разум подразделяет все, что воспринял, на соответствующие категории. Среди них: элементы быта и интерьера, стиль и образ жизни, модели поведения, наука, религия, философские истины, природа и многое другое. Так возникают ассоциации и множественные ассоциативные ряды. Так происходит первичное соотнесение новой информации с имеющимися знаниями, формируются оценочное мнение и стереотипы.

Каждый человек обладает своим объемом воспринятой информации и своими способами ее организации, во многом они схожи, но идентичных нам не найти. Всегда присутствуют уникальность и многогранность. Если воспринятая информация нам неизвестна, то она подвергается дополнительной обработке и анализу.

Обработка. Сопоставив воспринятую информацию с имеющимися знаниями, в разуме запускаются множественные аналитические процессы, они раскладывают воспринятую информацию на составляющие части и полностью или частично объединяют ее с нашим мировоззрением. То, что соответствует ранее усвоенной информации, чаще воспринимается спокойно, как данность или истина. То, что не соответствует или противоречит личному опыту, воспринимается с осторожностью, а иногда и агрессивно. Неизвестная информация воспринимается либо нейтрально, либо с интересом, либо пропускается «мимо ушей», в зависимости от потребностей и устремлений человека. Воспринимая любую информацию, мы редко задумываемся о механике этого процесса, он происходит естественно, без дополнительного осмысления. Это происходит постоянно, с любой информацией и любыми знаниями, даже более достоверными, чем те, что нам известны.

В процессе восприятия и обработки информации разум редко работает на пике своих возможностей, наоборот, эти процессы свидетельствуют о его инертности. Наше мышление также подвержено воздействию данной функции разума. Инертность не позволяет увидеть действительность в ее истинном облике. Даже когда наш опыт вредит нам, мы можем не осознавать этого, ведь мы воспринимаем происходящее как естественное положение вещей.

Разум постоянно сравнивает, анализирует, присваивает соответствия и подразделяет на категории, переоценивает, создает новые ценности. В процессе познания – намеренного обогащения информацией – аналитические процессы настолько активны, что способны преодолеть инертность, открыть новые категории знаний, обогатить интеллект и раскрыть новые способности. Постепенно усвоенная информация укрепляется в мировоззрении, становится частью личного опыта и сохраняется в памяти. 

Хранение. Весь объем новой информации архивируется в памяти в виде образов, картинок, знаний или отдельной информации. Разум выстраивает их во временные и событийные соответствия. Это происходит с помощью различных приемов записи в упорядоченные системы. К примеру, вспомните вчерашний день и постарайтесь воспроизвести очередность событий на временной плоскости. Таким образом, воспроизведутся различные ситуации, которые связаны между собой, – это событийная горизонталь – последовательность событий одного дня. А если вчера утором вы чистили зубы, и в предыдущий день чистили зубы, и каждое утро чистите зубы, то это событийная вертикаль – родственные и идентичные события, происходящие с определенной частотой и периодичностью на протяжении долгого периода времени. В разуме каждого из нас имеются миллионы таких записей и различных переживаний прошлого. Событие, случившееся в определенном месте и в определенное время, может быть полностью записано и содержаться в нашей памяти, даже если мы не вспоминаем о нем. То, что мы восприняли и о чем думали в течение небольшого отрезка времени, может быть сохранено на всю жизнь.

Использование. Все, что хранится в нашей памяти, так или иначе влияет на наше мышление, умение излагать свои мысли устно или на бумаге, оно влияет на наши поступки и поведение, привычки и характер, и, безусловно, влияет на нашу судьбу. Усвоенная информация позволяет нам планировать свои действия, использовать необходимые знания в той или иной ситуации, а нашему мозгу – генерировать импульсы для поддержания жизнедеятельности организма.

С рождения мы все имеем схожие интеллектуальные способности, уровень знаний и развития. Но проходит всего пятнадцать-двадцать лет, и мы предстаем перед обществом абсолютно разными людьми, с уже сформировавшимися взглядами, собственным отношением к себе и окружающим, с различным уровнем социальной активности, разными целями, мечтами и т. д. Всего полтора-два десятка лет создают фундамент нашего характера, привычек, мировоззрения, интеллектуального и физического развития, качеств и прочих свойств.

В эти годы мы получаем воспитание, которое формируют близкие люди и социокультурная среда. Мы учимся быть людьми, находить разницу между собой и другими, разницу в событиях и состояниях, а также познаем много новой информации. Всего за несколько лет формируется понимание о добре и зле, о хороших и плохих поступках, понимание их причин и следствия, взрастает воля и формируется разум.

Базовый процесс развития предопределяет нашу последующую жизнь. Будем ли мы успешны или станем терпеть поражения, будем личностью или присоединимся к толпе, сложится наша жизнь удачно или придется испытать на себе все ее тяготы, обиды и сожаления, зависит от условий нашего взросления и их восприятия. Но поскольку у большинства из нас этот период уже позади, следует разобраться с тем, чем именно он нас наполнил.

Изучение природы разума заключается в познании собственных взглядов на различные вещи, интеллектуальных реакций на различные обстоятельства и модели их осмысления в тех или иных ситуациях. Чтобы все это изучить, необходимо основательно подойти к вопросу самоанализа и постоянно задавать себе различные вопросы.
 
Спрашивайте себя: о чем я сейчас думаю? что я сейчас чувствую? где я сейчас нахожусь? нравится ли мне это? каким было мое детство? какая ситуация повлияла на меня? что я думаю о своем прошлом? чего я хочу и как мне этого достичь? достаточно ли я знаю о себе? почему я так думаю? что об этом думают другие люди? какое суждение наиболее верное? какая точка зрения приведет к наиболее благоприятному видению жизни? нравится ли мне мое окружение? достаточно ли у меня единомышленников? хватает ли мне общения? устраивает ли меня моя профессия? достаточно ли мне средств для жизни? как я провожу свое время? что для меня ценно? чем я хочу заниматься? какие у меня отношения с семьей? как я реагирую на это? почему я так реагирую? как бы мне хотелось поступить? какими качествами я обладаю? каких качеств мне не хватает? где мне найти больше информации об этом? кто мне может помочь? как мне развить в себе эти способности? как мне проявлять себя? каким должен быть мой завтрашний день? как я буду жить через год, два, три, пять, десять лет? и т. д. Познание себя – это долгий и откровенный разговор с самим собой. Каждый такой вопрос повышает осознанность, а она позволяет нам обустроить свою жизнь наиболее благоприятным образом. В том времени и в том месте, где это происходит, мы становимся ее основополагающим творцом.

Сами по себе знания не являются большим откровением, откровением является то, каким образом их можно применять. Многие слышали такую фразу, что мысль материальна, а многие ли знают, как это происходит, могут ли они преднамеренно материализовать свои мысли? Информация сама по себе не имеет большой ценности. И только зная, как ее применить, можно обрести силу и свободу.

Мы можем выбирать, в каком обществе жить, что делать и как думать. Мы можем абстрагироваться от всех и начать создавать свой собственный мир либо противопоставить обществу свою активность, чтобы стать источником его перемен.
 
Чтобы распознать эффективность своих поступков и взглядов, необходимо спросить себя: а делают ли они меня лучше? становится ли у меня больше сил и возможностей благодаря им? Как мои взгляды и мое отношение должны влиять на людей и как они влияют на самом деле? Если ответ положительный, вы на правильном пути.

До тех пор, пока мы не научимся управлять процессами своего разума, он, уже окрепший и неуправляемый, с различной частотой и периодичностью будет играть с нами в свои коварные игры. Как это понимать? Допустим, мы поставили перед собой цель – вести здоровый образ жизни. Коварство разума будет заключаться в появляющихся сомнениях, вполне обоснованных трудностях, оправданиях, аргументах в пользу бездействия, он даже придумает нам множество дел, лишь бы остановить нас. В этом случае человек противопоставлен самому себе, он ведет свой внутренний диалог с самим собой, его «я» надломлено, а организм живет собственной жизнью. До тех пор, пока мы не возьмем на себя ответственность за свою жизнь и не станем владеть сами собой, разум будет жить обособленно. Он будет побуждать нас мыслить определенным образом, будет внушать страхи, сомнения, переживания, неуверенность. А если его реактивная функция совсем возобладает, то и вовсе можно впасть в депрессию или апатию, что, несомненно, повлияет на нашу жизнь и на ход событий в ней.

В чем заключается реактивная суть разума? В том, чтобы все объяснить, все разделить и упростить до невозможности, и в том, чтобы навешать ярлыков. Такое категоричное отношение разума к информации необходимо, чтобы оградить нас от любых действий, и направлено на поддержание неизменного образа жизни. Реактивная суть свойственна всем живым существам, в том числе и человеку. У животных она проявлена в виде инстинктов. У нас – в виде ответной реакции на те или иные раздражающие факторы. Пока мы не начнем развивать себя и замещать реакции осознанным творением, мы будем оставаться во власти животной природы. 

Может показаться, что эта структурированная система является конечной. Но это не так. Мы рассмотрели только одну сторону природы разума – построенную на основе восприятия. Но есть и другая – основанная на генерации ментальной энергии.

Восприятие – это входящий поток информации, а не исходящий. Творение – исходящий. Разум участвует в творении, он наполняет новые события, предметы и явления смыслом, образами, различными свойствами и характеристиками. Разум отвечает за формы новых творений, любовь – за их содержание. Проходя через пространство разума и любви, духовная энергия – чистая энергия творения, обретает свою плоть – физическое воплощение. 

Именно поэтому познание мы начинаем снизу вверх: от плотных физических тел до бесформенной духовной энергии. И когда мы обретаем достаточное количество знаний и опыта, то воплощаем свои творения сверху вниз – от духа, через разум и любовь в плотные физические формы. Так, своими творениями, мы возвращаем миру свой долг, возникший в процессе нашего познания, а после совершаем в него вклад в виде идей, вещей и событий, которыми хотим его наполнить.

Необходимо увидеть, как наш разум работал раньше, и понять, как ему нужно работать сейчас. Пока разум молод – он слаб, его существование обусловлено восприятием. Восприятие формирует однобокое, субъективное представление о действительности и не дает увидеть картину мира целиком.  Это психологический термин, который объясняет процесс поступления информации, формирующий неоднозначное и необъективное представление о событиях и ситуациях. К примеру, если двух человек поставить по разные стороны одной стены с выкрашенными в красный и черный цвет поверхностями, то один всегда будет видеть красную сторону, а другой черную. Но никто не увидит стену полностью, как и все, что за ней находится, пока не сойдет с места. Так и в жизни: все, что мы видим, является для нас истинным, но мы видим не все… Восприятие посредством органов чувств не способно сформировать полную, объективную картину мира.   

Как люди работали с восприятием раньше? Если, к примеру, кто-то оскорбил их, им приходилось это трансформировать: отражать негативный поток, смягчать его, скрываться, посылать любовь, использовать много других методик… Они срабатывали с этим, вкладывали силу, реагировали на раздражающие их факторы.

«Восприятие – это принятие того факта, что кто-то другой сотворил твой мир, но не ты…»

Восприятие однобоко, однако оно является необходимым условием нашего интеллектуального развития и эволюции разума в целом, а также важной частью духовного пути. Это та часть, наполнившись опытом которой, следует освобождаться от бремени ее ограниченных возможностей. Нам необходимо расти, эволюционировать и своевременно замещать отжившие свой срок вещи новыми, более совершенными вещами.
 
Необходимо научиться переключать свой разум. Необходимо совершить переход от восприятия жизни к ее творению. Практика такого поведения поможет быть самим собой и постепенно освободиться от влияния восприятия. Именно от его влияния, а не от него самого. Любое освобождение – это признак проявления великого духа. Освобождение дает новое видение. Освободиться – не значит избавиться от чего-либо. Освободиться – значит убрать влияние любых внешних и внутренних факторов, которые могут ограничивать нас. Как совершить этот переход?

Наш разум обладает и такими функциями, как визуализация – мысленное представление потенциально возможных событий; фантазия – создание вымышленных, не основанных на действительности и несуществующих образов; инициация – намеренное воплощение новых форм и смыслов; наречение – присваивание имен предметам, явлениям и живым существам; генерация – создание наиболее эффективных моделей поведения и алгоритмов реализации задуманного.

«Творение – это воплощение внутреннего мира человека без искажения и без остатка…»

Как бы странно это ни звучало, но нам нужно научиться договариваться с собой. Нужно подчинить мыслительные процессы своему намерению. А чтобы это произошло, намерение должно быть сформировано. Что значит сформировать намерение? Это значит, освободившись от влияния любых внешних и внутренних факторов, определить направление своих собственных действий в той или иной ситуации. Нужно решить, что для нас важно и чего мы хотим достичь. Это может касаться любой сферы нашей жизни: самопознания и развития, карьеры, хобби, взаимоотношений с другими людьми, бизнеса, общественной деятельности, жилищно-бытовых условий и многого другого.

Наши мысли – это содержательная часть нашего разума. Поскольку информационный ресурс мысли передается в закодированной форме – словах, то следует считать, что последовательность таких кодов составляет энергоинформационные программы, которые сами по себе являются лишь сообщением разуму о произведении какого-либо действия, процесса. Программа – это информационное сообщение, стимул для действий.

Программы способны существовать как внутри нас, так и снаружи. Вкладывая определенный смысл в те или иные предметы, мы наполняем их своей энергией, которая способна существовать автономно. Сам факт непрерывной генерации последовательных мыслей, способен изменить пространство реальности.
 
Наверняка вы сталкивались с таким явлением, что, когда вы думали о другом человеке, он вдруг выходил с вами на связь, либо вы «случайно» встречали его, либо кто-то заговаривал о нем. Здесь важно понимать, что сильная мысль способна влиять на события, при этом все может произойти любым возможным образом. Так или иначе, в наше пространство приходит то, о чем мы думаем, и то, к чему стремимся.
 
Это доступно по отношению ко всему, просто будьте тем, кем вы хотите стать. Ведь вы уже знаете, что для начала – нужно быть, а потом – можно иметь. Будучи творцом реальности, вы имеете все блага, которые она может вам подарить, вы можете создавать новый опыт, знания, друзей, важные события, работу, деньги и даже любовь – все, что только может прийти на ум, находится в нашей власти.

Человек может жить, исходя от разных частей своей природы, перемещать свое «я» в различные его части. Некоторые живут, исходя от физической природы – подчиняясь физиологическим потребностям. В еде, сне и спаривании люди и животные схожи, человек отличается от животного, когда практикует духовное развитие. Другие живут, исходя от эмоциональной природы, находясь в зависимости своих чувств и страстей. Третьи живут, считая, что разум – их главенствующая природа и основная форма воплощения, но они находятся в зависимости от его двойственного потенциала. А можно жить от духа – бесконечного пространства творения, которое свободно от грубой и невежественной энергии, допустимой на других уровнях.